Лимузин для педагогов
Во Всероссийском конкурсе «Учитель года» от Свердловской области в этом году принимает участие преподаватель технологии Ольга Кудряшова. Победителем регионального тура стала педагог из Ирбита, богатого историей городка на северо-востоке Свердловской области. Четыре века назад здесь проходил торговый путь, кипела одна из крупнейших в тогдашней России ярмарок, здесь возникли первый на Урале театр и профессиональные учебные заведения. С тех пор городок стал тише, но генетически сохранил неуспокоенность и чувство самоуважения. На его «образовательных знаменах», по словам начальника управления образования Сергея Карсканова, крупными буквами обозначено: «Педагог решает все». Именно он главное лицо в образовании. Значит, его надо заинтересовать и смотивировать.
- Одна из наших важных задач - помочь педагогу поверить в себя и заявить о себе. В Ирбите на сегодняшний день четко выстроена система муниципальных конкурсов, каждый отличается яркостью и содержательностью. Например, фестиваль педагогических хоров. Я объясняю учителям: мне не важно, как вы поете, мне важен процесс совместной подготовки всего учебного заведения. Или фестиваль «О себе с улыбкой», который позволяет посмотреть на каждого с новой стороны и улыбнуться: силен тот, кто может посмеяться над собой. Или туристический слет для педагогов, где участники проходят вполне серьезные испытания на выдержку и умение ориентироваться, принимать решения в самых неожиданных ситуациях.
Главный конкурс, конечно, «Учитель года». В его организации не может быть мелочей, мероприятие продумано «от салфеток до дверной ручки». У нас, как и повсюду, в школах и детсадах работают в основном женщины. Женщине, чтобы быть уверенной в себе, важно ощущать себя красивой, привлекательной. А скажите, где у воспитателя, учителя физкультуры возможность надеть вечернее платье, продемонстрировать умение танцевать? Мы создаем такие условия прямо на профессиональном конкурсе! С утра участницы освобождаются от уроков, чтобы посвятить день себе, сходить к массажисту, в парикмахерскую. Затем они усаживаются в лимузин, нарядные, с шикарными прическами, проезжают по Ирбиту, вспышки фотоаппаратов, интервью... Каждая, я уверен, ощущает в этот момент свою «звездность», а весь город знает: это едут лучшие учителя. Результат любой работы зависит от мотивации. Если педагог смотивирован, чувствует свою нужность, его КПД возрастает в несколько раз.
- Сергей Геннадьевич, не устают ли ваши сотрудники от постоянной встряски, высокого темпа? Понятно, вы «мотор», но ведь многие хотят жить спокойно...
- Мы хотим жить интересно! Многие после окончания вуза приходят с горящими глазами, желанием проявить себя, изменить мир, а затем гаснут, если вокруг болото, застой. Наша управленческая задача - создать среду, благоприятную для «горения». Ирбит находится далеко от областного центра, не говоря уже о центре страны. Но я не устаю повторять: провинция - не географическое понятие, а состояние души. Где ты живешь, там и есть твоя столица. И от тебя зависит сделать жизнь вокруг яркой, насыщенной. Меня иногда называют безнадежно веселым управленцем. Все, что мы придумываем, мы осуществляем. Если бы я считал, что какое-то дело невозможно, наверное, не брался бы, но я убежден, что и далекий Ирбит способен жить интересно.
- Победа ирбитского педагога на областном профессиональном конкурсе - личное достижение или результат совместной работы?
- Наверное, сказывается комплекс причин и условий. Ольга Владимировна Кудряшова - замечательный учитель! Но вижу в ее успехе и результат деятельности команды. Если есть директор школы, заинтересованный в успехе сотрудников, муниципалитет, стремящийся вывести своих представителей на как можно более высокий уровень, - это как два крыла, которые поддержат яркого, конкурентоспособного педагога.
Не я начал создавать систему профконкурсов в Ирбите. В течение 15 лет образованием города руководил Александр Егорович Кайсин, фундамент был заложен им. Я иногда думаю, что если бы на уровне страны наши политики так же мирно передавали власть, как это произошло в образовании Ирбита, мы избежали бы многих обострений. Традиции плюс обновление - вот мой «управленческий рецепт». Брать за основу то, что уже существует и зарекомендовало себя, и дополнять современными нюансами, тогда будет преемственность, тогда будет уважение и к прошлому, и к будущему. В этом суть управленческой культуры.

