В этом усматривается противоречие. Тем не менее расширительный перечень функций дошкольного учреждения предполагает более широкий по сравнению с установленным круг видов дошкольных образовательных учреждений, в которых может отдаваться приоритет тем или иным функциям.
Пункт 3 статьи 18 закона содержит термин «сеть дошкольных образовательных учреждений», который действует для детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушения развития. Важным элементом сохранения сети образовательных учреждений в условиях остро ощущающейся нехватки мест дошкольных образовательных учреждений выступают нормы, устанавливающие особый порядок распоряжения материально-техническими ресурсами, находящимися в ведении образовательных учреждений. Во многих регионах РФ есть опыт по организации различных механизмов удовлетворения потребности населения в услугах образования, воспитания, присмотра, ухода за детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе в условиях непосещения детских садов по тем или иным причинам.
Для того чтобы продемонстрировать современную ситуацию в российском дошкольном образовании, в 6 регионах России - Москве, Республике Чувашия, Самарской области, Красноярском крае, Республике САХА (Якутия), ХМАО - было проведено исследование качества услуг дошкольного образования и раннего развития детей. Оценка качества услуг дошкольного образования и раннего развития детей включала в себя анализ состояния региональной системы дошкольного образования в целом. Во всех регионах, участвующих в проведении мониторинга, отмечается позитивная тенденция в обеспечении доступности дошкольного образования, причем эта позитивная тенденция не связана с отрицательной демографической динамикой, она следствие работы региональных властей, органов управления образованием по открытию новых дошкольных образовательных учреждений и развитию новых форм образования и воспитания для детей дошкольного возраста. Во всех регионах-участниках отмечалась положительная динамика увеличения разнообразия форм дошкольного образования, как формальных, так и неформальных.
В целом можно представить возможные организационные формы дошкольного образования следующем образом: детский сад полного дня, группы кратковременного пребывания в детском саду, дошкольные группы на базе разных образовательных центров, дошкольные группы на базе добровольных родительских сообществ, или семейные дошкольные группы, или семейный детский сад.
Повод для общественной и профессиональной дискуссии дает статистически подтвержденный факт обеспечения доступности дошкольного образования в большинстве своем за счет создания дошкольных групп при средних общеобразовательных учреждениях, что, на мой взгляд, не всегда позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей (исключение - Москва). Школа, как весьма специфическая территория, должна быть последним прибежищем для дошкольных образовательных групп, поскольку уже сам факт введения дошкольников в пространство школьного класса со школьным учителем может привести к организации образовательного процесса по классно-урочному типу, что совершенно недопустимо для дошкольников. Расширение организационных форм дошкольного образования должно привести к кардинальному пересмотру существующих СанПиНов. Новые санитарные правила и нормы предполагают два квадратных метра на воспитанника дошкольного образовательного учреждения, в школе - 2,5, то есть при, скажем, групповой комнате в 60 квадратных метров в группе будет 30 человек.
Тот мониторинг, который проведен на сегодняшний день в разных территориях, в разных регионах, в своей основе, конечно, имел в виду пересмотр отношения к детскому саду полного дня как единственно возможному варианту обучения в форме образования, то есть обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении. Здесь очень показателен опыт Москвы, где на сегодняшний день как структурное подразделение дошкольного образовательного учреждения существуют группы «Особый ребенок», «Лекотека», «Консультативный пункт», они еще не имеют нормативного подтверждения, но между собой мы их называем «инклюзивные группы». Это группы комбинированной направленности, где вместе можно обучать и воспитывать детей с нарушениями развития и без таковых.
Под каждое структурное подразделение в Москве разработано положение, таким образом, когда родители выбирают ту или иную форму, куда можно привести своего ребенка, эта вариативность получается достаточно многообразной. То есть родитель может привести ребенка в группу общеразвивающей направленности, затем руководство дошкольного образовательного учреждения простраивает образовательный маршрут и видит: такому ребенку, может быть, группа общеразвивающей направленности не очень подходит, поэтому нужно перевести его в другое структурное подразделение, например, в группу «Особый ребенок», а из группы «Особый ребенок» - в группу комбинированной направленности. Таким образом, внутри одного образовательного учреждения при наличии разных структурных подразделений ребенок может получить именно тот набор образовательных услуг, который требуется конкретно ему. Для этого учреждение разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут, образовательную программу, индивидуальный образовательный план. Это, собственно, никак не противоречит основной общеобразовательной программе, которую нам предписывают использовать федеральные государственные требования.