А если это ресурс, то тогда нужно его оценивать. Отсюда возникает проблема оценки качества. Традиционно за рубежом, да и в нашей стране, одна из форм оценки качества дошкольного образования была связана с тестовым подходом. Одна из главных сложностей состоит в том, что при тестовом подходе, который оценивает ребенка, оценка качества предполагает и оценку состояния ребенка. Но нужно иметь в виду, что мы смотрим на ребенка не как на индивидуальность в контексте качества, а как на показатель эффективности самой системы. В этом плане тестовый подход имеет несколько трудностей. Одна из них связана с тем, что это искусственная ситуация, поэтому в последнее время начинает разрабатываться и приобретает все большую популярность так называемое аутентичное оценивание детского развития. Это оценивание осуществляют педагоги и родители, по современным данным, оказывается, что это оценивание педагогами и родителя детского развития оказывается достаточно точным, если сравнивать его, например, с тестовыми оценками. В результате получается, что здесь есть вполне определенные преимущества этого направления, хотя тестовые оценки все равно сохраняются. Я должен сказать, что существуют системы оценивания качества дошкольного образования, которые так или иначе включают оценку детского развития, - это аутентичный подход и тестовый подход.
Но кроме того, есть еще и оценка среды. Существует оценка образования в рамках такой американской программы, как «Рет старт». Педагог, если у него группа из 17 детей, заполняет данные - примерно 900 блоков информации - три раза в год. Это очень объемно, поэтому идет поиск разных методов и способов.
Сейчас приобрела широкое распространение система оценки качества дошкольного образования «Экерс». Согласно этой системе выделяются 43 категории, которые разбиты на 7 блоков. В наших дошкольных учреждениях эта система в каких-то своих косвенных вариантах начинает присутствовать, постепенно все больше компоненты этой системы высвечиваются в нашем дошкольном образовании. Я думаю, в ближайшее время эта система будет использоваться в нашей стране, потому что она позволяет сравнивать эффективность работы дошкольных образовательных учреждений по разным странам. Это довольно быстрая процедура, в течение дня можно оценить качество дошкольного образования.
В нашей стране существуют стандарты, а кроме того, существуют в рамках стандартов определенное качество, личностные результаты, метопредметные результаты, предметные результаты, а также требования к выпускнику в соответствии с ФГТ. Если мы попытаемся как-то это соединить, то получается, что есть некоторые моменты, которые представляют интерес, - мотивационная сфера детского развития, познавательные способности, регуляция и коммуникация. Мне кажется, если брать показатели детского развития, которые мы можем рассматривать как показатели эффективности работы соответствующего дошкольного образовательного учреждения помимо среды и помимо процесса, то тогда эти три компонента (познавательные способности, регуляция и коммуникация) оказываются востребованными в школе, в том числе в стандартах школьного образования, а формируются они в дошкольном возрасте. Отсюда получается: если мы говорим о том, что дошкольное образование должно стать ступенью общего образования или по крайней мере начальным этапом этого образования, то тогда, если дошкольное образование не обеспечивает познавательное развитие, регуляцию и коммуникацию ребенка, он будет испытывать большие трудности в школе. Тогда это и станет одним из важных показателей эффективности работы дошкольного образования.