На сегодняшний день есть федеральные государственные требования, которые предписывают использовать 80% программного материала, беря его из тех программ, которые рекомендованы или допущены Министерством образования и науки. 20% - тот кусочек, который должен делать непосредственно психолого-педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения. Я считаю, что воспитатели пока не готовы написать 20% этих программ.
А что творится с теми программами, которые существуют сегодня? Коллектив нашего института посчитал, сколько существует программ дошкольного образования, включая парциальные. Мы насчитали 48 программ, из них ДОУ может выбрать ту или иную, и закон это не запрещает. Другой вопрос - качество этих программ, то, насколько они хороши для этого образовательного учреждения, насколько они подходят этому контингенту детей. Здесь вопросов больше, чем ответов. Кроме того, до 2005 года у нас существовал федеральный экспертный совет, который отслеживал и давал гриф, отслеживал качество всего, что писали авторы, потом это попадало на полки магазинов, и мы могли открыть книгу и увидеть: «рекомендовано», «допущено», значит, действительно эксперты одобрили, значит, действительно это то, что необходимо. Федеральный экспертный совет, к сожалению, перестал существовать в 2005 году, следовательно, на полки наших магазинов хлынул поток программ. Я не могу сказать, что все плохо, но среди хорошего есть материалы и среднего качества, и плохие, есть и то, что никуда не годится. Какой-то федеральный орган, будь то совет, как это было до 2005 года, или другое экспертное сообщество, категорически необходим нашим сегодняшним педагогам, для того чтобы понимать то, что они берут в руки. Особенно это нужно молодым педагогам, которые только вчера окончили педагогический колледж, ведь сейчас они, к сожалению, покупают все, что попадает под руку, иногда по яркости картинок выбирая тот или иной материал, на самом деле не понимая, то это содержание или нет. Экспертная оценка очень нужна, причем скорее всего не региональная, не муниципальная, а на федеральном, государственном, уровне.
Идут споры, сколько программ нужно - одна или много. Есть мнение, что хорошо было 20 лет назад, когда все работали по одной программе обучения и воспитания в детском саду. Не надо было особенно думать: есть программа - надо ее исполнять, есть требования - их надо выполнять. Не надо было фантазировать, придумывать, включать свой собственный внутренний выбор. Сейчас таких программ, как я сказала, много, есть программы, которые хороши, и хороши каждая по-своему.
Как правило, люди боятся того, что неизведанно, непонятно. Ведь единая программа обучения воспитания в детском саду была обкатана в течение многих лет. Она действительно хороша, потому что четко структурирована, в ней есть четкие требования. А новая программа, неизвестно, как себя поведет, и неизвестно, как ней отнесутся родители. Поэтому иногда просто из-за некоторой опасливости и боязни педагоги не переходят на другие программы, но зато когда перешли, говорят - правильно сделали. С другой стороны, когда мы говорим об аттестации, аккредитации и лицензировании учреждения, программа воспитания еще та самая, не нынешняя, которая по ФГТ, а та, что существовала в прежние годы. Эта старая программа подверстана под аккредитационные требования. Конечно, с такой программой было легче в формальном плане, ведь мы все так или иначе живем в формальном мире, поэтому, пожалуй, за одновариантную программу больше «за», за многовариативность больше «против». Но всегда необходимо иметь выбор, когда учреждение может предложить родителям не одну программу, а две, три, четыре (такое тоже есть в наших образовательных учреждениях), родители, как правило, говорят: «Это хороший садик, я пришел, все разложили передо мной. Я могу отдать ребенка и в такую группу, и в такую, и в другую». Конечно, у родителей возросли требования к детскому саду в целом и, в частности, к качеству образования. Очень многим родителям сейчас не все равно, как будет ребенок продолжать свою жизненную образовательную траекторию. Их выбор обусловлен еще и возможностями, трудностями, образовательными потребностями самого ребенка.
Сегодня ухудшилось состояние физического и психического здоровья детей. Диспансеризация 2002 года - это последняя всероссийская диспансеризация, которая у нас была. Она показала, что здоровых-то практически нет, поэтому так или иначе дети требуют индивидуального подхода и индивидуализации в образовании. Только многовариатность программ, многовариатность методов, приемов, технологий может нам дать возможность предложить ребенку тот или иной образовательный маршрут, ту или иную индивидуализированную программу. Есть просто слабые дети, которые часто болеют, есть дети, у которых серьезные проблемы в семье, есть дети, имеющие трудности поведения, эмоционально-волевой сферы. Я не хочу говорить о программе «Успех», не хочу комментировать письмо Министерства образования и науки РФ, в котором рекомендуется введение этой программы. Позиция министерства вызывает у меня очень большие сомнения и опасения. Нельзя рекомендовать для использования только одну программу, тем более не апробированную, тем более не внедренную, тем более программу, которая еще себя никак не зарекомендовала и не показала.