По словам Борзовой, на первом заседании рабочей группы представлена концепция законопроекта. В дальнейшем планируется отрабатывать замечания и предложения по отдельным темам.
Борзова отметила, что в законопроекте на первое место поставлены принцип соблюдения прав человека в сфере охраны здоровья и обеспечение государственных гарантий. Определены четкие критерии доступности медицинской помощи. Недопустим отказ в оказании медицинской помощи. Профилактика станет приоритетом здравоохранения.
Полномочия по организации первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи, ранее возложенные на органы местного самоуправления, закрепляются за органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Основной объем полномочий по обеспечению прав граждан на бесплатную медицинскую помощь перенесен на уровень субъекта Федерации.
«Тем самым будет усилена ответственность органов государственной власти за обеспечение охраны здоровья граждан и оказание медицинской помощи», - сказала председатель комитета.
Органы местного самоуправления смогут заниматься организацией медицинской помощи только в случае делегирования им соответствующих полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
«Абсолютной законодательной новеллой является статья об обязанностях граждан в сфере охраны здоровья, она закрепляет принцип ответственного отношения граждан к своему здоровью и здоровью своих детей», - отметила Борзова.
Впервые на законодательном уровне предлагается закрепить и раскрыть уже используемые понятия «порядок оказания медицинской помощи», «стандарт медицинской помощи» и «клинический протокол лечения».
«Крайне важно для правоприменительной практики, что теперь эти нормативные акты будут являться общеобязательными для всех систем здравоохранения, в том числе и для частного здравоохранения», - пояснила председатель комитета.
По словам Борзовой, законопроект вводит в правовое поле орфанные (редкие) заболевания, устраняет правовую коллизию между Законом «О трансплантации органов и/или тканей человека» и Законом «О погребении и похоронном деле».
Особое место в тексте законопроекта занимают вопросы охраны здоровья матери и ребенка, семьи и репродуктивного здоровья, права граждан в области вспомогательных репродуктивных технологий.
В проекте предложено отказаться от сертификации специалистов и лицензирования деятельности и ввести аккредитацию специалистов на новой основе. Предполагается введение процедуры определения соответствия к осуществлению медицинской деятельности определенного вида и профиля в соответствии с утвержденными порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи послевузовского медицинского и фармацевтического образования.
Проект предусматривает, что программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи будут утверждаться на три года. Вводятся регламенты и критерии формирования территориальных программ государственных гарантий, предлагается вводить их в действие законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения защиты прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, разграничения порядка предоставления платных медицинских услуг и бесплатной медицинской помощи в законопроект включена статья «Платные медицинские услуги», в которой конкретизируется порядок оказания платных медицинских услуг гражданам, а также платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных и транспортных услуг, дополнительно предоставляемых в процессе оказания медицинской помощи).
«Платные медицинские услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий, а также в рамках целевых программ, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, медицинскими организациями, участвующими в реализации указанных программ. Законопроект приводит четкий перечень услуг, которые не могут предоставляться за счет личных средств гражданина», - сказала Ольга Борзова.