Четырнадцать претендентов на звание «Педагог года-2011» должны были выступить на сцене и показать свои лучшие профессиональные и личностные качества. Разрешалось привлекать в качестве помощников коллег, учеников, их родителей. Презентации, конечно, были разные - у кого-то веселее, у кого-то строже, кто-то четко понял задачу, а некоторые конкурсантки «растеклись мыслью по древу» и не смогли составить четкого сценария. Сложность этого задания заключалась и в том, что учителя должны были сами себе придумать номинацию, наиболее полно отражающую главную идею своего педагогического опыта, ну и во время выступления полностью раскрыть заявленное.
А почему все-таки мини-спектакль на сцене, а не традиционный урок? Начальник Управления образования администрации городского округа - город Галич Ирина Шунейко объясняет это так: хотелось, чтобы выступления конкурсантов увидело как можно больше коллег. А ведь на финал конкурса в Центр культуры и досуга «Ритм» пришли еще родители и школьники - в зале яблоку было некуда упасть. Несомненно, такая форма способствует популяризации профессии учителя. Что же касается профессиональной проверки, она прошла во время заочного тура, когда учителя представили свою «Визитную карточку» и описание опыта работы в виде методической статьи.
Однако есть и еще одна, негласная, причина отхода от привычного формата открытого урока и мастер-класса, о которой никто не говорит, но догадаться можно... В Костромской области нет регионального конкурса. На финал «Учителя года России» отправляется педагог, набравший больше всех баллов в конкурсе ПНПО. Получается, что муниципальные «Учителя года» Костромской губернии - самостоятельные мероприятия, и естественно, что задачи проведения педагогического состязания свои для каждого муниципалитета. Для Галича первая задача, как мне показалось, - продемонстрировать достижения всей системы образования, а не только учителей, представляющих ту или иную школу, детский сад. Кстати, в этом году впервые на конкурс были приглашены воспитатели, и выступления у них были вполне достойные...
А лицо образования Галича благодаря выступлениям учителей и их коллег, их детей показалось мне весьма симпатичным. Во время презентаций - а это, по сути, чрезвычайная ситуация - нельзя сфальшивить, придумать дружеские отношения в коллективе, сыграть демократический стиль общения с учениками. Вот несколько примеров.
Гимназию №1 Галича представляли два человека - педагог дополнительного образования Ольга Смирнова и учитель начальных классов Светлана Селедкова. Победителем стала Светлана Николаевна, и неудивительно. Она очаровала жюри и зрителей не только своей личностью, но и своими учениками. Дети разыграли яркий и убедительный спектакль из школьной жизни. Девочка оказалась в роли Светланы Селедковой, ее подруга сыграла отличницу, один мальчик  - двоечника, другой - троечника. Оказалось, что ребята прекрасно знают, и каким должен быть урок, и для чего надо в школе учиться. И не только младшие, но и старшеклассники. Я убедилась в этом, когда встретилась в 1-й гимназии с любителями журналистики и немного рассказала им о жанрах газеты. Юноши и девушки оказались любопытными, легко, грамотно, толково отвечали на вопросы, а в конце занятия создали собственные заметки о важных местных образовательных событиях. Вы можете прочитать их на этой странице. Как видите, пообщаться со мной пришли не только гимназисты, но и ученики из других школ. Да и мне было любопытно увидеть разные учебные заведения Галича. Особенно хотелось побывать в основной школе №4 имени Ф.Н.Красовского.
Мне повезло увидеть своими глазами ООШ №4, где до недавнего времени работала учитель русского языка и литературы Светлана Федорова, ставшая победителем IV конкурса для классных руководителей «Мудрая сова», который проводит наша газета. Общаясь со Светланой виртуально еще с 2009 года, я очень хотела познакомиться и с ней, и с ее коллегами. Недавно наша «мудрая сова» перешла на работу в управление образования и вот пригласила меня на конкурс... А во время экскурсии по школьному музею, которую провела для меня заместитель директора Елена Туманова, выяснилось, что школа - давний друг нашей газеты. В 2000 году она приняла участие в нашей акции «Ищем старейшую школу» и оказалась в числе трех лидеров, перешагнувших двухсотлетний рубеж. В прошлом году образовательному учреждению стукнуло 220 лет!
На конкурсе «Учитель года» ООШ №4 представляла учитель технологии Елена Лыкова. Какой красочный спектакль устроили коллеги Елены Вячеславовны! На сцене развернулась настоящая ярмарка, коробейники предлагали зрителям плоды творчества конкурсантки и ее учеников и добавляли весомо: «Все сделано честно. Всему Галичу известно».
Будучи членом жюри конкурса, я оценивала выступления, все время сверяясь с критериями. И когда на сцену вышла преподаватель художественно-эстетического цикла Центра развития ребенка - детского сада №13 Ольга Седякова, я обратила внимание, что она четко раскрывает свою номинацию «За применение игровых приемов в изодеятельности». Более того, прямо на месте Ольгаё  Васильевна продемонстрировала фрагмент занятия. Девочке Даше и ее маме было предложено задание - нарисовать второе крылышко у разноцветной бабочки, которая обожгла его на свечке... Пока шло рисование, Ольга рассказала емко и коротко о своей работе. А еще на сцену вышли ее воспитанники и изобразили все цвета радуги. Это была настоящая творческая презентация профессиональных достижений! Именно Ольге Седяковой достался специальный приз «Учительской газеты». Побывав в 13-м детском саду, я поняла, откуда вдохновение берется. Здание летом просто утопает в зелени, цветы воспитатели разводят сами. В музыкальном зале, в группах - огромное количество сделанных своими руками пособий, поделок, игрушек. Фантазия не знает пределов! А в том, что дети творят вместе со взрослыми, я убедилась на занятии Светланы Волковой. Ребята создавали весеннюю полянку с ручейком, солнышком, цветами мать-и-мачехи и ландыша. Было заметно, что работать с клеем, творить в технике бумагокручения (квиллинг) для ребят привычное дело.
Галичский конкурс убедил, что творческая самопрезентация, когда на сцену выходит не только конкурсант, но и его коллеги, с которыми он каждый день взаимодействует, его дети, которых он каждый день учит, родители школьников, - еще один способ составить представление о педагоге, найти учителя года.

Костромская область