- Михаил Григорьевич, уже можно смело говорить о том, что ваш фестиваль имеет определенную историю. Расскажите, пожалуйста, каким был этот, тринадцатый.
- Сразу хотелось бы отметить, что мы перенесли сроки проведения фестиваля с ноября на май. Это связано с тем, что это время оказалось для нас более удобно в репертуарном плане. Раньше мы были вынуждены прерываться в самое игровое время, а задачи-то обе серьезные - и свои спектакли ставить, и фестиваль вести. Так что у коллективов было меньше времени для подготовки, но все равно очень многие изъявили желание участвовать. Кроме того, в этом году у нас не было никакого особого посвящения. Например, предыдущий, двенадцатый фестиваль был связан с 65-летием победы в Великой Отечественной войне, и большинство спектаклей были о детях, которых коснулась война. А в 2009 году мы посвятили фестиваль 200-летию со дня рождения Николая Гоголя. Годом ранее фестиваль отдал дань памяти Великой княгине Елизавете Федоровне и ее смиренному служению людям.
- Значит, в этом году все рамки были сняты... Вероятно, это дало больший простор фантазии?
- Если говорить о рамках, то дело в том, что мы никогда не требуем, чтобы все играли именно на тему посвящения, если она есть. Наш первый фестиваль был приурочен к 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, но это не значит, что все должны были его ставить. Важен дух созвучия пушкинской лире, если говорить высоким слогом. Эпиграф нашего фестиваля во все времена тот же, что и эпиграф Пушкина к «Капитанской дочке»: «Береги честь смолоду!». Этому девизу мы сами стремимся быть верными и к этому призываем всех, кто участвует в фестивале.
- Чем этот фестиваль отличался от предыдущих?
- Коллективы привезли спектакли самой пестрой тематики, пятнадцать совершенно разных работ. Смотр открылся внеконкурсным спектаклем нашей театральной студии (при театре «Камерная сцена». - А.Д.) по рассказам Николая Носова «Бенгальские огни». В основе спектакля сюжет не только одноименного рассказа, но и других. Вроде бы простой материал, но и дети, и взрослые его любят. Возможно, влияет и обаяние текстов Носова, и азарт, с которым играют дети.
Также в этот раз нас вновь посетил замечательный коллектив из Сарова - православное творческое объединение «МiР». Они привезли очень милый, светлый спектакль «Золотая прялочка». Тут и фольклор, и кукольный театр, и в то же время играют сами актеры. Это была большая радость. Они уже были лауреатами нашего фестиваля - в 2008 году получили Гран-при. Тогда у них был спектакль о последних месяцах жизни царской семьи - «Дом свободы». Самое главное в нем - огромное чувство меры: никакого педалирования, никаких эмоций через край, все передано очень тактично. После просмотра словно облако света в душе остается. Был также и знакомый нам народный театр «На валу» из Волоколамска. В этом году они привезли моноспектакль «Наташина мечта». Одна девочка на сцене 50 минут. Актерски спектакль решен очень интересно, это очень серьезная работа. Пусть даже и есть над чем работать по режиссуре, но сама девочка понимает, что она делает.
- Удалось ли сделать какие-то открытия?
- Были открытия в плане режиссерского мышления, были и новые интересные актерские работы. Вообще мы постоянно открываем для себя все новых и новых участников, и остается только удивляться, что находятся такие педагоги-подвижники, которые оказывают своим коллективам любую возможную поддержку. От детей они уйти не могут, несмотря на то что сами в абсолютном большинстве живут в бедности. Именно поэтому я считаю, что такие фестивали важны прежде всего для руководителей школьных театров. Сейчас вообще настала эпоха воспитания воспитателей. В любительском театре нужен лидер, как, кстати, и во взрослом театре. Если нет лидера, то нет и театра, поэтому руководитель здесь личность обязательно харизматическая, пассионарная. Здесь все зависит от одного человека, и это при том что он должен быть бессребреником.