Историческая реконструкция в самом общем виде подразумевает воссоздание объектов материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи или исторического события с использованием археологических, письменных, изобразительных источников.
Военно-историческая реконструкция - это изучение военного искусства определенной исторической эпохи на основе моделирования какого-либо военно-исторического события (средневекового рыцарского турнира или полевого сражения). Это направление очень популярно в Западной Европе, где в этой работе принимают участие десятки военно-исторических клубов. В результате получаются масштабные, зрелищные и очень дорогостоящие представления, посмотреть на которые съезжаются тысячи взрослых и детей.
Яркий пример такого представления в нашей стране - ежегодный праздник на Бородинском поле, где воссоздаются фрагменты знаменитого сражения. Дети могут принимать участие в таких «взрослых играх» только в качестве зрителей, желательно с родителями.
Одним из наиболее распространенных видов исторических реконструкций в школе стали исторические ролевые игры. Классификация игр основана на таких критериях, как:
- характер ролей участников;
- время и место воображаемой ситуации;
- жесткость сценария и степень импровизации детей в игре.
Ролевые исторические игры давно и успешно используются учителями истории в школах. Методика их организации и проведения разносторонне представлена в методической литературе. Одним из видов исторической реконструкции стало историческое моделирование.
Это активная форма учебно-воспитательного занятия, в процессе которого происходит реконструкция исторического сражения путем изготовления его макета. Происходит как бы материализация, оживление «сухой» карты или схемы, помещенной в учебнике. Обычно такие карты и схемы сами по себе трудны для восприятия и мало помогают детям в освоении исторического материала, тогда как на макете наглядно воссоздается полная картина сражения, всех его этапов, участников и персонажей.
Я вместе с детьми, занимающимися в Центре дополнительного образования «Синяя птица» СЗАО, сделал макеты «Битва за Москву», «Сталинградская и Курская битвы», веду работу по изготовлению макета «Брестская крепость». Цель работы - поделиться опытом организации и проведения военно-исторических реконструкций как в школе, так и в системе дополнительного образования. Система дополнительного образования располагает необходимой для таких реконструкций материальной базой: мастерскими, историческими кружками, аппаратурой, помещениями. Роль самостоятельной творческо-поисковой деятельности в системе дополнительного образования значительно возрастает.
Подготовку и проведение реконструкции любого военно-исторического события можно условно разделить на четыре этапа:
- вводный;
- подготовительный;
- постановочный;
- итоговый.
На первом этапе происходит выбор темы и погружение в нее. Выбор темы может совпадать с очередным юбилеем военного события, может и не совпадать. Просто, как правило, в период подготовки к юбилею (например, празднования 65-летия битвы за Москву 1941-1942 гг.) количество информации об этом событии резко увеличивается. Это в значительной степени облегчает сбор и изучение необходимого материала: книги, публикации, карты, схемы, иллюстрации, документальные фильмы. Знакомство с литературой хорошо дополняют экскурсии по местам событий, посещение музеев и тематических выставок, поисковая работа. Например, при подготовке реконструкции битвы за Москву в 1941-1942 годы была организована экскурсия в район юго-запада Москвы, где в Битцевском лесопарке чудом сохранились остатки оборонительной линии, построенной в октябре 1941 года. Поскольку в парке нет ни одного указателя, сотни людей гуляют здесь, не подозревая о том, что в 1941 году никакого парка здесь не было, а было совершенно открытое, незащищенное пространство, которое осенью 1941 года решено было срочно укрепить. Немецкое наступление было остановлено в пятидесяти километрах от построенной линии обороны, боев здесь не было. Выросший здесь после войны город стер с земли остатки последнего оборонительного рубежа, а выросший Битцевский лес, наоборот, сохранил. Лучше всего увидеть то, что осталось, можно осенью или весной, когда нет высокой травы и снега. Экскурсию можно начать с осмотра сохранившегося рядом со станцией метро «Калужская» дота (долговременная огневая точка), затем проехать автобусом до Битцевского лесопарка и пройти по линии обороны параллельно Балаклавскому проспекту до конноспортивного комплекса.
Посещение музеев и выставок должно быть целенаправленно, то есть нужно знакомиться с тематической выставкой или залами экспозиции только по интересующей теме.
Подготовительный этап начинается с выбора места проведения реконструкции, составления плана помещения и размещения в нем макета, зрителей, действующих лиц и ведущего, определение размеров макета. Таким местом может стать невысокая сцена в небольшом зрительном зале, сдвинутые парты в классной комнате - большой стол или просто пол в большой игровой комнате. Главное, чтобы зрителям было все видно, а участники не мешали друг другу.
Хорошо дополняют действие специально подобранные кадры кинохроники и иллюстративный материал, для чего в помещении должно быть установлено соответствующее оборудование. При этом нужно составить подробный список всех необходимых атрибутов реконструкции с эскизными рисунками, по которым будет делаться макет.
Центральное место в реконструкции, например, Сталинградской битвы занимал макет самого города. Подробную карту планировки города мы нашли в Атласе офицера. Разрушенные дома делали из спичечных коробков. Военную технику - танки, самолеты, артиллерию - мы делали из картона. Действующие армии составлялись из обычных пластиковых солдатиков, для устойчивости и удобства их передвижения на макете фигурки по две-четыре штуки наклеивали на подставочки из картона соответственно красного и синего цвета. Направление действия войск обозначали красными и синими стрелками из картона.
