Открыла конференцию начальник Центрального окружного управления образования Вера Лопатина. На сегодняшний день во многих школах Центрального округа Москвы действуют электронный журнал и электронный дневник учащегося, активное внедрение этих программных продуктов в образовательное пространство школы продолжается. Учитывая важность и актуальность многих проблем, связанных с насыщением информационного пространства образовательного учреждения, Центральное окружное управление образования и Окружной методический центр при поддержке Департамента образования Москвы и провели эту конференцию. Вера Ивановна отметила, что сегодня речь идет не о простом насыщении школ техникой и программами, а об особой философии по отношению к процессу информатизации: «Для меня сегодня самый важный вопрос: как сделать так, чтобы всем стало понятно, что о штатах мы больше не будем говорить никогда, так как этот вопрос школы будут решать сами. Мы должны сделать все, чтобы все те учреждения, которые тянут школу за уши, а не за ноги, работали еще эффективнее. Учителя не хотят, чтобы были бумажные варианты журналов. Чем больше педагогов будут настроены на введение электронного журнала и электронного дневника, тем эффективнее будет работа школ в этом направлении. Почему руководители хотят единообразия? Потому что, наверное, всем хочется стабильной работы, чтобы знать: сколько денег будет дано на то или это, когда будет техника, когда придет одно, другое, пятое, десятое. Когда мы обсуждали программу развития до 2016 года, то с воодушевлением приняли намерение Правительства Москвы вместе с сопутствующими департаментами на уровне города вывести образовательные учреждения на цивилизованные формы использования интернет-ресурсов. Я бы все поняла, если бы четко знала, по каким параметрам будет создаваться нормативное финансирование. Сегодня уже понятно, что школа должна покупать не продукт «Электронный журнал», а услугу, которую каждая фирма должна предоставить школе, что должен быть еще перечень различных услуг. Например, я покупаю услугу «Электронный журнал», внутри этого есть и другие услуги, например: работа с учителями, работа по юридическому консультированию (если в этом есть необходимость), работа с родителями, которые должны учиться и имеют право получить такую услугу, если школа купила именно этот продукт. Там должно быть еще много чего другого, что наши директора набросали как проблемы, которые нужно решить. Для меня сегодняшняя проблема в том, чтобы до конца понять, что такое услуга, приобретаемая школой. Тогда все те проблемы, которые сегодня считаются непонятными, будут решены и встанут на место. Сегодня для нас должна быть важна идеология вопроса - «Электронный журнал», «Электронный дневник» мы должны рассматривать как шаг к переходу на новые отношения «родитель-учитель». То, что сегодня мы говорим больше о технических проблемах, понятно, но мы должны говорить больше о том, что стоит за внедрением этих электронных продуктов. Я думаю, что за этим стоит спасение многих душ, многих семей, которые пока, общаясь с нами напрямую, слушая наш великий могучий русский язык, от некоторых из нас и от школы шарахаются как черт от ладана. Переход на цивилизованное общение родителей и учителей через нормы общения, а не эмоциональные всплески помогут сохранить психику как одних, так и других. Лично для меня это тоже важно».
Гостей и участников конференции сразу приглашали на выставку, причем в разных классах разные фирмы-разработчики представили полную информацию о программном обеспечении, продемонстрировали готовые продукты в рамках стендовых презентаций и мастер-классов, которые прошли после пленарного заседания.
На конференции была сделана вполне успешная попытка рассмотреть вопросы системного подхода к внедрению электронного журнала и дневника учащегося как инструмента информационного обеспечения процесса управления образовательным процессом, оценки его качества и эффективности, полноты реализации учебных планов и программ. Перед ее участниками выступили руководители московских и региональных школ, которые уже освоили электронные журналы и дневники.
Подводя итоги конференции, первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы Вениамин Каганов отметил, что сегодня множество фирм-разработчиков нужно для того, чтобы возникла здоровая конкуренция, чтобы не было монополии на истину. Школа сама может нынче выбрать для себя оптимальный вариант, партнеров, и это политика Департамента - предоставить ответственную свободу школам, это школы одобряют, хотя многие из них пока и хотели бы, чтобы кто-то из власти предержащей выбрали за них единую форму электронного журнала и дневника. Вениамин Шаевич внес ясность в то, какой журнал должен быть в школе - бумажный или электронный. Оказывается, в действующем Законе РФ «Об образовании» нет насчет этого категоричного утверждения о форме журнала, там сказано, что руководитель ОУ несет ответственность за форму учета успеваемости учеников. Он может ввести эту форму своим приказом по ОУ. Другое дело, что приходят проверяющие и делают свои выводы. «Но кто проверяет школы? - спросил Каганов и тут же сам ответил на своей вопрос:  - Наши же проверяющие органы и прокуратура, когда возникают какие-то нюансы. Для школы это барьеры для введения электронного журнала и электронного дневника. Поэтому мы и решили обсудить с коллегами и установить истину. Чтобы никого - ни себя, ни других - не подводить. Однозначные рекомендации по этому поводу Департамент образования вскоре даст. Думаю, не будет рекомендации вести два журнала сразу или не вести два журнала сразу. Там, где удобнее вести два журнала, пожалуйста, ведите, где неудобно, не ведите. Это дело школы. Но то, что нам хотелось сразу вести электронные журналы и дневники, программа информатизации отдельной школы должна быть согласована с тем, что происходит на уровне округов и города. Электронные журналы и дневники должны быть внедрены до конца года, и это не придумка Департамента образования, а решение административной комиссии, которую возглавляет мэр Москвы Сергей Собянин. Эта комиссия отвечает за введение административных регламентов во всех сферах государственного управления и государственных услуг, она и дала задание всем департаментам организовать так работу, чтобы до конца календарного года все наши школы использовали в своей деятельности электронные журналы и дневники. Я надеюсь, что эта конференция поможет нам сделать правильный выбор того, как двигаться в этом направлении, учитывая, что многие ОУ в Москве находятся на разных уровнях готовности к этому процессу. Но уровень разный, а задачи одни, мы должны выбирать пути решения, позволяющие не создавать ненужную нервотрепку, а выбирать правильную стратегию каждому ОУ, каждому округу и Департаменту образования».

