Экстремизм и его крайние проявления по-прежнему остаются одними из наиболее реальных угроз стабильности российского общества. Известно, что молодежная среда, и в первую очередь студенческая, в силу возрастных и эмоциональных особенностей - часть общества, в которой быстро происходит накопление и реализация негативного потенциала.
Динамизм и масштабность социально-экономических преобразований, проводимых в России, нередко сопровождаются протестными выступлениями с участием молодежи. Не секрет, что российское образовательное пространство - объект постоянных устремлений как со стороны доморощенных радикалов, так и представителей некоторых зарубежных деструктивных и откровенно экстремистских организаций.
Как это ни банально звучит, идет бескомпромиссная борьба за умы и сердца российской молодежи. Часть из реализуемых на территории нашей страны некоторыми иностранными организациями под видом различных гуманитарных программ проектов призваны формировать молодежную элиту, ориентированную на нехарактерные для России духовные ценности. В этих целях они активизировали работу по привлечению к сотрудничеству не только студенчества, но и преподавателей средних и высших учебных заведений, для которых организуют зарубежные стажировки, проводят обучающие семинары, выделяют существенные гранты.
Одна из актуальных проблем - насаждение идей экстремизма в студенческой среде с использованием современных информационных технологий. По оценкам экспертов, в сети «Интернет» действуют более 1500 сайтов экстремистской направленности, не менее половины из которых пропагандируют идеологию исламского фундаментализма. На их страницах регулярно размещаются обращения к мусульманской молодежи с претензиями в адрес тех из них, кто не берет в руки оружие, звучат призывы к вооруженному джихаду и угрозы совершения масштабных террористических актов. Объективно следует признать, что в этих условиях одних только правоохранительных мер по пресечению этой пропаганды террора и насилия недостаточно. Добиться того, чтобы у студенчества выработался иммунитет к восприятию радикальной идеологии, невозможно без участия и поддержки тех, кто учит и воспитывает российскую молодежь.
Обращают на себя внимание также участившиеся случаи появления в образовательных учреждениях групп фанатично верующих учащихся, которые нередко в ущерб своему обучению совершают прямо на территории учебных заведений коллективные религиозные обряды, носят религиозно обусловленную одежду, активно пропагандируют радикальные религиозные воззрения среди других студентов. О том, что за этими негативными процессами стоят в том числе пособники радикальных структур, свидетельствуют террористические акты, совершенные фанатиками-смертниками. К сожалению, среди них были и студенты. В этой связи я полагаю, что было бы полезным ректорам, руководителям региональных министерств и департаментов образования вместе с Министерством образования и науки РФ продумать новые шаги, которые, с одной стороны, не мешали бы учащимся сохранить право на свободу вероисповедания, а с другой - позволили оградить их от опасности радикализма.
Один из каналов радикализации российской молодежи - выезд на обучение в различные зарубежные религиозные заведения и попадание под влияние экстремистов. По имеющимся данным, в настоящее время религиозное образование за рубежом получают около трех тысяч россиян. Возвращаясь в страну, некоторые из них становятся не просто носителями, но и распространителями экстремистских идей, в том числе в среде учащейся молодежи. Нередко выпускники такого рода зарубежных религиозных учебных заведений обнаруживаются среди задержанных или нейтрализованных участников бандформирований, действующих на территории Северного Кавказа. Хотелось бы, чтобы на уровне руководителей образовательных учреждений и региональных органов управления образованием вопросы контроля за выездом учащихся в зарубежные учебные заведения по различным программам обмена и на стажировки не воспринимались как второстепенные.
