Задача ДОУ - разработать не саму программу, а модель организации педагогического процесса. Мы рекомендовали, чтобы это было современным, выделить под каждую образовательную область:
- Перечень технологий и пособий, которыми вы пользуетесь на переходный период из того, что есть.
- Формы организации той или иной образовательной области.
ФГТ не учитывают ранний возраст, а он везде есть в детских садах. Поэтому мы в 20% ввели такую рубрику: «Особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми в группах раннего возраста». На разработку модели организации педагогического или образовательного процесса должны быть сейчас направлены усилия всех методических служб и конкретного детского сада. Модель организации педагогического процесса в конкретном детском саду предполагает, что ДОУ уже все написало или хочет написать новую образовательную программу как модель организации этого процесса. В ней должно быть отражено то, что есть в ДОУ необычного. Ведь даже если сто садов будут работать по программам «Детство», «Истоки» или «Радуга», все равно педагогический процесс у них разный, неповторимый. У каждого сада есть свои изюминки - вид детского сада, профессионализм педагогов, предметная среда, климатические, демографические и все другие условия. Поэтому, как только вышел приказ №655, буквально в мае прошлого года наша кафедра разработала методические рекомендации относительно того, как же написать модель образовательной программы детского сада. Я порадовалась, когда в декабре 2010 года на одном из семинаров узнала, что и наша модель стала четвертой, войдя в число тех, что там представляли. Я всем своим коллегам - педагогам-дошкольникам предлагаю вспомнить и проработать со своим коллективом научную концепцию под редакцией Виктора Слободчикова. Почему-то ее не вспоминают, а ведь она была представлена на самом высоком уровне еще в 2007 году. Тогда наука проанализировала все варианты организации педагогического процесса и выделила три модели. Это учебная модель, комплексно-тематическая модель, идущая от педагогической системы Жана Авидея Деклари, который ввел определение «проживание ребенком содержания через все виды детской деятельности», и предметно-средовая модель. Классическая форма этой предметно-средовой модели - педагогика Марии Монтессори. Выделив в этих моделях плюсы и минусы, поговорив со своим коллективом, нужно сегодня «вытянуть» из каждой модели лучшее, не отказываясь ни от чего того, что уже на современном этапе достигнуто. Для чего нужно знать эти модели, их плюсы и минусы? Для того чтобы выстроить потом свою модель.
Что было в старой нашей модели организации? Были три блока: учебный, который всегда представлялся занятиями по расписанию, по сетке занятий, блок организации режимных моментов, где решались педагогические задачи, наконец, самостоятельная деятельность детей, которая сводилась к организации предметной среды и на которую вообще времени у воспитателя не хватало, потому что образовательные программы настолько были перенасыщены первым блоком, что даже самый великий воспитатель не смог бы выполнить ни одной из комплексных программ, ни одной из задач, которые там сформулированы, в полном объеме. Мы хитрили, перегружая и детей, и педагогический процесс, поэтому я считаю положительным в ФГТ то, что определен минимум, который нужно заложить в программу. Но главное не в этом, а в том, чтобы выстроить эту модель и интегрировать все эти образовательные области.
На сегодняшний день структура образовательного процесса в детском саду, и это тоже было заявлено, должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста от 3 до 7 лет как единственно возможное для детей младшего возраста до 5 лет. (Это из научной концепции под редакцией Слободчикова.) В ФГТ перечислены виды детской деятельности, они расширены, их нужно проговорить с воспитателями каждого детского сада: и как их организовать, и что за этим стоит. Но тогда мы должны выделить принципы отличия новой модели образовательного процесса ФГТ от старой модели, сказать, что на сегодняшний день не из трех, а из двух частей может состоять образовательный процесс: первое - это непосредственная образовательная деятельность и решение содержания еще в режимных моментах; второе - самостоятельная деятельность детей, где очень большое внимание нужно уделить предметно-средовой модели организации детского пространства. Нужно уходить от жесткого регламентирования уголков, зон, которые часто не меняются в течение всего учебного года, жить под тему, под содержание, проживать через все виды детской деятельности, а значит, предметная среда должна гибко меняться, и об этом надо говорить с педагогическими сотрудниками.
Структура образовательного процесса состоит из двух частей: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и свободная детская деятельность. Первую ступеньку надо сейчас разобрать на методических мероприятиях в каждом детском саду, поняв, в чем отличие: если раньше была позиция - игра и учебная деятельность, то сегодня мы говорим - игра и другие виды детской деятельности. Вот в чем отличие.
Что нужно сделать? Мы рекомендовали всем детским садам в этом учебном году независимо от того, написан ли уже годовой план, провести постоянно действующий семинар по изучению с воспитателями тех инноваций, на которые нас выводит ФГТ, этот постоянно действующий семинар должен привести к медленной, но все же перестройке организации работы с детьми. Когда вышла концепция дошкольного воспитания 89-го года, мы же тоже об этом говорили: взрослый должен находиться не над ребенком, а рядом с ним. ФГТ нас сегодня к этому призывает, получается, что сегодня один из вариантов организации педпроцесса - комплексно-тематическое планирование и выбор тем, которые будут проживаться ребенком в каждой возрастной группе. Здесь тоже ничего нового нет, но разработаны Коротковой 4 основных фактора, которые лежат в основе выбора тем. Нельзя идти по одному только принципу, например, только праздники взять за основу, нужна событийность. Я сожалею, что программа «Золотой ключик» не нашла такого широкого распространения в те годы перестройки, потому что там эта идея была прекрасно расписана Кравцовыми-психологами.
Нужно разобраться с тем, что такое непосредственно образовательная деятельность. Если честно, не совсем правильна позиция, когда мы слово «понятие» заменили непосредственной образовательной деятельностью.
Что нужно учитывать при организации непосредственной образовательной деятельности? ФГТ, СанПиНы и многое другое. Трудный для нас период будет длиться до 2012 года, будем надеяться, что нормативная база в содержательном плане тоже будет совершенствоваться. Сейчас у меня работает творческая группа, мы хотим быстро выработать новую форму планирования работы воспитателя детского сада и отдать ее вместо той рабочей тетради, которой пользуются многие ДОУ.
В образовательном процессе очень важно уделить огромное внимание режиму дня. Сегодня режим дня не должен повторять программу, которую списали ДОУ. Режим дня должен включать интересные моменты: и минутки здоровья, и творческие проекты, и чтение литературы, которое теперь рекомендуют проводить ежедневно в каждой возрастной группе, выделив для этого какие-то минутки.