Настрой на позитив
В зимней «Школе мастеров», которой Ирбит прославился на весь регион, в увлекательной форме проходит обмен опытом местных активистов и лидеров российского образования. Одной из главных тем школы-2011 явилась роль родителей в образовательном процессе. Этому в Ирбите уделяется большое внимание. «Не стоит воспринимать родителей только как кошелек», - считает Сергей Геннадьевич, их участие может быть куда более существенным, от них зависит успешность обучения и воспитания. Результатом нынешней встречи стала совместная ученическо-педагогически-родительская акция на благо родного города.
- И все же о «кошельке». Насколько я знаю, такое крупное и недешевое мероприятие, как «Школа мастеров», к тому же распространившее свое влияние за пределы города, на весь Восточный территориальный округ, проводится не за счет бюджета. Как вам это удается?
- Я давно понял: если человек знает, что его средства будут потрачены на что-то полезное, он готов их выделить. Местный бизнес помогает образованию. Правда, я считаю, что ремонтировать школьные здания за счет спонсорской помощи не нужно, это должно делать - и делает - государство. А вот поддержать талантливого ребенка, организовать его выезд на соревнования, музыкальный или литературный фестиваль, устроить творческую встречу - в этом роль родителей колоссальна.
- Сергей Геннадьевич, рассматривается ли в городе возможность перехода ряда образовательных учреждений в статус автономных, что даст им дополнительную финансовую самостоятельность?
- Вопрос мы начали изучать еще в 2007 году, когда возили директоров школ в Тюменскую область для обмена опытом: там раньше других территорий стали внедрять НСОТ и опробовали автономию. Наверное, для крупных городов, где высокая платежеспособность населения, система подходит. Но я не понимаю, как может существовать образовательное учреждение в форме автономии в дотационной местности, какой является весь наш Восточный округ. Чтобы отправить школу, детский сад в свободное плавание, следует очень хорошо подготовиться и создать ряд условий, которых у нас еще нет. Мы с главой администрации посчитали, посмотрели и пришли к решению, что пока, подчеркиваю - пока, наши образовательные учреждения не будут переходить в статус автономных.
- Проводилась ли в Ирбите реорганизация образовательных учреждений в целях оптимизации расходов?
- Реорганизация была, нерезкая, но не безболезненная. Школа №12 в последние годы переживала внутренний кризис. В классах осталось по 6-8 человек, в то время как соседние общеобразовательные заведения были переполнены. Попытки убедить директора в необходимости пересмотреть методы управления ни к чему не привели. Произошло слияние: сейчас есть одна большая школа №1, в которую влилась 12-я. Мы постарались максимально сохранить педагогический коллектив. Убеждены, что поступили правильно: и те немногие дети, что учились в бывшей школе, должны иметь доступ к качественному образованию.
Если говорить о площадях, то их хватает и для нынешних школьников, и для тех, что придут лет через пять. Учеба в основном проходит в одну смену, кроме самых востребованных учебных заведений, таких как школы №13 и №9. Проблема в другом - в старых помещениях: некоторым из тех зданий, что расположены в купеческой части города, больше ста лет. Требуется реконструкция и школам, и детским садам.
- Сергей Геннадьевич, что вы считаете определяющим для успешной деятельности начальника управления образования?
- Создание Команды. Именно так, с большой буквы. Руководитель, каким бы энергичным он ни был, не добьется успеха без поддержки коллектива. Руководитель продуцирует идеи, их исполнение во многом зависит от усердия, увлеченности и скрупулезности сотрудников. Много лет в управлении работает заместителем начальника Алла Валентиновна Спиричева. Главы администрации менялись, начальники управления образования менялись, а она оставалась оплотом нашей образовательной системы, гарантом ее стабильности и преемственности.
Важным считаю умение «договориться» со временем. Серьезной проблемой управленца сегодня является обилие бумаг, которые нужно было заполнить вчера, а отправить позавчера. Документооборот вырос в разы «благодаря» Интернету. Можно весь день отчитываться, а хочется ведь и реально поработать: фантазии живут в голове, не дают сидеть спокойно. Тот же Интернет дает богатую пищу для размышлений. Рабочий день я начинаю с просмотра образовательных сайтов, выискиваю любопытные новинки, которые можно и у нас опробовать. В общем, делу - время, а «бумажной потехе» - час, не больше.
Из личных качеств я высоко ценю настрой на позитив. Не на поиск недостатков и виновных в них, а на подчеркивание достоинств. Порой чем становится труднее, тем придумывается интереснее. Когда на пути возникает препятствие, его немедленно хочется преодолеть. Возможно, это во мне заядлый турист говорит, в образовании-то я начинал как преподаватель географии, который учил географии и в теории, и на практике. Наш уральский ландшафт: то гора, то яма. И жизненный ландшафт такой же, не дает скучать, мобилизует руководителя, а уж его дело мобилизовать окружение.

Свердловская область

Комментарий


Геннадий Агафонов, глава администрации муниципального образования Ирбит:
Образование влияет на климат в городе


В прошлом году наша детская футбольная команда выиграла Кубок России. Если собрать юных ирбитчан - победителей разных соревнований и конкурсов, они заполнят сцену любого Дворца культуры. Такой успех - результат системной работы. Но задача наша не только вырастить талантливых ребят, но и сохранить их замечательный потенциал у себя, чтобы они не разъехались по свету. Для этого нужно создать условия привлекательности жизни: рабочие места, обеспечение жильем, разнообразный досуг. Важен мультипликативный эффект, общий климат в городе. Образование работает на то, чтобы Ирбит жил интересной, насыщенной жизнью. В этом одна из причин, почему система образования занимает одно из важных мест в перечне приоритетов для администрации города.
За годы перестройки было многое упущено, целевая работа с молодежью, например. Но педагогический потенциал удалось сохранить, сегодня это наше сильное место и точка роста. В 2011 году бюджет образовательной отрасли значительно вырос в сравнении с предыдущими периодами. Всего на образование выделено порядка 430 миллионов рублей (включая областные субвенции). Только на ремонт детских садов муниципалитет дает около 10 миллионов рублей. Впервые мы опробовали такую практику: «защищая» бюджет, заслушивали бюджетополучателей, директоров школ, детских садов, узнавали о потребностях из первых уст, что и учли при формировании городского бюджета.