Если говорить о начальной военной подготовке в школе, то если в стране с патриотизмом не очень хорошо, давайте введем урок патриотизма, со здоровьем не очень хорошо, введем урок здоровья, с нравственностью - то урок нравственности. Такой подход не может существовать, это комплексная работа, вся школа, все учителя должны работать на какие-то высокие идеи, какие-то высокие идеалы, только тогда мы сможем как-то изменить, переломить ситуацию. У нас в школах есть основы безопасности жизнедеятельности, в 10-х классах проводятся ежегодные сборы на базе воинских частей, мне кажется, такая форма более живая, более действенная, потому что ребята увидят армейский быт, живых солдат, которые в настоящее время служат.
Мне кажется, что такие контакты с воинскими частями более действенны, нежели изучение теории по учебникам.
Надо, чтобы пацаны понимали, как защищать себя, женщину, мать, как Родину защищать, не надо им вдалбливать устав внутренней караульной службы, не надо их у тумбочек держать. Им нужно создавать романтику приключений, на основе этого рассказывать им про правильные Вооруженные силы, чтобы, став взрослыми сознательными гражданами, они могли требовать от государства, чтобы у них были такие Вооруженные силы. Мы часто говорим ребятам: «Ребята, в настоящей армии все совсем по-другому». Армия сейчас, к сожалению, не такая система, куда можно отдать ребенка и понимать, что из него за год подготовят мужчину. Есть очаги вокруг нормальных офицеров, которые способны что-то создать, другие офицеры знают эти очаги, по блату отдают своих детей в хорошую часть, к хорошему офицеру, чтобы их таким образом поставили на крыло.
Если рассуждать отвлеченно, просто логически, то понятно: за год нельзя сделать из парня бойца, поэтому должна быть какая-то допризывная подготовка, которая уже предоставит достаточно подготовленных молодых людей на военную службу. Во многих нормальных странах это делается, я в США часто бывал, и знаю, что у них в школах есть класс резервистов, а армия у них контрактная. Для меня это не секрет, что много лет в нашей стране нет точной, четкой разновозрастной программы с хорошим содержанием, с хорошим методическим обоснованием того, что нужно делать с ребятами в 6, 8, 12, 14, 16 лет.

Анатолий ЕРМОЛИН, ветеран группы спецназначения «Вымпел»:

- Подготовка к армии - это патриотическое воспитание. Самое главное, когда ты ребенка приобщаешь к Вооруженным силам, к армии, доносить до него ценности служения, доблести, чести. Теоретически я сам бы хотел преподавать такой предмет, так как умею это делать, но понимаю, что один человек ничего не решит.
В каждой семье есть примеры служения Родине, замечательные проекты ребята делают в наших школах, они изучают историю своей семьи, рассказывают о своих родственниках, дедах, которые воевали во время Великой Отечественной войны. Это настолько им близко и понятно, что, кажется, это одно из направлений формирования патриотизма у ребят. Фильмы важны, но куда важнее, чтобы все это было личностно значимо для тех ребят, которые этим занимаются.
В этом смысле мне кажется, что урок НВП - не решение проблемы военно-патриотического воспитания, есть еще много замечательных форм, например, наши ребята могут изучать историю в рамках военно-исторических клубов и движений.
Конечно, любая конвейерная подготовка превращается в дебилизм, нельзя формируя личность, организовывать для этого конвейер. Но есть огромная сеть инфраструктуры ДОСААФ. Нужно только сделать ДОСААФ привлекательным, таким, чтобы туда рвались ребята. ДОСААФ существует, для того чтобы готовить допризывников в основном по воинским профессиям, но почему не сделать это шире, не сделать интересную провоенную подготовку? Сейчас из армии увольняются много офицеров, причем многие увольняются в возрасте от 30 до 40 лет. Вы возьмите этих людей, используйте их в своей структуре, чтобы они создавали систему подготовки ребят к армии. Главное - сделать систему интересной, привлекательной и полезной. Я вас уверяю, огромное количество юношей и девушек будут заниматься в такой системе.