Николай ЦЕЛИЩЕВ, директор школы №28 города Кирова:

- Наш опыт работы с электронным документооборотом и электронным журналом востребован в Москве, и это для нас почетно. Школа полностью перешла на электронный журнал: вот уже два года мы работаем без бумажного журнала и без бумажного документооборота. Отношение учителей к электронному журналу самое разное - от тревоги и ужаса до восторга, у нас было соответствующее распоряжение руководителей, и все свершилось. Все знают, что нынче совершенно иные требования к должности учителя, в его квалификационных требованиях записано, что он должен вести электронные журналы и дневник, было решение правительства, что все должны перейти на оказание услуг в электронном виде, в том числе в области образования до 2014 года. Мы решили не ждать до 2014 года и переходить на эту форму: все школы города Кирова и области в следующем году совершат этот переход.

Ольга МОИСЕЕВА, заместитель директора Центра образования №497
по информатизации:

от уже 8 лет мы активно работаем с программным комплексом Net School. Когда 12 лет назад нам построили новое здание школы, мы искали и апробировали различные программные продукты. Но только Net School смогла удовлетворить всем нашим требованиям. Нам нужен был не просто электронный журнал, а система для организации единого информационного пространства с обеспечением его открытости и безопасности для всех участников образовательного процесса - учащихся, их родителей, учителей и администрации.
Выбор системы - ответственное дело. Мы нашли систему с простым администрированием и работаем с ней как в школьной сети, так и из дома по сети «Интернет».
Заполняя всего лишь один классный журнал, мы получаем около 40 стандартных отчетов, которые позволяют нам оперативно вести всю аналитическую работу. В системе реализована возможность сделать распечатку электронного журнала для его предъявления контролирующей организации. Мы знаем уже много примеров по России, когда школы, работающие с Net School, отказались от ведения бумажного журнала, а мы пока об этом только мечтаем.
Начать активно работать с системой нам позволила мощная техническая поддержка разработчиков, консолидирующая стратегия работы компании и ответственный подход к результату. Все конструктивные пожелания пользователей оперативно реализуются в каждой новой версии, которые закачиваются через Интернет: SMS-сервис, экспорт расписания уроков из специализированных автоматизированных систем, организация тестирования, ведение личных портфолио учащимися и учителями, организация дистанционных курсов.
Система обеспечивает активное участие родителей в учебно-воспитательном процессе, что дает действенную обратную связь. Мы имеем развитые возможности для дистанционного обучения, которые активно используем в повседневной школьной жизни, а не только в дни карантина. Дневник заданий напомнит о всех задолженностях по предмету и домашних заданиях не только ученикам, но и родителям. Наша система представляет развитые средства общения: общешкольный форум, на котором открыто обсуждаются все вопросы школьной жизни и темы, интересующие ребят, доска объявлений оперативно информирует о всех школьных мероприятиях, о наших победах и достижениях, электронная почта обеспечивает оперативную связь учителей, учащихся и их родителей. Коллективная работа в школьном информационном пространстве и обеспечение его открытости на базе программного комплекса Net School позволили нам превысить ожидаемые результаты по многим показателям программы развития образования Центрального округа Москвы на 2009-2011 годы еще до начала ее реализации, стать ресурсным центром ЦАО по направлению «Школьное информационное пространство» и базовым образовательным учреждением сетевой городской экспериментальной площадки «Школа и информатизация».
В сетевом взаимодействии по внедрению Net School с нами активно сотрудничают 14 школ округа. На сервере Центра информационных технологий смонтирован программный комплекс, позволяющий подключить к системе Net School все школы, не имеющие технических возможностей в разворачивании этой системы на своих школьных серверах.
Net School - это перспективная система, которая помогает создать эффективное информационное пространство не только отдельных школ, она может быть развернута на весь округ, ее развитие дополнено модулем управления образования «Сетевой город».
Я не лоббирую интересы Net School, я выступаю за комплексный подход к организации электронных сервисов, за интересы учащихся и их родителей, учителей, которые благодаря этой системе получают открытую, комфортную образовательную среду.

