...Шел десятый год пилотируемых полетов. 1 июня 1970 года стартовал корабль «Союз-9», космонавты Андриян Николаев и Виталий Севастьянов (позывной «Соколы») отработали на орбите почти 18 суток. По тем временам это был рекордный по продолжительности полет. Но в историю космонавтики и мировой медицины он вошел прежде всего своим неожиданным результатом. После приземления у космонавтов резко ухудшилось самочувствие. Врачам потребовались огромные усилия, чтобы спасти их жизни. Только через неделю после полета «Соколы» смогли встать на ноги, для них потребовался насыщенный курс реабилитации. С тех пор в медицине появился термин «эффект Николаева», который описывал явления физического и психического разрушения здоровья человека от обездвиженности в условиях невесомости как крайней формы гиподинамии и гипокинезии.
Врачи пришли к выводу, что 18 суток - предельный срок пребывания человека в невесомости. Казалось, что пилотируемая космонавтика не сможет дальше развиваться. Советские и американские медики начали активный поиск решения проблемы. Выход нашли наши специалисты. Оказалось, что надо нагрузить скелетно-мышечную систему космонавта, создать имитацию гравитационного воздействия на его организм. Была создана система защиты космонавта от разрушительных воздействий невесомости - ее основу составляют интенсивные занятия на беговой дорожке, велоэргометре.
К сожалению, это открытие космической науки не перенесли в повседневную жизнь. А ведь недостаток движения является бичом современной цивилизации. Особенно это заметно в школе. По данным специалистов, 70-90 процентов времени бодрствования современные дети и подростки проводят в сидячем положении. Склонившийся над партой ученик вызывает у взрослых умиление - ребенок овладевает  знаниями. Но наши ведущие медики констатируют другое: «засиженные» дети начинают болеть. Потому что механизм разрушения здоровья и в космосе, и на Земле одинаков. Только там хватает дней, а на Земле школьных лет, чтобы это произошло.
В 70-е годы механизм угасания здоровья детей был выявлен группой ученых под руководством доктора медицинских наук Владимира Базарного из Красноярского НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения Академии наук. Была создана система перевода образовательных учреждений страны на здоровьеразвивающую основу. И если в космосе на создание системы защиты и ее запуск потребовался год и она стала неотъемлемой частью программы работы космонавтов, то на Земле и за более чем 30 лет после открытия красноярских ученых детей по-прежнему «образовывают» в режиме «великого сидения». В итоге все болезни резко помолодели, инсульты и инфаркты перешли в школу, репродуктивная система находится под угрозой. А за последние 40 лет болезни репродуктивных органов у мальчиков увеличились более чем в 30 раз!