​Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ:
Ресурсы надо использовать эффективно


За годы комплексных проектов модернизации образования благодаря внедрению новых финансовых механизмов удалось изменить ситуацию с заработной платой учителей в лучшую сторону. Зарплата качественно работающих учителей в части регионов сравнялась со средней по экономике, а в некоторых субъектах Федерации и превысила ее. Анализ показывает, что ситуация более благоприятна в тех регионах, которые перешли на новую систему оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование на основании модельных методик, разработанных исходя из опыта передовых регионов и утвержденных министерством. Именно эти регионы оказались наиболее подготовленными к реализации президентской инициативы «Наша новая школа» и по условиям обучения, и по результатам. Почему это происходит? Ресурс системы - и кадровый, и финансовый - используется более эффективно. Чем качественнее ты работаешь, тем выше зарплату получаешь. Чем больше в школе качественно работающих и успешных учителей, тем больше учеников в нее стремится, тем выше объем субсидии для школы. Очевидно, что качество образования и результаты тесно связаны с объемами финансирования.
Решить задачу по обеспечению этого соответствия вполне реально. Примером тому служат регионы, где это уже сделано, - Тюменская, Костромская, Мурманская, Калининградская области, республики Марий Эл, Саха (Якутия). Это яркая иллюстрация того, что позитивное, правильное и деятельное отношение к учителю стало основой улучшения качества образования.


Информация к сведению


На 1 октября 2010 года в 68 субъектах РФ (82%) переход на НСОТ осуществлен полностью. В 10 регионах РФ (12%) - лишь частично: это Рязанская область (по состоянию на 01.10.2010 года переведено 19,13% ОУ), Архангельская область (переведено 13,7% ОУ), Чеченская Республика (переведено 9,9% ОУ), Курганская область (переведено 7% ОУ), Челябинская область (переведено 3,27% ОУ), Республика Хакасия (переведено 1,6% ОУ), Приморский край (переведено 18,95% ОУ), Кемеровская область (переведено 62,2% ОУ), Забайкальский край (76,9% ОУ) и Калужская область (99,9% ОУ).


Римма АБРОКОВА, директор средней общеобразовательной школы №6 с. Первомайское Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики:
Школе нужны молодые педагоги


Для качественного образования нужны хорошее его содержание, интересные учебники, квалифицированные специалисты. Сегодня средний возраст учителей в сельской школе - 45-55 лет, переучить их фактически невозможно, притока молодых учителей нет, потому что зарплата начинающего учителя сегодня 3700 рублей в сельской местности. Учитель с высшей категорией с 25-процентной надбавкой в сельской местности получает 5700 рублей.

Владимир АВЕРКИН, директор Института развития образования Новгородской области, заслуженный учитель Российской Федерации:
Обошлись без дополнительных средств

Мы первыми четыре года назад по своей методике перешли на новую систему оплаты труда, когда об этом еще и речи не было. Не имея ни копейки дополнительных денег в бюджете, с 6 тысяч мы подняли за три года заработную плату до 16,5. Последние данные на 1 октября 2010 года - в Новгородской области средняя зарплата в образовании 16498 рублей. Эта цифра могла быть и больше, но, узнав, что в образовании средняя зарплата выше, чем в экономике, областные начальники стали деньги отнимать и отдавать их на спорт, на другие цели.

Игорь РЕМОРЕНКО, заместитель министра образования и науки РФ, статс-секретарь:
В больших коллективах детям интереснее


У нас был реализован комплексный проект модернизации образования. В результате зарплата учителей выросла, но не во всех регионах. В Новгородской области средняя заработная плата учителей (город и село) - 16398 рублей, средняя зарплата по экономике - 16727 рублей. Если мы сравним соотношение числа учителей и учеников Новгородской области и Смоленской, то количество учеников, приходящихся на одного учителя, в Новгородской области будет в полтора-два раза, наверное, выше, чем в Смоленской области, при этом качество образования отнюдь не хуже. Наоборот, дети, учась в больших коллективах, имеют возможность друг с другом общаться, соревноваться. Это и позволяет, создавая хорошие базовые школы, организовывать более насыщенное, интересное, качественное образование и в этих условиях держать достаточно приличную заработную плату учителей, хотя ее все равно можно было бы повышать. А в Смоленской области у нас ситуация такая: средняя заработная плата по экономике не намного меньше, чем в Новгородской, - 14590 рублей, а заработная плата учителя - 8931 рубль. Это один из самых низких показателей по России по доле средней заработной платы учителей и средней заработной платы по экономике.

Информация к сведению


По состоянию на 01.10.2010 года в городской местности превышение средней заработной платы учителей над средней по экономике - в двух регионах (в Новгородской области на 2% и в Ростовской области на 19%), в сельской местности - в одном регионе (в Чукотском АО заработная плата учителей выше на 3%).
Сравнение средней заработной платы учителей и по экономике по федеральным округам представлено в таблице 2.


Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ:
Уравниловки быть не должно


По итогам 2011 года средняя заработная плата по стране у нас составит 23,5 тысячи рублей, сейчас же она пока 21,01 тысячи рублей. В следующем году планируемый рост - 26,5 тысячи рублей, а доходы учителей как были в 2009 году - с 13,5 тысячи до 14 тысяч чуть-чуть доползали, - так в принципе и остаются. И это с учетом Москвы и Санкт-Петербурга, где она выше, и поэтому средняя зарплата учителей по стране за счет этого подтягивается, а в других регионах (если исключить Москву и Петербург) в среднем педагоги получают 8,5-10 тысяч рублей.
Что предлагается в связи с этим? Уже в этом году необходимо начать новый большой проект по поддержке российской школы. За два предстоящих учебных года федеральный бюджет выделит на эти цели не менее 120 млрд рублей, еще порядка 60 млрд рублей должно составить софинансирование проекта со стороны регионов. Федеральные средства предполагается направить на покупку оборудования, на качественное улучшение условий обучения школьников. Это важно, особенно в сельской местности, где существует проблема с малокомплектными школами.
Не позднее 1 августа 2011 года с каждым субъектом Российской Федерации должен быть заключен договор, соглашение с четкими критериями оценки эффективности программ. Ключевыми показателями станет повышение фонда оплаты труда учителя с 1 сентября 2011 года в среднем на 30%. Затем в течение двух лет нам нужно сделать так, чтобы средняя зарплата учителя вышла на уровень средней заработной платы по экономике в соответствующем регионе. Конечно, механической уравниловки при повышении зарплаты быть не должно. Нужно учитывать квалификацию учителя, его профессиональные качества, отношение к работе, поддерживать лучших. Регионы также должны обозначить сферу образования в качестве своего обязательного приоритета. Рассчитываем, что в результате осуществления этих программ мы добьемся модернизации и укрепления единого образовательного пространства.

Николай ЛЕВИЧЕВ, руководитель партии «Справедливая Россия»:
Бедность по наследству

Проблема в том, что не хватит денег у Кудрина на всех педагогов, да и не факт, что они по предлагаемой схеме до адресата дойдут. Вот и возникает в который раз главный вопрос к главе правительства - кто ж его благие намерения так плохо реализует?
Давайте зададимся вопросом: отчего же в обществе растет эмоциональный дискомфорт, почему лозунги о модернизации оборачиваются общественным унынием?
Корень всех наших бед и проблем - в отсутствии трудовой мотивации! В обесценивании квалифицированного труда. Люди не верят в свой труд, надо работать на двух-трех работах, чтобы прокормить семью. Это называется «крутиться». Врач госбольницы прирабатывает в частной клинике, педагог репетиторствует! Естественно, такая высокая норма эксплуатации распространяется на сферу общественных отношений. На всех работах с полной отдачей работать невозможно, значит, кое-где приходится просто числиться.
Необходимо перенести центр тяжести политических усилий в сферу жизненных интересов общества. Приоритетами правительства должны быть работа, профессиональный рост, занятость, жилье. Противоречия между целями государства и интересами общества должны сокращаться. Но этого не происходит. Не потому ли, что правительство пользуется затертой колодой самопровозглашенных экспертов, да и само состоит из людей непрофессиональных в тех отраслях, которыми они руководят?
Отсутствие внятной кадровой стратегии может погубить страну. Вы посмотрите, какие «новации» подсовывают нам под видом реформ! Какое убожество мысли и по содержанию, и по форме! Так называемые бюджетники - этим термином убивают достоинство цвета нации. С людьми, имеющими высшее образование, обращаются, как с безликой серой массой. Подушевое финансирование, «возраст дожития», «доходные дома», «пенсия по старости» - помилуйте, это термины ХIХ века! Насаждая застойную бедность уже наследственного характера, ведущие советники руководителей страны договорились до отмены стипендий, за которые боролся в середине позапрошлого века еще Писарев. Да нет в мире университетов без стипендий!
В мире руководители ведущих финансовых институтов уже публично признают, что, цитирую, «устойчивый рост ассоциируется с более справедливым распределением доходов, блага от экономического роста должны широко распределяться, а не просто присваиваться горсткой привилегированных людей».
Сегодняшние университеты и академии зачастую показывают невиданные темпы расширения деятельности. Вот только на поверку оказывается, что прибавляется не количество кафедр и научных лабораторий, а число так называемых управленцев, а деятельность растет по части инструкций и форм отчетности. В Петербургском университете в штатном расписании 17 проректоров, в МГУ - 14, в Высшей школе экономики - 14, в МИФИ - 15, и это не считая президентов, ректоров и помощников ректоров. Гонорары ректоров зачастую на порядок выше оклада федерального министра, а зарплата профессора меньше, чем у секретарши в офисе. У нас на глазах формируется новая социальная страта - образовательная бюрократия, которая не имеет отношения ни к образовательному процессу, ни к науке. Такое впечатление, что успеху реформ в образовании мешают только такие лишние элементы, как преподаватели да, пожалуй, студенты. А ведь образование, в свою очередь, в потенциале наряду с малым бизнесом - один из двух самых массовых социальных лифтов.

