Старожилами профсоюзного движения стали Черно-Ануйский, Уймонский, Шебалинский, Улалинский, Чемальский, Алтайский и Усть-Канский местные комитеты. В те первые профсоюзные организации, возглавляемые месткомами, входили не только учителя, но и работники культуры. Объединение всех месткомов и создание единой профсоюзной организации работников просвещения и социалистической культуры в Горном Алтае состоялось 26 января 1921 года.
В 1953 году при реорганизации профсоюзных органов областной комитет профсоюза был переименован в Горно-Алтайский обком Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, а в декабре 1988 года - в обком Профсоюза работников народного образования и науки. В связи с изменением статуса Горно-Алтайской автономной области и образованием республики с июля 1991 года обком стал именоваться республиканским комитетом профсоюза.
С 1992 года республиканскую организацию возглавляет Юрий Павлович Тишков. Свою работу в сфере образования Юрий Павлович начал с должности учителя истории Талонской восьмилетней школы. По окончании Горно-Алтайского педагогического института преподавал в школе №12 Горно-Алтайска, а с 1984 по 1989 год возглавлял в городе среднюю школу №4. С 1989 года и по сей день продолжается его карьера в профсоюзе.
Основная деятельность республиканской организации нацелена на защиту социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза при взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, работодателями, общественными организациями.
«Профсоюз - важнейший институт в деле строительства правового, демократического, гражданского общества, - считает Юрий Тишков. - Наше главное назначение - быть полезными работникам отрасли. Беречь профессиональную организацию учителей, которая создана самими учителями и во имя их блага».
Естественно, сегодня особое внимание реском профсоюза уделяет соблюдению социально-трудовых прав учителей и других работников отрасли. Все чаще правовая служба рескома оказывает помощь педагогам при обращении в суд. Здесь и квалифицированная юридическая консультация, и помощь в составлении исковых заявлений, и представительство в ходе судебного процесса.
Основные категории дел, с которыми сталкиваются профсоюзные юристы, - это восстановление на работе, досрочное назначение трудовой пенсии по старости, перерасчет заработной платы, предоставление коммунальных льгот сельским учителям.
Только в прошлом году республиканский комитет помог восстановить право на досрочную пенсию шести педагогам, все решения вступили в законную силу. Сформирована положительная судебная практика по включению в специальный стаж периодов работы на выборных должностях в партийных и комсомольских органах, обучения в педагогических учебных заведениях.
В связи с оптимизацией бюджетных расходов на оплату труда в последнее время увеличилось количество обращений по поводу неправомерного изменения существенных условий трудового договора. Например, двум работникам просто сократили продолжительность рабочего времени до 0,5 ставки, соответственно и заработная плата сократилась вдвое. Реском помог учителям восстановить прежние условия трудового договора. В целом экономическая эффективность правозащитной работы республиканской организации профсоюза с начала 2010 года составила 581891 рубль. Это та сумма, которую получили работники отрасли в результате выигранных исков. И почти столько же профсоюзные юристы сэкономили для учителей, бесплатно представляя их интересы в суде. Учитывая, что каждое обращение к адвокату для подготовки заявления в суд оценивается от 700 рублей и выше, а участие в процессе - от 15000 рублей, с начала 2010 года стоимость услуг, оказанных республиканским комитетом членам профсоюза, превысила 565 тысяч рублей.
Перечисленные примеры наглядно показывают, из каких больших и малых дел складывается повседневная работа профсоюзной организации в регионе. Именно по таким делам, которые приносят ощутимую пользу людям, и судят о профсоюзе в целом.
«Только квалифицированная помощь дает конкретные результаты, которые члены профсоюза реально ощущают, - уверен Юрий Тишков. - А это в свою очередь способствует осознанной мотивации членства в профсоюзе. Именно поэтому пристальное внимание мы уделяем эффективности работы всех профсоюзных органов от профкома школы до рескома профсоюза, профессиональному уровню председателей профсоюзных организаций, всего актива. На базе республиканского комитета ежегодно проводится обучение лидеров первичных профорганизаций, членов профкомов, казначеев, членов ревизионных комиссий. Мы сегодня смогли обеспечить курсовую переподготовку на федеральном уровне при Центральном совете профсоюза 60% председателей районных и городских организаций».
