В рамках президентской программы округа должны представить кандидатуры на участие в конкурсном отборе руководителей высшего и среднего звена, отвечающие следующим требованиям:
- образование высшее профессиональное;
- общий стаж работы не менее 5 лет;
- опыт работы на управленческих должностях не менее 3 лет;
- планируемое участие в реализации проекта развития организации;
- возраст до 40 лет (предпочтительно).
Программа профессиональной переподготовки управленческих кадров в сфере образования предусматривает:
- углубленный (тип А) курс профессиональной переподготовки (3-9 месяцев) по специальности «менеджмент в образовании» (550 академических часов) на базе Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации;
- стажировку на зарубежном или на российском предприятии, соответствующем профессиональному и отраслевому профилю специалиста (от трех недель до трех месяцев);
- усовершенствование навыков владения иностранным языком.
Оплата обучения специалиста осуществляется следующим образом:
- 34% общей стоимости обучения оплачивает предприятие, направляющее на обучение своего сотрудника (за счет внебюджетных средств), или сам сотрудник, что составляет при составе группы более 15 человек - 33320 рублей и при составе группы менее 15 человек - 34987 рублей;
- 33% оплачивается за счет средств Правительства Москвы;
- 33% оплачивается за счет средств федерального бюджета;
- дополнительно от 2000 до 4000 рублей оплачивает специалист за все виды тестирования.
Консультации, прием и проверку документов проводят специалисты Московского регионального ресурсного центра (контактные телефоны: 8(499)124-74-15, 124-80-40, 124-66-00) с 20 марта по 20 июня 2011 года.
Ответственный специалист Департамента образования города Москвы - Е.Казакова (контактный телефон 8(495)366-57-85, электронная почта - kazakova@educom.ru).

роект Программы развития образования Москвы на 2012 - 2016 годы вызвал большой интерес педагогического сообщества столицы и стал объектом тщательного рассмотрения на «круглых столах», конференциях и педагогических советах. О масштабности проведенной работы свидетельствует число участников - 78134 (это специалисты системы образования и общественные представители 1496 образовательных учреждений Москвы) и более восьми тысяч предложений.
Итогом детального рассмотрения проекта программы стала формулировка предложений по таким направлениям, как «Московский стандарт качества образования», «Формирование нового финансово-экономического механизма в системе образования», «Модернизация сети образовательных учреждений», «Развитие кадрового потенциала», «Позиционирование и взаимодействие образования с другими институтами».
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что наиболее значительным для участников обсуждения оказалось направление «Московский стандарт качества образования». В рейтинге, составленном образовательными учреждениями всех округов и образовательными учреждениями городского подчинения, этот раздел занимает лидирующие позиции в семи из одиннадцати случаев. На втором месте направление «Формирование нового финансово-экономического механизма в системе образования».
Рабочая группа подготовила перечень основных предложений по оценке эффективности работы образовательного учреждения и педагогического коллектива. Например, по направлению «Московский стандарт качества образования» факторами оценки эффективности работы могут стать:
    результаты мониторинга всех участников образовательного процесса;
    введение коэффициента оценки качества с учетом особенностей контингента учащихся (индивидуальная динамика);
    результат участия образовательного учреждения в конкурсах разных уровней, высокая плотность балла ЕГЭ и ГИА;
    наличие единой базы контрольно-измерительных материалов, прошедших независимую экспертизу;
    наличие многопрофильной старшей ступени образования;
    наличие у образовательного учреждения статуса стажировочной площадки;
    наличие электронного дневника учащегося и электронного журнала;
    результат рейтинга сайтов;
    стабильность контингента;
    наличие профессиональных сообществ.
При реализации нового подхода к развитию кадрового потенциала следует учитывать наличие открытой среды в образовательном учреждении, рассматривать портфолио как педагогов, так и учащихся. В системе ДПО немаловажно увеличение количества часов на изучение психологии и обучение школьных команд.
Поскольку раздел проекта программы, посвященный формированию новых финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов в системе образования, вызвал повышенный интерес среди педагогического сообщества, было принято решение о рассмотрении следующих факторов оценки эффективности работы:
    качество собственной открытой образовательной среды учреждения;
    результаты олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований;
    наличие авторских программ, прошедших экспертизу;
    внеурочная работа с учащимися;
    отсутствие обоснованных жалоб на работу учителя со стороны родителей и учеников;
    распространение собственного опыта педагога;
    сохранение контингента образовательного учреждения;
    публикации;
    развитие наставничества;
    методическая работа в образовательном учреждении;
    наличие электронного дневника учащегося и электронного журнала.
     высокие результаты ЕГЭ и ГИА предлагается введение стимулирующей надбавки.
При оценке эффективности модернизации сети образовательных учреждений следует учитывать факты использования ими материальной базы вузов и колледжей для организации практик в профильных классах, наличие в школах дошкольных групп, а также центров дополнительного образования детей и взрослых (как отдельных структурных подразделений).
Важной составляющей деятельности образовательного учреждения в последнее время становится ранняя профориентация учащихся, что влечет за собой необходимость профильного и предпрофильного обучения в школе старшей ступени, которое было бы ориентировано на конкретную специальность или профессию; тесное сотрудничество с вузами и колледжами, в том числе не только организация практики студентов в школе, но и введение стажировки учащихся в колледже, вузе, на производстве. Все это требует создания маркетинговой структуры образовательного учреждения, перед которым ставится сложная задача - определить востребованность выпускников в различных сферах столичной жизни.

Марианна ЛЕБЕДЕВА, руководитель методического центра ЦАО