Новые информационно-коммуникационные технологии ребята активно применяют не только в учебной, но и в исследовательской, проектной и других видах деятельности. При этом отмечается рост интереса ребят к социально значимым темам. Учащиеся по собственной инициативе включаются в разрабатываемые и создают свои социальные проекты. Если раньше при предоставлении самостоятельности в выборе тем школьники обращались к абстрактным, обобщенным и очень широким направлениям по различным отраслям знаний, то сейчас их интересуют социально-политические и экономические проблемы, наиболее актуальные для современного этапа развития нашего общества. Например, среди тем, предложенных самими учениками для исследований и проектов в 2009-2010 и 2010-2011 учебных годах, «Проблема сортировки мусора в современном мегаполисе»; «Проблема бездомных животных»; «Проблема вырубки зеленых насаждений при строительстве крупных городских магистралей»; «Экологические акции, их роль в экологическом воспитании»; «Безопасность подростков на дорогах современного мегаполиса»; «Реабилитация детей с ограниченными двигательными возможностями»; «Дополнительное образование: плюсы и минусы для современного школьника» и многие другие. Это позволяет говорить не только о существенном повышении интереса детей к социальной проблематике, но и о высоком уровне социальной включенности. Учащиеся активно (с удовольствием, без давления педагогов) включаются в такие формы совместной деятельности, как конференции, форумы, фестивали, слеты, учебные игры и социальные проекты. Все более широкое распространение получает стендовая форма защиты исследовательских работ и проектов, творческих разработок. Внешняя среда такой организации защиты результатов проведенной работы способствует формированию не только коммуникативных навыков, но и умений сформулировать выводы, аргументированно отстоять свои позиции, вести дискуссию. Основываясь на собственных многочисленных наблюдениях, отмечу, что ребята стали проявлять социальную активность, четко обозначать свою социальную позицию: высказывают свое мнение, проявляют инициативу, а на определенных этапах исследовательской деятельности включаются в общественно-политическую жизнь общества. Такое включение имеет огромное значение для формирования необходимых коммуникативных компетенций, в том числе и социально активной позиции школьников как будущего электората.
Ярким примером может послужить работа «Экологические акции и их роль в экологическом воспитании», выполненная учеником 5-го класса гимназии №1517 Романом Ириогловым. Роман решил провести исследование и узнать, что же такое экологические акции, какие экологические акции проводятся, как в них участвовать, кто в них участвует и какой они дают результат. Актуальность своей работы он обосновал необходимостью расширения знания человека о состоянии природы, о его возможностях для участия в деле сохранения природы на планете Земля, а также тем, что тема касается проблем социальной активности. Роман проанализировал литературу и выделил несколько видов экологических акций: марши, протесты, собрания, дни защиты, рядовые экологические мероприятия, конкурсы, конференции, марафоны. Одна из современных форм проведения экологических акций - оn-line-акции или кибер-акции, проходящие в сети «Интернет». Это новое, современное и очень интересное явление. Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Google запустили всероссийскую интернет-акцию «Зеленый палец», благодаря которой каждый пользователь российского Интернета может присоединиться к глобальному движению и внести свой вклад в спасение здорового климата планеты. Акция проходит в Рунете под лозунгом «Сохраним здоровье планеты». Участники акции красили зеленым цветом указательный палец, а на ладони писали, что они больше всего хотят сохранить от опасных последствий изменения климата. Тем самым участники акции хотят показать, что считают изменение климата своей личной проблемой и понимают, что она не «в будущем и где-то далеко», а здесь и сейчас и действовать нужно срочно.
Роман Ириоглов подготовил и провел исследование уровня экологического воспитания гимназистов по их отношению к экологическим акциям и участию в экологических мероприятиях. В опросе приняли участие более 100 человек. Результаты исследования подробно описаны и проанализированы в его работе: большинство опрошенных не смогли назвать экологические акции, проводимые среди населения, и соответственно никогда не принимали в них участия. На вопрос: «Как вы можете выразить свою гражданскую позицию в сфере защиты природы?» большинство подростков ответили - обратиться в государственные органы или вступить в молодежное движение; среди акций, которые предложили подростки, - сбор мусора, защита деревьев от вырубки, но все же большинство подростков не дали ответа на поставленный вопрос. Автор также предложил ребятам оценить собственный уровень гражданской активности по 10-балльной шкале. Большинство оценили свою активность от 4 до 6 баллов, но достаточно много и тех, кто указал нулевой уровень социальной активности.
С помощью технологий сайта Greenfinger Роман провел интерактивную экологическую оn-line-акцию, в которой приняли участие ученики 5-6-х классов нашей гимназии. На проведение акции были приглашены экологи, которые рассказали ребятам об Утрише - уникальном реликтовом можжевелово-фисташковом лесе на Черноморском побережье Краснодарского края. В конце ноября 2008 года на Утрише были начаты масштабные вырубки, строительство дороги через центр заказника к морю. Строительство было остановлено, но официально вопрос до сих пор не решен. Ребята закрасили указательный палец зеленым цветом, а на ладошках написали Big Utrish, сфотографировались и послали фотографии на сайт WWF Greenfinger. После несложной регистрации фотографии ребят появились на страничках сайта.
Если учитывать, что посещаемость сайта несколько сот человек в день, то можно предположить, что многие из посетителей, просматривая последние «greenfingers», заинтересуются тем, что же такое Утриш, наберут это название в поисковых системах Всемирной сети и узнают, почему школьники написали на своих ладошках название именно этого заповедника. Таким образом, задача экологической акции выполнена - к проблеме спасения Утриша привлечено внимание мировой общественности. Совсем недавно Роман Ириоглов за свое исследование был удостоен высшей награды Московского форума юношеских талантов НТТМ-2010 - он одержал победу в абсолютном первенстве форума за лучшую работу в области социальных наук.
Научное общество гимназии №1517 издает научно-популярный альманах «Бозон Хиггса», в котором публикуются научные статьи, методические разработки, информационные материалы в области науки, техники, исследований, сведения о конкурсах, конференциях, фестивалях научного творчества, исследовательские и проектные работы гимназистов, а также материалы, которые интересны ребятам.
«Бозон Хиггса» - динамическое издание, в нем постоянно появляется что-то новое (в оформлении, в структуре и организации материала). Интересно отметить, что как одно из вспомогательных средств создания журнала используются технологии сетевого сообщества. В социальной сети «ВКонтакте» ребята создали группу «Бозон Хиггса». Находясь в любом месте, мы можем обсуждать все вопросы, возникающие в ходе работы над номером. Опыт работы с ребятами над созданием журнала показал, что не только старшие подростки, но и учащиеся 10-12 лет хотят сформулировать свои убеждения, свои идеи, высказать свое мнение публично. Кроме того, у ребят формируется ответственность за слово, как за поступок. Это также значимая компетенция, особенно в условиях информационного общества. Можно с уверенностью утверждать, что участие в издании журнала способствует развитию информационно-коммуникативных компетенций и формированию социально активной позиции молодого гражданина.
В рамках повышения уровня педагогического мастерства все эти и другие технологии разрабатываются и апробируются в творческих лабораториях Ресурсного центра «Новый педагогический профессионализм учителя» на базе гимназии №1517. Ресурсный центр осуществляет не только информационно-техническую поддержку учителей, но и тиражирует свой инновационный ресурс, что в свою очередь способствует модернизации образования, повышению конкурентоспособности российского образования.

Елена ДАВЫДОВА-МАРТЫНОВА, руководитель Ресурсного центра гимназии №1517