Курс на развитие городской среды
Московский городской форум проектных инициатив проводится уже в шестой раз. Но впервые речь на нем идет о реальном осуществлении крупных проектных инициатив. Форум стал завершающим этапом комплекса городских проектных мероприятий и смотром сил тысяч юных проектировщиков и проектных групп, действующих в ходе набирающей обороты городской практики, площадкой для поиска путей развития проектной деятельности в образовании и форм включения молодежной инициативы в жизнь города.
Стратегия развития Москвы предусматривает построение современного привлекательного города, удобного для жизни людей, в котором создаются условия для реализации индивидуальных возможностей человека. По замыслу руководителей правительства город должен стать конкурентоспособным на уровне Нью-Йорка, Лондона, Шанхая и Гонконга.
Свой вклад в развитие Москвы вносит образование. За последнее время в системе московского образования создана научная и материально-техническая база, накоплен значительный потенциал разработок, имеющих значение для трансляции, выросла готовность учреждений образования к осуществлению новых городских идей. Столица имеет необходимые возможности, для того чтобы принять этот молодежный порыв, сделать новый шаг навстречу юным ученым и изобретателям. Есть немало городских объектов социально-экономической и общественной жизни столицы, где требуются инициатива и большая энергия учащейся молодежи. Главная идея форума - согласование проектных инициатив учащейся молодежи с направлениями развития города, увеличение ее вклада в городские проекты разного масштаба.


Форум и новая проектная идеология
Участники сбора юных авторов-проектировщиков предъявили немало ученических социальных, экономических и гуманитарных проектных разработок, направленных на освоение историко-культурного наследия, решение экологических, технических, экономических, транспортных и иных проблем, организацию малого предпринимательства и досуговых комплексов, создание системы безопасности в городе.
В интересах их реализации развертывается заинтересованный разговор об условиях, при которых за этапом презентаций перспективных инициатив следует также этап их полноценной реализации.


Форум победителей
Среди участников форума - большинство победителей городских конкурсов проектных работ, в том числе социальных проектов, «Если бы я был главой управы», «Автомультимедиа». Авторские проектные группы при демонстрации новых проектных идей обмениваются опытом разработки и реализации своих замыслов, находят союзников и консультантов.
Особым вниманием пользуются идеи победителей окружных этапов городского конкурса «Если бы я был главой управы». Алексей Лейков (ЦО №1488) выступает с инициативой создания банка инициатив молодежи одного из районов ЗАО. В процессе запуска префектурой ЮВАО находится проект Олеси Полищук по решению транспортной проблемы в районе Капотня. Поддержку исполнительной власти СВАО получает инициатива Ивана Ивошина и учителя В.Карагашкина (школа №962) «Эффективное использование электроэнергии в ЖКХ». Интерес вызывает работа Анастасии Шилиной и М.Маруевой (школа №726) «Создание комплексной спортивной площадки» в САО. В Зеленограде первое место занял проект «Создание медиацентра при управе района Старое Крюково», созданный Е.Кривошеевыми и его сыном Даниилом (школа №616, ДЮЦ «Восток»). Евгения Беспалова (школа №838) представляет идею «Оптимизация схемы движения в районе Нагатинский затон ЮАО», а Дарья Кручинкина и А.Конова из ВАО (ЦО №1432) - «Внедрение биопластиков».
Достижения победителей были отмечены призами за проектные идеи, имеющие значение для развития города.


Развитие городской среды - дело для молодых
Юных участников форума волнуют проблемы обустройства городской среды и городских объектов на ранней стадии. Многие не согласны с тем, что специалисты-профессионалы, получая заказ от города на проектирование участков городского пространства, не рассматривают весь спектр городских интересов, не привлекают молодых людей со свежими идеями из учреждений образования для обсуждения новых проектных замыслов. В результате нередко наряду со старыми появляются все новые и новые проблемы в городской жизни. Участники считают, что надо более активно решать вопросы предпринимательства, трудовой занятости и городской проектно-деловой практики учащейся молодежи.
Было бы полезно для местных и городских властей в плане развития социальной коммуникации более широкое взаимодействие с учащимися и студентами на молодежных переговорных площадках в городе (идея группы ЦО №1471).
Многих участников форума заинтересовали идеи о видеоэкологии (ЦО №1945); современных архитектурных стилях Москвы (ЦО №1317); развитии территории района Нижние Мневники (гимназия №1522); велосипедных дорожках в районе Отрадное; использовании макулатуры (школа №5); строительстве детских игровых кафе (ЦО №1694); социальной рекламе и экономии электроэнергии (школы №№757, 930, 1572); утилизации энергосберегающих ламп (школа №233).