Александр ЕЗДОВ, директор ЦО «Технология обучения»:

руковожу образовательным учреждением, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья и где обучение происходит в основном дистанционно. С самого начала нашей работы мы используем информационную систему, в которой находятся все учебные материалы, журнал и дневник, ими пользуются и учителя, и дети. Мы считаем, что отдельный дневник, в котором есть только оценки, довольно простая вещь и заниматься ею было бы странно. Как выглядит та система, с которой мы работаем, и что, собственно говоря, она содержит? Можно выбрать любую дату и увидеть все уроки, которые проходят в школе, расписание педагогов на этот день. В нашей школе все обучение происходит индивидуально или в малых группах. Если выбрать какую-то группу, то можно увидеть стандартный вид журнала, где учитель проставляет оценки и записывает темы уроков. Темы уроков возникают так: в начале учебного года преподаватель сдает завучу тематическое планирование по обучению ребенка или группы, при утверждении тематического планирования оно автоматически загружается в нашу информационную систему. Далее учитель  готовит тему из тех тем, что планировал, видя, насколько его движение по учебному материалу совпадает с планом. Он может одновременно выбрать две-три темы или какую-то другую свою тему, которая есть в тематическом планировании. В системе мы имеем материал для анализа как самого учителя, так и для завуча, и для других педагогов. Важным моментом нашей специфики стало время, которое, как учитель предполагает, ребенок потратит на выполнение домашнего задания. Учитель сразу вписывает в специальную графу электронного журнала это время, и графа видна в дневнике учащегося, родитель может увидеть это, и тут возможна дискуссия, если ребенок тратит на выполнение задания больше времени, отведенного учителем. Кроме того, все оценки, стоящие в журнале, привязаны к работам (работы есть в системе вместе с рецензией учителя), это для ребенка важно, учитель может посмотреть, за что он поставил оценку, а родитель - понять, как это происходило. Это делает учебный процесс довольно открытым для всех его участников и повышает ответственность учителя. Я считаю, что школа должна быть свободна в выборе той или иной системы электронного журнала, важно, чтобы они имели некоторый минимум в интерфейсе, по которому все данные должны были бы сходиться, не противоречить друг другу при переходе ребенка из одной системы в другую и учитывать все своеобразие школ.

Анна МЕХЕД, директор лицея №1581, учитель года России:

