В тот воскресный день подростки, как обычно, азартно резались в лапту. Игра была в самом разгаре, когда ребята увидели бегущего со всех ног со стороны поселка мальчонку. Он что-то истошно кричал, и по мере его приближения неразличимые вдали звуки сложились в одно емкое слово: «Война!» Успел ли тогда 16-летний Червоненко подумать о том, что она распорядится судьбами его друзей по-своему? Сейчас ему кажется, что да. Двое из тогдашней компании впоследствии получат звание Героя Советского Союза, многих отметят орденами и медалями, но половина друзей погибнут...
Они все вместе атаковали военкомат. Им объяснили, что на фронт рановато, но они могут помочь своей Родине в тылу. Мальчишки поняли - надо идти работать.
Червоненко попал на шахту имени Ленина в Кизеле. Прошло два года, а он все рвался на фронт. Но вот в начале 44-го его направили на курсы механиков при Кизеловском горном техникуме. Петр все-таки уговорил директора учебного заведения отпустить его воевать, тот, пожав плечами, печально произнес: «Поражаюсь вашей настойчивости». И Червоненко направили в лагерь подготовки младших командиров Бершеть. Потом была учеба в военно-инженерном училище. Червоненко стал понтонером, специалистом войск, которые форсируют водные преграды, сооружают понтонные мосты.
Получив весной 1945-го направление в штабе 1-го Украинского фронта, Червоненко помчался догонять свою часть в Нойхаммер, который тогда был передан 2-й польской армии.
- Вы прибыли в самый нужный момент, - приветствовали Петра Михайловича в штабе, - завтра в бой. Вот там и определимся. Пока вашу должность занимает лейтенант Чайка, но он не понтонер, а автомобилист, и поэтому ваш взвод ему поручили временно.
Так Червоненко стал участником битвы, которая впоследствии вошла во все военные учебники Второй мировой под названием Нейсенская. Она была прологом общей стратегической операции, преследовавшей важную цель - взять Берлин первыми.
По приказу Верховного главнокомандующего три фронта - 1-й Белорусский, 1-й Украинский и 2-й Белорусский - к середине апреля 1945 года изготовились к последнему и решительному сражению. Перебросив дивизии, противостоявшие союзникам на Западе, немцы основательно укрепили группу армий «Висла», обеспечив тем самым ее возможность к сопротивлению. Да и промышленность Германии круглые сутки работала на военную машину. Германия превратилась в сплошную и бесконечную крепость.
Несведущему человеку кажется, что если ты на фронте, то обязан многое видеть, знать и, конечно, много чего сделать для победы. Но... можно охватить полосу фронта ровным счетом настолько, насколько видит глаз. В бою участвуют тысячи людей. И у каждого свое место, свое назначение. И если каждый точно выполняет свою боевую задачу, тогда успех операции, задуманной военачальниками, будет предопределен. Батальон Червоненко приступил к выполнению своего задания на реке Нейсе. Разгрузка полупонтонов, прогонов, настильных щитов и всего того, что требуется для наводки моста, прошла очень быстро. По ощущениям Червоненко чувствовалось, что командование еще до форсирования провело инженерную разведку реки и знало ее данные - ширину, глубину, какое дно, берега. Разрозненные детали конструкции превратились в серьезное сооружение, по которому можно пропускать любую наземную военную технику - от автомашин до тяжелых танков - всего за два часа! Поляки палили из орудий бесперебойно. Скоро над немецкими окопами взвился белый флаг.
Через много лет генерал Галицкий писал: «Теперь можно подвести некоторые итоги той огромной работы, которую проделали инженерные войска при форсировании Нейсе. За один первый день они навели 133 переправы, в том числе 28 низководных мостов на жестких опорах; наплавных мостов - 17, легких паромов - 10, соорудили десантных пунктов переправы - 42, штурмовых мостиков - 43».
