Ожиданиям родителей должна соответствовать любая современная школа. А это значит, что педагогический коллектив, администрация образовательного учреждения должны быть готовы обеспечить каждому ребенку индивидуальную образовательную траекторию, разнообразие видов внеурочной деятельности, воспитание в комфортных, безопасных условиях.
Приоритетным направлением развития образовательных учреждений Северного округа стала работа по повышению качества образования. Перед школами поставлена перспективная задача - стать конкурентоспособными на рынке образовательных услуг. Это возможно при условии глубокой и объектной аналитики существующих материальных и кадровых возможностей образовательных учреждений, учета специфики социального запроса населения, осознанной мотивации педагогических коллективов и администрации учреждений на поиск новых подходов к совершенствованию учебно-воспитательного процесса, внедрение передовых результатов инновационного опыта.
Начавшаяся модернизация системы образования в первую очередь и нацелена на достижение новых качественных результатов. Для этого необходимы значительные изменения в механизме управления образовательным учреждением, создание открытой и прозрачной модели функционирования системы образования и каждого ее звена. Первые результаты этой работы мы видим уже сегодня. В учреждениях образования создаются управляющие и наблюдательные советы, на сайтах учреждений размещены публичные отчеты о результатах работы за учебный год, выстраивается механизм безбарьерного оперативного общения родителей и работников школы. В практику повседневной работы вошли электронные журналы и дневники, развивается дистанционное обучение.
Одним из важных этапов модернизации системы образования Москвы стал эксперимент, предложенный Департаментом образования для пилотных школ. Для участия в проекте были предложены 16 школ округа, проявившие заинтересованность в поиске инновационного развития. Среди этих образовательных учреждений - победители конкурсного отбора приоритетного национального проекта «Образование» (школы №№706 и 727), школы, подтвердившие высокий уровень качества знаний учащихся по итогам городского независимого мониторинга (школа №236), лидеры в разработке и реализации инновационных проектов (школы №№185, 213, 2020). В каждом образовательном учреждении, ставшем участником проекта, разработаны план и программа развития, отражающая ключевые этапы улучшения качества образования.
Реализация экспериментального проекта обеспечивается постоянной поддержкой Департамента образования Москвы, Северного окружного управления образования, осуществляется при содействии органов исполнительной власти. На встречах мэра Москвы Сергея Собянина, заместителя мэра Ольги Голодец, министра образования Москвы Исаака Калины с директорами пилотных школ была подчеркнута общегосударственная значимость происходящих изменений в системе образования. Особый акцент был сделан на необходимость консолидации усилий всех заинтересованных сторон в решении поставленных задач. Пилотный проект - прорыв не только в системе образования. Это определенная ступень в развитии всей социальной сферы округа и города, позволяющая по-новому осмыслить перспективы и приоритетные направления модернизации. Поэтому особую значимость приобретает совместная работа образовательных учреждений округа с управами районов и префектурой по решению задач проекта.
Инициатива пилотных школ нашла поддержку и среди руководителей образовательных учреждений округа. О своем желании присоединиться к проекту заявили еще несколько школ. Отработка механизма перехода на новые модели управления качеством образования позволит получить первые реальные результаты уже в 2011 году и представить свой опыт на обсуждение педагогическому сообществу.

Владимир РАЗДИН, начальник Северного окружного управления образования