С ростом ребенка растет и его интеллект, а ложь, приобретая новые формы, становится все более изощренной и продуманной. Дети до шести лет вообще любят сочинять невероятные истории. В этом возрасте они видят то, чего не замечают взрослые. Это не столько обман, сколько ребенок, проявляя свою креативность, не отличает реальность от вымысла. Следует признать, что ложь - неотъемлемая часть общения и взрослых людей. Обманывая других, люди утешаются мыслью, что это «ложь во спасение», или думают, что не было другого выхода. Однако, узнав, что обманули их, очень сильно расстраиваются, тем более слыша ложь своих детей.
Проблема лжи давно интересовала психологов. Вопрос детской лжи рассматривали в рамках анализа детской морали, проведенного Ж.Пиаже. В настоящее время существует большое количество работ, объясняющих причины детской лжи. Следует отметить, что в большинстве работ не рассматривается то, как сам ребенок относится ко лжи, понимает ли он, что ложь - дурной поступок, может ли вне зависимости от карательных мер оценить себя и свое поведение. Актуальность этой задачи связана еще и с тем, что она сопряжена с развитием конфликтности в дошкольном возрасте.
Ложь от фантазии отличать, конечно, надо, хотя то и другое - искажение реальности. Фантазия есть необходимая составляющая детского развития. Кроме того, не всегда ребенок в состоянии выразить четко свою мысль. Речь в развитии любого человека играет значительную роль, и ее полное формирование происходит в течение нескольких лет. Как писал Л.С.Выготский, «дело тут не в недостатке соответствующих слов и звуков, а в недостатке соответствующих понятий и обобщений, без которых понимание невозможно».
Детская логика чаще всего не вызывает негативных эмоций, однако неверно истолкованная им ситуация из жизни взрослых, которую ребенок видит совершенно иной, может породить конфликты. «Логический уровень непонимания, который вызывается неприятием одного из участников общения логики и аргументов другого, может быть еще одной причиной неэффективного общения». Кроме межличностных конфликтов ложь может сопровождаться внутриличностным конфликтом. У ребенка он может идти двумя путями: в данном конфликте, отстаивая свою позицию, ребенок будет испытывать страх наказания или стремление отстоять свою позицию, что порождает нравственное переживание. Для развития личности большое значение имеет, какой именно конфликт переживает ребенок. В первом случае, испытывая страх, ребенок теряет доверие к окружающему миру, у него развиваются агрессивность и конфликтность. Во втором случае он учится видеть истинную сторону обмана, развивая в себе нравственность и толерантность.
Семья как ближайшее социальное окружение выступает в качестве первичной среды, малого социума развития нарождающейся личности. Опыт, который ребенок приобретает в этой среде, проявляется в специфике его поведения в «большом социуме» и транслируется другим. В зависимости от того, как решаются задачи развития, в каждый период формируются определенные качества личности. Например, до 6 лет могут быть сформированы базовое доверие, уверенность или отчуждение, воля или импульсивность, целеустремленность или пассивность, апатия. Эти качества складываются в зависимости от позитивного или негативного влияния семьи как важнейшего фактора воспитания. Безусловно, в семье, где ежедневно используется ложь, ребенок будет лгать, сам не замечая и не отдавая себе отчет в том, что это, может быть, нехорошо. Все объясняется довольно просто: для маленького ребенка значимые взрослые - родители - абсолютный авторитет.
Современные дошкольники в большинстве понимают, что такое ложь, и осознают, что ложь - негативное проявление. Однако она для них такая же обыденная, как и для взрослых. В нашем исследовании 50 процентов дошкольников не оценивают ложь как большой проступок, заботясь скорее о возможном наказании за нее. Это окрашивает саму ложь как что-то неприятное, но тем не менее более половины детей (67%) подсознательно принимают, допускают ее («только осторожно»).
Причина лжи - страх. В этом случае родители должны быть очень внимательны к ребенку, помня, что такие проявления, как боязнь темноты, фантастическое чудовище под кроватью, в реальности могут свидетельствовать о том, что подсознательно ребенок чувствует отчуждение и стремится любыми способами привлечь внимание родителей, как можно дольше побыть с ними перед сном. Но как бы ни казалось абсурдным, многие страхи родители сами прививают своим детям, рассказывая с пеленок о том, что, если они будут себя плохо вести, их утащит Баба-яга, бабай, дядя с мешком. А когда ребенок, у которого очень хорошо развита фантазия, рассказывает о том, чего боится, его еще за это и ругают. У 57% опрошенных детей фактор проявления лжи - страх, причем это не только страх быть наказанным: «Соврал, что не брал конфету, избежал наказания», а также и страх отвержения. Неуверенность в себе, социальная неготовность, страх быть отвергнутым группой - все эти факторы влияют на то, что дети начинают врать, проявляя одновременно конфликтность, агрессивность. На отношение ребенка ко лжи большое влияние оказывает стиль воспитания в семье. В семьях же с более гибкой стратегией воспитания ребенок в состоянии оценить все стороны лжи: 50% детей боятся наказания, а другие 50% опрошенных детей считают, что врать плохо, так как вследствие лжи может пострадать обманутый человек, что ложь - «некультурный, некрасивый поступок».
Следует отметить, что дети в целом понимают, когда они лгут, а когда фантазируют. Они в состоянии оценить моральную сторону поступка, но, копируя взрослых, они принимают ложь как само собой разумеющееся, считая ее одной из составляющих общения. Наказание маленьких лгунишек нецелесообразно. Это тупик, увеличивающий пропасть непонимания между родителями и детьми. В глазах ребенка такое наказание абсолютно несправедливо, ведь взрослые же не наказывают себя за то, что обманывают. Соответственно если родители категорически против лжи своего ребенка, они в первую очередь должны пересмотреть свое отношение к окружающим, больше внимания обращать на образцы собственного поведения и речи, особенно в присутствии ребенка.

Т.ЛЕОНОВА, студентка факультета дистанционного обучения МГППУ