А маршал Конев в своей книге «Записки командующего фронтом» отметил: « Успеху форсирования Нейсе мы были обязаны энергичной и самоотверженной работе инженерных войск. Велик был их героический труд. Форсирование целиком легло на плечи инженерных войск фронта.
В результате нейсенского сражения армия 1-го Украинского фронта прорвала оборону противника на двух линиях и рванула вперед к берегам Эльбы для встречи с американцами и взятия крупного промышленного, научного и культурного центра - Дрездена».
Война - тяжелая работа. А еще встречи. И любовь. Червоненко спешил ощутить всю радость бытия, восхищался окружающими его людьми. Он вспоминает сегодня и девушку Марию, с которой ему посчастливилось прогуливаться по улочкам Костромы во время учебы в училище, и венгерку Лизу - Эржибет, которая пыталась удержать его в Европе. Но судьба его еще ждала, и была она в России. С Эльзой Петровной Червоненко познакомился тогда, когда делал все, чтобы стать учителем. Она и сама была педагогом. Как он говорит, от Бога.
Армейский лейтенант, командир понтонного взвода, награжденный за битву под Берлином боевым орденом и медалью, окончил исторический факультет Загорского учительского института. Молодожены получили комнату в общежитии в Краснозаводске. Педагог-биолог Эльза Петровна работает в школе, он - в ФЗУ №11. Побывал Червоненко и директором Дома пионеров. В свои 32 года стал отличником просвещения РСФСР. Его назначают директором краснозаводской школы рабочей молодежи №1.
Петр Михайлович проработал в 1-й 11 лет. Школа при нем преобразилась. Он увеличил классы, оборудовал прекрасные кабинеты. Его выпускники получили возможность обучаться в вузах страны. В это время Червоненко присуждают звание почетного гражданина Краснозаводска.
Но он уезжает. В Бужениново. Он хочет попробовать воплотить свои идеи в сельской школе. Это ему удается. В его вотчине строятся мастерские, появляется современная техника. А Эльза Петровна создает хорошую теплицу, и ей удается оборудовать земельный участок для практических занятий по биологии. Его называют отчаянным мечтателем. Но все его замыслы воплощаются в жизнь. Педагоги для изучения новаторского опыта приезжают в эту школу со всей страны начиная с 1968-го.
Дочь и сын пошли по стопам родителей - стали учителями. Внуки тоже росли рядом со школой, в учительском доме, построенном в селе специально, чтобы привлечь хороших специалистов.
Педагогический коллектив Бужениновской школы Петр Михайлович возглавлял 15 лет. Руководил и здешним детским домом. И сейчас ни минуты не позволяет себе расслабиться - ездит к ребятам, рассказывает им о своей неожиданной встрече с Жуковым, о своей дружбе с бывшим учеником Юрием Козловским.
Да, Червоненко участвовал в нейсенском, берлинском, пражском сражениях. Награжден орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, имеет 19 медалей. Лауреат международного конкурса макаренковцев. Это все оттого, что Петр Михайлович руководствуется принципом: «Жизнь дана для того, чтобы совершить хоть один поступок». Поэтому когда узнал, что человек, повторивший подвиг Маресьева, живет практически по соседству, поехал его искать. Тому, что Козловский обратился к вошедшему в дом сразу по имени-отчеству, не удивился, подумал: «В Сергиево-Посадском районе меня знают». Но оказалось, знакомство это давнее - Юрий Козловский был учеником той школы, где преподавал Червоненко.
Он не устает восхищаться людьми. Он притягивает к себе, вокруг него постоянно оказываются личности неординарные, сильные, неравнодушные. Наверное, потому что и сам он такой. И, видимо, это позволяет ему с радостью прогуливаться по ставшему родным Буженинову, узнавая во встречных своих учеников. Он гордится каждым. А они благодарны судьбе, которая свела их с этим уникальным, добрым и мужественным, таким настоящим человеком.

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото),
пос. Бужениново, Сергиево-Посадский район, Московская область