Нам нужен безопасный город
Безопасную жизнь в городе участники форума связывали с решением экологических и технических проблем, пропагандой здорового образа жизни, предупреждением опасных и чрезвычайных ситуаций, безопасным поведением детей, подростков и молодых людей.
В связи с гибелью массы деревьев во время ледяного дождя зимой актуальным был признан проект «Из семечка - дерево на школьном дворе» (школа №864). В проекте отмечается, что саженцы, которые привозятся из Подмосковья, не очень приживаются в городской загрязненной земле, поэтому необходимы в нашей столице, как это делается в Берлине и Сеуле, массовое участие детей в озеленении, выращивание сеянцев и саженцев на выделенных участках. Важно, чтобы на каждого жителя Москвы приходилось до 6-7 квадратных метров зеленых насаждений.
Участники дискуссии обсудили инициативы сверстников в области экологии, в частности, о живом и экологичном городе (школа №1314); сохранении зеленых островов (школы №№222, 185); проблемах городских прудов и реки Яуза (школа №1095); состоянии атмосферного воздуха (школа №1252); создании эколаборатории (школа №789, ЦО №1409); Косинском Трехозерье как сокровище города (школы №№2035, 354, Косинский детский морской клуб); распространении церкариоза (ЦО №1486); опасном диоксине (школа №1095); профилактике вредных привычек и зависимостей (школа №1931)...
Благодаря активной реализации городского социально-образовательного проекта «Ученик, автомобиль и дорога» много сделано по обеспечению безопасности детей на дорогах города. Особенно отмечается роль центров «Гермес», «Академический», «Центральный», «Солнцево», «Киевский».


Освоят ли ребята культурное наследие?
В городе есть многочисленные памятники старины и музеи, которые должны более активно использоваться в образовательных целях. Для этого важно развивать экскурсионную и туристическую деятельность, изучать московскую историю. Это также будет способствовать культурному обмену и привлечению иностранных туристов в Москву.
На одной из секций форума поддержаны многие проектные идеи. Одобрение вызвал проект школы №1161 «Восстановление Преображенского храма». «Школьные театральные сезоны» предложили авторы из ЦО №1409. Получил известность опыт ЦО №1489 «Памятные места Москвы: спасем Спас». О развитии толерантности говорили ребята из ЦО №1631 и школы №690. Хорошие перспективы у фильма-проекта, созданного совместно учащимися из школы №1384, ЦМТ «Гермес» и колледжа архитектуры и строительства №7.


Близкая нам образовательная среда
По мнению участников форума, в городе нужна среда для детско-взрослых образовательных общностей. У детей, подростков и молодых людей должно формироваться чувство хозяина места жизнедеятельности, а это в свою очередь требует заботы и ответственного отношения к городским объектам, городу в целом и к той жизни, которая в нем происходит.
Во время живого обмена мнениями были поставлены вопросы о создании полноценной среды для творчества, трудовой занятости и досуга детей и подростков на территории муниципальных районов. Поскольку заметное развитие получает научно-техническое творчество молодежи, требуется поиск способов осуществления проектных разработок необыкновенных новинок. Все это в немалой степени способствует повышению качества учебного процесса.
Участники ознакомились со многими авторскими идеями. Интересны «Лего-модель трибометра Галилея» школы №273; «Термодатчик» школы №707; «Верстотат», военизированные платформы «Робобол» и «Скорпион» школы №1384; «Дистанционное зондирование городской поверхности» лицея №1575; «Система мониторинга и контроля микроклимата (СМиКМА)» школы №794; «Лицейское братство» лицея №1571.
Участники форума определили условия для увеличения вклада учащейся московской молодежи в создание эффективного и удобного для жизни города: формирование организационных сетевых моделей на основе межшкольного взаимодействия; проектирование цикла молодежных переговорных площадок; определение необходимых форм поддержки проектно-деловой активности учащейся молодежи со стороны городских ведомств и организаций; возможность создания программы грантовой поддержки детских проектных инициатив. А также объединение усилий ведомств и организаций города, создание координационного совета по развитию проектной деятельности учащейся молодежи.

Владимир ИЗВЕКОВ, председатель Комиссии по городским социальным проектам Московской городской общественной палаты