последние годы перед нами  довольно остро встала  проблема не только оптимизации документооборота, но и  информирования родителей. У нашего лицея есть своя специфика:  почти 70 процентов  учеников живут очень далеко от здания (наш лицей - лицей МВТУ), родители далеко не всегда могут посетить родительские собрания, заседания совета.  У лицея есть сайт, но в связи с тем что у нас  работают лекционная и семинарская системы, которые тоже  предполагают особенности выставления итоговой успеваемости и промежуточных оценок, возникла проблема информирования родителей, не заставляя их тратить по два часа на дорогу до школы только в один конец, если мы вдруг захотим с ними пообщаться по поводу успеваемости их детей.
Мы начали искать, поначалу занимаясь самодеятельностью. Наш администратор - заместитель директора по информатизации образовательного процесса - разработал самую простую модель дневника, которая была выложена  на сайте. Тут мы и наступили на первые грабли. Один из родителей нас спросил: «Почему вы не защищаете информацию о том, что моя дочь учится в вашем лицее? Я не хочу, чтобы кто-то знал, что она учится именно у вас!»  Мы подумали и поняли, что и нас вариант дневника, который находится в открытом доступе, уже не устраивает. 
Наш лицей уже второй год работает на экспериментальной площадке  по созданию модели оценки качества образования, и нам предложили  некий программный продукт, который мог  оценивать и учитывать личные достижения обучающихся для обычной школы при условии существования  полноценных классов. У нас сразу возникла проблема: поскольку лицей - особое учебное заведение, многие классы при изучении тех или иных предметов делятся на подгруппы, что не учитывал программный продукт, поэтому мы не смогли применить этот продукт для оценки достижений собственных учеников.
Мы снова начали искать, нас  познакомили с директором 28-й школы города Кирова, который уже применял систему «Директор» и пользовался  системой электронного  документооборота. Мы обсудили на педагогическом совете все плюсы и все минусы этой системы и решили, что для начала нам нужно попробовать внедрить электронный классный журнал компании «Аверс». У нас сошлись время, место действия и работы, на педагогическом «Конвенте» Центрального округа, который проходил в Год учителя,  мы выиграли грант группы компаний «Аверс». Это нам помогло, и теперь у нас работает электронный журнал. Естественно, это требует усилий от учителей (средний возраст наших учителей - 44 года), но нам не потребовалось  решать никаких особых проблем с информационными технологиями, чтобы научить сто процентов педагогов работе с электронным журналом, после чего мы оценили всю  прелесть свободы действий, которую нам предоставила эта система.
Оказалось, что при формировании и заполнении электронного журнала автоматически формируется и электронный дневник, который  висит на сервере ОУ, у нас есть туда доступ, как и к классному журналу, преподаватель  может заполнять журнал и дневник не только со своего рабочего стола, есть еще  возможность зайти на сервер и с домашнего компьютера, проставлять оценки за контрольную работу. Правда, помимо преимуществ есть еще и некие риски. Какие риски мы увидели? Мы думали, что всем будет легко, если  сделаем всем  родителям понятные логины и пароли, но лицей имеет информационный класс, наши дети - авторы проектов по кодировке информации, поэтому самые простые пароли они взломали легко и быстро. Хорошо, что это случилось в самом начале нашей работы с электронным журналом. Но мы отметили это как первый риск - логины и пароли должны быть не в простой системе кодировки.
Второе - техника есть техника, и  учителю перестроиться только на ведение электронного журнала довольно тяжело, хотя практически весь педагогический коллектив лицея теперь заполняет только электронный журнал и раз в две недели переносит все в бумажный вариант журнала, хотя это и не очень удобно. Почему это так происходит? У каждого учителя есть право администрирования. Проставляя оценки в электронный классный журнал, он может поменять оценку - для нас она изменилась, изменив свой смысл. Для нас двойка - это не фиксация того, что ученик чего-то не сделал, и мы пошли дальше, выставив ему эту оценку. Двойка  для нас теперь - сигнал того, что именно  данную тему ребенок по каким-то причинам не смог усвоить. Конечно, мы начинаем выяснять причины, если он потом успешно прошел этот материал, то двойка может быть исправлена и ее больше  нет в электронном журнале.  На самом деле за два триместра, в которые мы работали с электронным журналом, такой подход оправдался, повысилась мотивация у детей, они перестали бояться двоек. У нас, правда, и дети другие, они мотивированы на учебу.
У каждого нашего учителя есть право администрирования только  при выставлении триместровых оценок. Я, как директор, имею доступ к абсолютно всей базе данных, я могу исправить оценку, если вдруг  при проведении школьного контроля, который проводится моим заместителем по УВР, выяснится, что та или иная оценка не совсем объективна, или вдруг у нас возникает вопрос: почему? 
Сегодня мы пошли дальше, установили программу «Директор», которая позволяет вести абсолютно весь документооборот. Что меня, как директора, радует, что все файлы в этой системе внедряемы в другие системы, например в «Статград», мне не нужно забивать разные файлы, я могу только копировать и отправлять.

Нина ТИХОНОВА, директор школы №96:

