Этот мальчик был довольно свободен в выборе занятий. Его отец детьми почти не интересовался. Мать страстно любила свет и развлечения и, подобно мужу, так же мало беспокоилась о воспитании своего потомства.

Остальные домашние не мешали развиваться мальчику. Бабушка и няня погрузили его в стихию родного русского языка, фольклора.

А под рукой и перед глазами ребенка была огромная красивая библиотека, фолианты с блестящими иллюстрациями, с дивными гравюрами. Библиотека отца, преимущественно на французском языке.

Лет с восьми он начинает читать и пересказывать прочитанное. У него есть слушательница - сестра Ольга, которая смотрит на него, как на божество. Она слушает, открыв рот, когда он пересказывает ей драмы, стихи, романы.

Более того, дети разыгрывают эти сюжеты. Они драматизируют усвоенное, спорят. Это основное их времяпрепровождение.

Маленький Александр читал жадно, без устали, день и ночь и при необыкновенной своей памяти на одиннадцатом году был, по выражению дяди, поэта Василия Львовича, уже отличным знатоком французской литературы.

Французская литература блестяща, увлекательна, изящна, ослепительна. Он поглощает ее пласт за пластом. Саша перечитал чуть ли не всех классиков XVII века. Расин, Корнель, Мольер. Страсти, борьба чувства и долга, великие характеры, герои древности. Речь шла о высочайших достижениях и подвигах человеческого духа.

И все это было усвоено не из-под кнута. Усвоено по блестящим образцам, по первоисточникам.

Это была уникальная возможность с детства прикоснуться к образцам высокого вкуса.

Литературные нравы дома и особая любовь, которую Сергей Львович Пушкин питал к Мольеру - он читал его вслух для поучения детям, возбудили в мальчике охоту испытать свои силы в творчестве.

Сергей Львович и по собственной инициативе, и через брата Василия был в дружбе со многими литераторами и тогдашними властителями дум. В его доме встречались и беседовали многие литераторы.

Способности Пушкина быстро развернулись в лицее. Он читал чрезвычайно много и все прочитанное прекрасно помнил. Больше всего интересовался французской и русской словесностью и историей.

Александр Пушкин из флегматичного ребенка вырастает в обаятельного юношу, в человека общительного, светского, изысканного. Он неизменно сохранял эту верность высокому вкусу, блеску ума и глубоким корням лучшей европейской культуры.

16-летний лицеист отдался поэзии, как призванию, тем более что он имел возможность лично познакомиться с ее наиболее уважаемыми им представителями. К нему в лицей приезжали Жуковский и Батюшков, ободряли его и давали ему советы. Особенно сильно и благотворно было влияние Жуковского, с которым он быстро и близко сошелся летом 1815 года. Позже он сам благотворно влиял на Жуковского.

Расцвет пушкинского гения - не единичный самопроизвольный эксперимент, поставленный историей. Почти одновременно с Пушкиным похожая история раннего развития повторилась с Джакомо Леопарди (1798-1837), а век спустя - в судьбе Жан Поль Сартра.

Итак, чтобы раскрылись дарования, необходимо сочетание нескольких обстоятельств. Первое - время детства, не целиком заполненное беготней и играми в прятки. Второе - отсутствие навязчивого постоянного контроля. Третье - доступ к культурным богатствам, к хорошей библиотеке, а также интеллектуальная среда и раннее участие в умственной жизни. Четвертое - любящие и внимательные сопутники, с которым интересно делиться чувствами и мыслями.