Говоря о воспитательной функции системы образования, следует также заострить внимание на такой актуальной проблеме, как обострение межнациональных отношений в российском обществе. К учащейся молодежи национал-сепаратисты проявляют особое внимание, поскольку сегодняшние студенты - это будущая деловая и политическая элита субъектов, входящих в состав Российской Федерации. При этом сепаратистские замыслы умело маскируются под идеи сохранения культурно-исторического наследия народов нашей страны. В определенной степени это относится и к некоторым образовательным учреждениям, в которых этнические студенческие объединения становятся источником межнациональных конфликтов. К сожалению, в учебных заведениях продолжают отмечаться факты массовых драк, угроз физической расправы, унижения чести и достоинства людей по национальному признаку. Необходимо подчеркнуть, что игнорирование таких событий и попустительство нарушителям общественного порядка только утверждают их уверенность в безнаказанности и вседозволенности, провоцируют к более радикальным действиям.
В 2009-2010 годах правоохранительные органы возбудили 299 уголовных дел по признакам разжигания ненависти или вражды, суды различных уровней привлекли к административной ответственности более 1500 человек. В частности, были осуждены 13 членов одной из ячеек «Национал-социалистического общества», обвиняемых в совершении 21 убийства на почве национальной вражды.
В 2010 году Верховный суд РФ на основании представленных правоохранительными органами документальных материалов признал экстремистскими праворадикальные организации «Национал-социалистическое общество» и «Славянский союз». В 2011 году Московский городской суд признал экстремистской организацию «Движение против нелегальной иммиграции». Деятельность всех этих структур на территории нашей страны запрещена. Вместе с тем учащиеся учреждений образования продолжают симпатизировать идеям запрещенных праворадикальных организаций, участвуют в массовых протестных акциях и насильственных действиях. Эти факты вынуждают нас говорить о необходимости усиления воспитательной работы в учебных заведениях. В первую очередь нам представляется актуальной выработка предложений по организации новых форм досуга учащейся молодежи и полноценному возрождению форм, зарекомендовавших себя в свое время с положительной стороны, таких как клубы интернациональной дружбы, студенческие строительные отряды по охране правопорядка.
Обсуждая тему безопасности в образовательных учреждениях, хотелось бы также остановиться на некоторых вопросах, связанных с обучением в российских вузах иностранных граждан. Экспорт образовательных услуг Российской Федерации - неотъемлемая часть внешней политики России, способствующая интеграции нашей страны в мировое сообщество. Вместе с тем по различным каналам международного образовательного сотрудничества в Россию приезжают не только для получения знаний. Среди иностранных студентов регулярно выявляются сторонники международных террористических организаций («Таблиги Джамаат», «Аль-Джихад», «Хизб-Ут-Тахрир аль-Ислами»), отмечаются факты участия иностранных учащихся в противоправной деятельности, в том числе экстремистского характера. В отношении таких студентов правоохранительные органы применяют жесткие санкции, вплоть до выдворения за пределы Российской Федерации.
Международное сотрудничество в сфере образования нередко задействуют при организации каналов нелегальной миграции в Россию, а также через ее территорию в третьи страны. Не секрет, что этот канал активно используют и для поставок в страну с последующим распространением среди учащейся молодежи наркотических веществ.
К сожалению, следует констатировать: несмотря на то что большая часть молодежных праворадикальных группировок в настоящее время в качестве своих первоочередных мишеней рассматривает трудовых мигрантов, иностранные студенты по-прежнему нередко становятся жертвами нападений со стороны различного рода националистов. В связи с этим остается актуальной задача обеспечения безопасности пребывания иностранных учащихся на территории России.
Отдельно следует остановиться на вопросах деятельности посреднических структур, занимающихся подбором и направлением иностранцев на учебу в вузы Российской Федерации. Работа этих организаций на канале международного образования в определенной степени облегчает решение вопросов набора иностранного контингента самими вузами. Эти структуры, как правило, имеют подготовленный персонал и необходимые связи за рубежом. Однако эти посредники не всегда учитывают интересы Российского государства - значительная доля абитуриентов, направляемых в наши вузы, имеет чрезвычайно низкий уровень базового образования. Нередки случаи обнаружения у иностранных студентов поддельных справок об академической успеваемости и других документальных материалов, используемых при переходе из одного российского учебного заведения в другое, из-за чего сами вузы часто терпят материальный ущерб. В этой связи представляются целесообразными совместно с заинтересованными органами власти и управления совершенствование механизмов набора иностранных учащихся, борьба за качественный уровень отбираемых для учебы в наших вузах абитуриентов и престиж российского образования в целом.