роведя в декабре 2010 года некоторые организационно-управленческие мероприятия, мы приступили к эксплуатации  системы «Электронный дневник», разработанной фирмой «Корус Консалтинг» (Санкт-Петербург).
В чем мы видим преимущества этой системы?
Прежде всего в разнообразии форм текущего контроля, в наличии банка стандартных отчетов, в  очень простой первоначальной закладке данных, которая производится с использованием инструментов «Школьного офиса». Нас устраивают сертифицированная защита персональной информации,  возможность осуществления дистанционного обучения, в том числе детей с ОВЗ, отсутствие необходимости в установке каких-либо дополнительных программ (вся работа осуществляется в режиме онлайн средствами Интернета), интуитивно понятный интерфейс, а также круглосуточный доступ, SMS-рассылки.
Участниками  этой программы стали 40 учителей, более  четырехсот учащихся 5-11-х классов, их родители. С сентября 2011 года участвовать в программе будет весь коллектив учеников.
В электронный дневник мы выставляем оценки, что позволяет видеть полную картину успеваемости, выводить средний балл и в конце учебного года сравнить его с итоговыми оценками, оперативно выстраивать рейтинг успеваемости по классам и отдельно по учащимся. Опрос, проведенный среди учащихся, показал, что более 30 процентов учеников стали более  тщательно следить за оцениванием своей работы  на уроке, ощущать большую ответственность за выполнение домашнего задания. В целом система позволяет эффективно решать управленческие задачи контроля основных показателей учебного процесса и вечную проблему обратной связи с родителями. Однако мы рассматриваем эту систему не просто как новый способ доставки информации, но и  как фактор, обозначивший проблемы и психолого-педагогические ситуации, требующие осмысления и принятия определенных управленческих решений.
Есть такая проблема,  как дополнительная нагрузка на учителя в зависимости от количества часов и классов. Например, учителям, работающим по одно-двухчасовой программе в неделю (география, биология, химия), приходится вступать в виртуальное взаимодействие более чем с 200 партнерами. Мы  думаем, что тут возможны несколько подходов для ее решения. Это может быть постепенный переход на электронный дневник, например по технологии 1-1-1-1, когда каждому учителю на отчетный  период поручается вести только один учебный курс в электронном дневнике. Курсы распределяются так, чтобы один класс оказался полностью в электронном дневнике. Может быть предложена рационализация расстановки  кадров и распределения нагрузки, направленная на минимизацию количества классов и предметов у одного учителя (распределение предметов между  разными учителями). Например, история - обществознание, география - экономика. Может быть и материальная поддержка учителей, работающих с системой электронного дневника, включение этого критерия в оценку качества работы  педагога, влияющую на выплату стимулирующей части заработной платы в условиях НСОТ.
Вторая проблема - настороженность части родителей, считающих, что электронный дневник -  не слишком этичная форма перепроверки, излишнего контроля, а они доверяют ребенку. Чаще всего так говорят  родители, которые и в обычный дневник ребенка не всегда заглядывают, но эту проблему тоже нужно решать. Мы считаем, что необходимо вести постоянную разъяснительную работу, опираться на родительский актив, проводить консультации, распространять через электронный журнал информацию, интересную родителям (благодарности ученикам, итоги олимпиад, конкурсов, творческие планы, различного рода обращения администрации и учителей). Словом, нужна работа с сознанием взрослых людей.
Еще одна проблема - некоторые ученики испытывают психологический дискомфорт в связи с введением электронного дневника. Они говорят так: «Я родителям  все рассказываю, и им не нужно смотреть электронный дневник», «Мне родители доверяют», «Они и так все знают, все мои оценки в дневнике». Для нас тут важно формирование у учащихся положительной точки зрения на нововведения, привлечение к этой работе школьных психологов, родительского актива,  отдавая предпочтение  позитивной информации об обучающихся.
Есть у  нас и технические проблемы. Например, несмотря на омоложение возраста  родителей, далеко не все  из них уверенно владеют  компьютером (у нас в школе это почти 20 процентов родителей). С другой стороны, для учителей есть жесткая зависимость  от качества работы в сети «Интернет» - по-прежнему скорость интернет-канала в нашей школе недостаточна. Кроме того, учителя вынуждены вести два журнала:  бумажный и  электронный. Мы думаем, что необходимо провести законодательные, нормативные  мероприятия  для отмены бумажного журнала.
Немного озадачивает  еще и проблема платности услуги для родителей. Сумма, которую они должны заплатить, невелика - 100 рублей, но эта оплата создает скорее не материальный, психологический барьер.  Поэтому нам кажется, что раз  электронные дневник и журнал есть в перечне государственных услуг в соответствии с распоряжением Правительства  РФ от 17 декабря 2009 года, то разработчики должны найти решение этого вопроса.
Если рассматривать вопрос в развитии, то, безусловно, система «Электронный дневник» должна включать  различные модели учета индивидуального прогресса обучающихся (портфолио, дневник достижений учащихся).  Возможно, для  сохранения преемственности традиций и преодоления психологического барьера нужно привести внешний вид страниц  электронного дневника к виду обычного школьного дневника. Безусловно, несмотря на возникающие проблемы, «Электронный дневник» - фактор комфортности, свидетельство современности и привлекательности школы, что особенно важно для ее существования в новых финансово-экономических условиях, что стало одним из показателей получения нашими детьми образования, адекватного времени.