- Прошло почти пять лет со дня создания нашей организации. Всероссийские конференции, «круглые столы», межрегиональные форумы, например, на Северном Кавказе было проведено два форума учителей, раскрывших широкие возможности воспитания детей через семью и общественность; конкурсы ВПС, например, пять ежегодных - «Мои инновации в образовании», «Лучший директор образовательного учреждения», «Лучший попечительский, управляющий совет образовательного учреждения», «Наследники Ю.Гагарина», «Сохраним историческую память».
Мероприятия ВПС вызывают большой интерес и характеризуются массовостью. В социологическом опросе, проведенном Всероссийским педагогическим собранием, «Модернизация образования: Ваша точка зрения?» приняли участие более 80 тысяч педагогов и родителей. В поддержку народных учителей было собрано более 100 тысяч подписей.
Главный вывод: сегодня ВПС - крупная общественная организация в сфере образования, консолидирующая общественное мнение и общественные усилия во благо нашего образования.
В современной, искусственно накаляемой политической ситуации хочу особо подчеркнуть принцип нашей работы - не смаковать недостатки и промахи, а конструктивно способствовать их устранению.
Отрадно отметить, что многие предложения, выработанные ВПС, были не только восприняты органами власти, но и реализованы. Здесь можно говорить о Годе учителя, о повышении оплаты труда учителей. Ведь мы на протяжении нескольких лет ставили вопрос о повышении статуса учителя. Поэтому инициативы Владимира Путина о повышении заработной платы учителям для нас стали долгожданным решением. Мы признательны за этот знаковый шаг в отношении образования России и уверены, что эта инициатива получит свое дальнейшее развитие.
Мы должны вновь вернуться к проблеме учителя-пенсионера. Почему пожилой учитель боится уйти на пенсию? Потому что с его зарплаты насчитают мизерную пенсию. Поэтому мы выступаем за то, чтобы за учителем, ушедшим на пенсию, было сохранено право на получение пенсии за выслугу лет в полном объеме. Кстати, это было одно из предложений дискуссионной площадки о закреплении молодых учителей в школе. Ведь порой для молодых учителей в школе нет вакансий.
Одновременно мы должны поднять на щит наших дискуссий и предложений проблему здоровья учителя, его отдыха и лечения. Ведь только здоровый учитель может сформировать здорового ученика. Видимо, уже пора государству подумать о разработке подпрограммы «Здоровье учителя». Это тоже предложение, всесторонне обсужденное в рамках дискуссионных площадок.
Особо хочу привлечь внимание к реализации новых проектов ВПС «Финансовая грамотность руководителей органов самоуправления школ» и «Школьное питание - знак качества». Эти проекты хотя и кажутся сначала разнополярными, но цель у них едина, и цель глубокая, стратегическая - ВПС в ближайшие годы должно дойти до каждого образовательного учреждения. Мы должны прийти именно туда, где решают все вопросы образования. Эти два проекта станут теми механизмами, которые позволят на их базе создать в каждом образовательном учреждении площадки для массового присутствия ВПС и местного сообщества в школе.
Все мы прекрасно понимаем, что сегодня в школе еще много проблем. Я перечислю некоторые из них: низкие статус и уровень заработной платы учителя, разброс таков - где-то в регионах заработная плата учителя вплотную подошла к средней по экономике, а где-то составляет чуть больше 50%; темпы износа школьных зданий опережают темпы строительства новых; старение педагогических кадров; невысокая роль семьи и общественных организаций в управлении системой образования; неквалифицированная организация питания школьников; практическое отсутствие традиций спонсорской поддержки школы.
Однако истинная забота о школе заключается не в бесконечных разговорах об известных всем недостатках, а в ежедневном, может быть, даже иногда рутинном приложении своих сил к устранению этих недостатков, поиске позитивных тенденций и их поддержке. Вот этими практическими делами наша организация и занимается все пять лет. Мы работаем без какой-либо государственной поддержки, без денег, без членских взносов. Нами движут чувство ответственности за подрастающее поколение, за учителя, за Россию и желание сделать ее могущественней посредством образования.
Я бы особенно хотела поблагодарить за инициативную и наступательную позицию коллективы региональных отделений Москвы, Республики Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской Республики, Хабаровского края, Томской, Оренбургской, Омской, Ульяновской, Тюменской, Новгородской, Рязанской, Пензенской областей и многих других.
Время и ситуация в обществе требуют активизации деятельности нашей организации. При этом, сохраняя и развивая отработанные нами формы работы и традиции, мы должны интенсивно идти дальше. Во второй пятилетке жизни ВПС нам надо выйти на новый уровень работы.
Мы все понимаем, что до тех пор, пока учитель, семья и общество будут разрознены, пока эти отношения будут сохранять формальный характер, а родители будут интересоваться школой только по приглашению классного руководителя, пока школа не станет истинно открытой для родителей, работодателей, то есть для всего местного сообщества, надеяться на серьезный успех школьного образования не следует.
Говоря об открытой школе, мы думаем не только об учениках. Школа вынуждена корректировать родителей. Тем более что здесь не все у нас благополучно. Уместны слова Марии Арбатовой: «Детям не хватает хороших родителей. Поколение, прошедшее через мясорубку перестройки, сильно разрушено. Вся система ценностей молодежи - система ценностей «разрушенных» родителей. Им нечего передать детям». В этой ситуации нам все же надо подтягивать родителей к школе и воспитывать их.
Безусловно, это очень трудная и неординарная задача. Она потребует «перезагрузки» общественного понимания форм взаимодействия со школой и отношения к ней. Но элементы этого подхода широко используются на практике. Например, в Чувашской Республике сельские школы уже стали центром социальной и культурной жизни поселков, деревень. В школах концентрируются все организации и учреждения, обслуживающие население (паспортный стол, клуб, почта, библиотека), аналогичные процессы успешно реализуются в Ульяновской и Белгородской областях. Здесь, правда, есть свои законодательные препятствия, но они преодолимы, в этом я уверена. В Новгородской и Тюменской областях динамично развиваются органы самоуправления образовательных учреждений, которые формируют новые прозрачные взаимоотношения школ, родителей и работодателей. В Оренбургской области активно работает родительский всеобуч. В Кабардино-Балкарии великолепный опыт школьного воспитания через семью, семейные ценности и традиции семейного рода.
Важно объединить все эти элементы вместе и обеспечить их реализацию в каждой школе. Инициатором вот такой «перезагрузки» и должно стать Всероссийское педагогическое собрание! Это все, несомненно, позитивно скажется на учителе, школе и ученике.
Я уверена, что курс ВПС верен, что его воспринимает и поддерживает образовательное сообщество. Главный залог наших побед - в нашей сплоченности на основе единства целей.
Уверена, что вместе мы внесем достойный вклад в развитие отечественного образования.