По нашим оценкам, существующие проблемы в этой сфере можно значительно нивелировать, например, путем поиска альтернативных, оптимальных для каждого заинтересованного вуза путей подбора иностранных абитуриентов, более активного взаимодействия с российскими загранучреждениями и зарубежными объединениями выпускников (различные ассоциации выпускников российских (советских) вузов), расширения информационного обмена между заинтересованными сторонами о деятельности посреднических структур.
Не менее важен вопрос обеспечения безопасности непосредственно образовательных учреждений. Как известно, в конце 2009 года в Москве был предотвращен крупный террористический акт, при подготовке которого преступники использовали в качестве перевалочной базы Российский университет дружбы народов. Привожу этот пример для того, чтобы заметить: крайне тяжелых последствий удалось избежать во многом благодаря созданной в университете современной системе безопасности. Хотелось бы, чтобы положительный опыт создания таких систем безопасности успешно распространялся и в других образовательных учреждениях.
Да, оснащение вузов необходимым оборудованием, подбор квалифицированных специалистов в сфере охранных услуг, проведение проверок и тренингов всегда упирается в проблемы финансирования. Мы знаем также, что в настоящее время многие вузы испытывают определенные финансовые затруднения, связанные с нехваткой средств на капитальный ремонт, строительство учебных корпусов и общежитий, стимулирование труда профессорско-преподавательского состава.
Однако эти проблемы не могут быть, по нашему мнению, превалирующими, когда речь идет об угрозах массовой гибели людей в результате террористического акта или пожара. Формальный подход к обеспечению безопасности вузов, как показывает нам жизнь, совершенно недопустим.
Российская Федерация постоянно подтверждает неизменность курса на достижение основных целей: развитие демократического общества, рыночных отношений, становление правового государства, повышение уровня жизни населения. Вместе с тем в сфере обеспечения национальной безопасности страны продолжают сохраняться серьезные угрозы, которые также способствуют радикализации учащейся молодежи, ее втягиванию в акции насильственного характера.
Рост напряженности в сфере межнациональных отношений, деятельность бандподполья, деятельность религиозно-экстремистских и террористических проявлений в образовательных учреждениях - все это влечет за собой опасность экстремистских и террористических проявлений в образовательных учреждениях. Вместе с тем анализ показывает, что усилиями только правоохранительных органов все вопросы борьбы с терроризмом и противодействия экстремизму решить невозможно. В решении этой задачи должны принимать активное участие все институты гражданского общества.
Сегодня в стране в целом сформирована система противодействия терроризму и экстремизму, основанная на взаимодействии правоохранительных органов и органов власти всех уровней, определены стратегия и тактика совместной работы. Однако новые вызовы требуют постоянного совершенствования выработанного комплекса мер.
Мы часто говорим, что молодежь - это будущее нашей страны. Это, конечно, верно, но столь же верно и то, что молодежь не только будущее, но и в значительной мере настоящее. Конечно, в организации воспитания молодежи есть свои особенности и проблемы. Своеобразие работы с нынешним поколением молодежи связано, в частности, с тем, что оно росло и взрослело в сложный период новейшей истории нашей страны. Сегодня нельзя быть в стороне от решения этих проблем, следует чутко реагировать на справедливые социальные запросы молодого поколения, чтобы не формировался активно подогреваемый радикалами через ресурсы Интернета настрой на агрессию и экстремизм. Нужно перенацеливать активность молодежной среды на созидательную составляющую, науку, творчество. Полагаю оправданным призвать к необходимости укрепления совместной работы по профилактике экстремизма и терроризма, по гармонизации общественных отношений в российском обществе и особенно в молодежной среде. Надеюсь, что форум ректоров, прошедший в РУДН, придаст дополнительный импульс нашему сотрудничеству и позволит выработать жизнеспособные решения, направленные на противодействие и профилактику радикализации учащейся молодежи.