Для выполнения этой работы нужны цветная бумага, картон, клей, ножницы, фломастеры. На этом этапе работы активно задействованы все дети, в зависимости от сложности задания распределялись между детьми разных возрастных групп.
Последним в подготовительном периоде становится разработка сценария всех этапов действия. Все участники определяют свою роль, свое место, отбирают свой реквизит, записывают или запоминают все, что они должны сказать и показать зрителям, когда ведущий во время действия предоставит им слово. Действие и выступление каждого участника отрабатывается на нескольких репетициях. Как правило, творческая мысль на таких репетициях бьет ключом. Дети сами предлагают неожиданные интересные решения. Практика проведения репетиций показала, что на этом этапе совершенно необязательно написание строго регламентированного сценария и заучивание каждым участником своей роли. Чем меньше заучивания, тем свободнее ведут себя дети во время итогового выступления. Максимум двух-трех репетиций бывает достаточно, чтобы определить день и час третьего этапа - представления сделанной реконструкции.
Представление реконструкции исторического события начинается со вступительного слова ведущего-учителя. Он объявляет тему и представляет макет реконструируемого сражения зрителям. В зале присутствуют как приглашенные гости, так и все ученики, участвовавшие в подготовке.
Ведущий начинает рассказ, а несколько помощников показывают все изменения на макете (направление главных ударов, передвижения войск и техники). По ходу действия ведущий включает в него зрителей: задает вопросы, предлагает детям самим спрогнозировать ход событий, предложить свои решения.
Важный этап работы - подведение итогов, в ходе которого дети могут обсудить проделанную работу, поделиться своими мнениями, впечатлениями и степенью удовлетворенности о проделанной работе, а также обсудить дальнейшие планы. Подведение итогов хорошо дополняют викторины. Самые активные участники награждаются памятными призами и подарками.
Желательно, чтобы на самом мероприятии среди зрителей были родители и гости. Приглашенными могут быть ветераны ВОВ - непосредственные участники реконструированных событий. Желательны также неожиданные изюминки, сюрпризы, то есть малоизвестные или вообще неизвестные факты, документы, вещи, открытия, которые были сделаны или добыты в ходе подготовки и держались в секрете.
Хорошим дополнением исторической реконструкции могут стать подобранные заранее кадры кинохроники, звуковой и иллюстративный материал. Например, при реконструкции сражений Великой Отечественной войны мы использовали фрагменты военной кинохроники. По каждому историческому сражению сейчас есть большой выбор видеоматериала. Главная трудность в отборе и органичном включении его в действие.
Есть в проведении подобных военно-исторических реконструкций и свои подводные камни - то, что, по моему мнению, необходимо избежать. Это превращения реконструкции в «игру-войнушку», «стрелялку» или «ура-патриотическое шоу». Соблазн такого перерождения чрезвычайно велик, но, как мне кажется, совершенно недопустим.
Военно-историческая реконструкция может помочь учителю истории ответить на сложные, неоднозначные вопросы о причинах побед и поражений.
Реконструкция позволяет наглядно показать замыслы и планы сторон, предшествующие сражению, как эти замыслы воплощались по ходу сражения и, главное, что удалось и не удалось реализовать.
В результате игрового моделирования (исторического воспроизведения) военно-героических событий, реально происходивших в России, дети остро ощущают собственную причастность к судьбе своей страны, личностную свободу-ответственность за нее.
Исторические реконструкции создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было. Полученные в школе знания становятся более прочными. Такие занятия развивают историческую память в первую очередь на конкретные исторические события, развивают способности к ретроспективному мышлению и умение реконструировать картину исторического явления. Исторические реконструкции позволяют гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, которые становятся прочными, осознанными и прочувствованными.
Кроме этого военно-историческое моделирование создает особые условия, при которых развиваются творческие способности учащихся.
Занятия объединяют детей разных возрастов, здесь происходит обучение, осуществляется самостоятельный поиск знаний. Эти занятия предоставляют возможность любому ребенку, независимо от способностей, включиться в общую деятельность, проявить индивидуальность и оригинальность, сделать свой посильный вклад в общую работу. Дети, владеющие более глубокими знаниями и познавательными возможностями, реализуют и расширяют их в ходе учебной работы, учатся оказывать поддержку и помощь тем, кто в ней нуждается, работать с научной справочной и популярной литературой. Полученное ощущение успеха от выполненного задания повышает самооценку ребенка, привыкшего к роли неудачника, мотивирует к изучению истории.
Особенно необходимо выделить значение реконструкций для слабо успевающих учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно. Исторические реконструкции создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить и увидеть то, чего в их непосредственном опыте не было. Моделирование позволяет учащимся доступными для них способами воссоздать историческую действительность.
В результате занятия по военно-историческому моделированию формируют цельный взгляд на историческое событие. Закрепление и расширение полученных в школе знаний - главная задача реконструкции эпохальных исторических событий.
Военно-историческое моделирование значительно расширяет возможности нетрадиционных форм преподавания истории в школе и в системе дополнительного образования. Исследовательская работа пробуждает в учащихся интерес к прошлому, самостоятельность мышления и чувство ответственности за проделанную работу.

Анатолий МАСТЮГИН, педагог дополнительного образования студии «Генезис» ЦВР «Синяя птица»