Олег СМОЛИН, заместитель руководителя Комитета по образованию ГД РФ:
Технология «козы»


У нас очень серьезные вопросы и по технологии, и по финансированию инициативы Владимира Путина. Что будет с другими педагогами системы образования? Сейчас зарплата педагогов, включая профессоров вузов, составляет в России 64% от ее уровня в промышленных отраслях народного хозяйства. В 2009-2010 годах ее не повышали, в 2012-2013 годах не предполагается, в 2011-м предполагается на 6,5% с 1 июня, то есть на 3,5% за год. В МАТИ (Московском авиационно-технологическом институте) профессор получает 19700 рублей, доцент - 11800 рублей, старший преподаватель - 6500 рублей, ассистент - 6200 рублей. Недавно Минэкономразвития РФ уточнило свой прогноз. Ожидаемая ими инфляция - 7,5. Значит, по товарам первой необходимости будет по крайней мере 12-15%. Что касается сузов и ПТУ, то здесь надбавок вообще нет и заработная плата гораздо ниже. Самые нищие - работники детских садов и дополнительного образования. Что будет с ними? Что будет с педагогами в других отраслях нашего народного хозяйства? В школах искусств преподаватель получает 5600 рублей - ниже прожиточного минимума, концертмейстер - 5000 рублей. Последнее издыхание уникальной системы музыкального и художественного воспитания детей, равной которой нет в мире - без всякого квасного патриотизма, - при такой системе обеспечено. По данным Минфина РФ, на всю интеллигенцию в год на повышение зарплаты требуется 500 млрд рублей, на педагогов в год - 270. Нам обещают за четыре года примерно 100 млрд рублей. В расчете на четыре месяца, если повышать заработную плату всем педагогам, нужно 90 млрд.
Почему избран такой странный механизм финансовой помощи? Деньги выделяются не прямо на зарплату, а на так называемую модернизацию. Алексей Кудрин говорит, что мы не можем вмешиваться в дела регионов, на самом деле 114-я статья Конституции прямо требует от правительства проводить единую социальную и образовательную политику в стране.
Правящая партия более двух лет по нескольку раз в год проваливала наше предложение о повышении именно на 30% зарплаты интеллигенции, и именно из федерального бюджета, а теперь сама выступает с такой инициативой. Не потому ли, что на носу выборы? Вообще обычная предвыборная технология в России называется технологией «козы» - сначала долго-долго ничего не давать людям, перед выборами немножко подбросить, и тогда люди соответственно должны голосовать за тех, кто подбросил.

Алексей КУДРИН, министр финансов РФ:
Право на выбор останется


Мы понимаем, что полномочия по зарплате учителей находятся в ведении субъектов Российской Федерации, поэтому Председатель Правительства РФ предложил профинансировать модернизацию образования субъектов. Она в год занимает около 100 млрд рублей. Владимир Путин приводил цифру по 2009 году - это 60 млрд рублей. По этому году сумма расходов субъектов на ремонт и закупку оборудования для школ составила около 100 млрд рублей. Председатель правительства сказал: «Давайте мы поможем в ближайшие 2 года осуществить модернизацию школ, возьмем на себя эти расходы - 100 млрд рублей, а регионы высвободившиеся ресурсы направят на индексацию зарплат.
Мы понимаем, что у всех субъектов есть свои подходы, в том числе к тарифным сеткам, к фондам оплаты, к порядку регулирования, и мы не будем в это вмешиваться. Мы, конечно, закрепим все определенными соглашениями с субъектами, в первую очередь станем работать с теми, кто будет эту модернизацию осуществлять, кто высвободившиеся средства направит на повышение зарплат учителям. Но это вопрос межбюджетных отношений - мы не можем все регионы уравнять в подходах. Мы давно уже дали достаточную гибкость субъектам в установлении принципов определения заработных плат, даже тарифные сетки сегодня в разных субъектах в сфере образования различные.

От редакции


Мы уже хорошо знаем, как самые благие пожелания, самые правильные решения и предложения первых лиц государства чиновники на нижестоящих уровнях умеют сводить на нет, а то и переворачивать так, что от первоначального замысла камня на камне не остается. Владимир Путин предложил свой способ улучшения материального положения учителей в нынешних экономических условиях. Как будет реализована эта инициатива, пока сказать трудно, так как сегодня регионы не знают, где они возьмут средства. Но хочется верить, что все получится.
Тексты публикуются в сокращении. Полностью читайте на www.ug.ru.