Свою состоятельность рескому профсоюза приходится доказывать не в тепличных условиях. Все мы знаем, что не всегда требования профсоюзных организаций по душе социальным партнерам, но в Алтае в результате конструктивного диалога рескому профсоюза и его лидеру удается находить компромиссы, а главное - решать назревшие проблемы педагогов и других работников образования. Например, ситуация, которая сложилась в регионе буквально пару месяцев назад, заставила профсоюзных лидеров проявить настойчивость и последовательность в защите интересов учителей.
В марте текущего года власти республики внесли в Государственное собрание проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай по вопросам предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан». В реском профсоюза за три дня пришло более пятидесяти обращений от трудовых коллективов школ, профсоюзных организаций, под которыми подписались более тысячи человек, поступили десятки звонков от пенсионеров, сельских педагогов, бывших руководителей системы образования, и все они выражали свое негодование и несогласие с проектом закона.
Проанализировав законопроект и возможные последствия его принятия, реском пришел к твердому убеждению, что будут ущемлены права значительной категории работников образования, в том числе и сельских педагогов, и учителей, вышедших на пенсию.
Республиканский комитет профсоюза провел большую работу с депутатами, чтобы устранить противоречия и ошибки, содержащиеся в законопроекте. На заседании президиума, прошедшем с участием председателей комитетов Государственного собрания, было принято обращение к главе республики, председателю правительства, депутатам, общественным объединениям, которое опубликовали СМИ. В результате проект закона был направлен на дальнейшую доработку. «А представьте, что бы было, если бы законопроект приняли в предложенном виде? - говорит Юрий Павлович. - Мы бы получили еще больший поток обращений, массовое недовольство, рост социальной напряженности в отрасли. Мы это уже проходили в 2005-2007 годах, когда был принят закон республики №43-РЗ, по которому меры социальной поддержки сельских педагогов ограничивались социальными нормами. Его также разрабатывал Минтруд. Тогда наше мнение не учли, и в результате закон Верховным судом Республики Алтай в отношении педагогов был признан противоречащим федеральному законодательству. В дальнейшем была проделана большая работа по принятию нового регионального закона, согласно которому сельские педагоги в полной мере могли бы реализовать свое право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением».
Проводя в регионе общую политику профсоюза по представительству интересов учителей, реском добился успехов по всем основным уставным направлениям. Но это не означает, что профсоюзные лидеры «покоятся на лаврах» и не замечают недостатков, которые имеются в самих профсоюзных организациях. Так, на недавно прошедшей отчетной конференции, которая подводила итоги работы за минувшее пятилетие, звучали не только хвалебные речи, но и критика. В ряде районов отмечалась недостаточная информированность членов профсоюза о делах выборных профсоюзных органов, о взаимодействии с властью и социальном партнерстве в отрасли. Еще не все профсоюзные организации выписывают отраслевую газету «Мой профсоюз».
В своем отчетном докладе Юрий Тишков подчеркнул, что любой профсоюзный руководитель должен быть профессионалом: «Это требование сегодняшнего дня, время совместителей прошло. Сегодня, чтобы улучшить качество работы на уровне районной организации, необходимо иметь освобожденного профлидера. По данному вопросу мнение Центрального совета профсоюза и республиканского комитета единодушно. Российская практика это доказала. Необходима также активность самих членов профсоюза. Только тогда можно будет эффективно отстаивать права работников образования в сфере социально-трудовых отношений. Поэтому чрезвычайно важна качественная работа профсоюзных комитетов, профсоюзного актива республики, высокий уровень всей внутрисоюзной работы, так как она лежит в основе защитной деятельности профсоюза».
Но, несмотря на недочеты, которые обязательно будут устранены, профсоюзная организация Алтайской Республики за прошедшие годы своими делами доказала свои востребованность, работоспособность и боевой дух. Как отмечает Юрий Тишков, «что-то получалось, что-то не очень, многое предстоит поправить и сделать. Но, главное, мы вместе, мы делаем общее дело во благо наших учителей, студентов и других работников, во благо Республики Алтай».