Пенсия

- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую  деятельность в учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, в пункте 6 устанавливают, что работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» соответствующего списка, а также в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Школа-интернат, к сожалению, в понятие «школы всех наименований» согласно тексту соответствующего списка не относятся. Для зачета периодов работы в этом учреждении в специальный стаж предъявляются определенные требования к объему учебной нагрузки.
Указанные выше Правила в пункте 4 устанавливают, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в специальный стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Таким образом, для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, работа в должности учителя в школе-интернате, расположенной в сельской местности, с 1 сентября 2000 года должна выполняться с полной нагрузкой - не менее 18 часов в неделю.

- Я проработала в общеобразовательной школе учителем русского языка и литературы 22 года. В 2005 году, в связи с переменой места жительства, уволилась переводом в детскую школу искусств педагогом-организатором. Директор школы уверила меня, что я смогу получать досрочную педагогическую пенсию через 3 года. Но Пенсионный фонд мне отказал в выплате пенсии, сославшись на то, что работа в должности педагога-организатора не дает права на получение досрочной педагогической пенсии. Утверждают также, что и детская школа искусств также не поименована в Списке. Можно ли оспорить выводы Пенсионного фонда?

- Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей;
- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В соответствии с пунктом 3 Правил в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств поименована в Списке именно в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка. Поэтому работа в этом учреждении может быть засчитана в стаж для досрочной педагогической деятельности, только если она выполнялась в следующих должностях: директор (начальник, заведующий); заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана образовательным (воспитательным) процессом; преподаватель; тренер-преподаватель; старший тренер-преподаватель; тренер - преподаватель по адаптивной физической культуре; старший тренер - преподаватель по адаптивной физической культуре; педагог дополнительного образования (должности, указанные в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка).
Должность «педагог-организатор» вообще не включена в перечень.
Таким образом, оспорить решение Пенсионного фонда вряд ли представляется возможным. Необходимо удостовериться, правильно ли названа должность, в которой вы работаете. Если должностные функции соответствуют любой должности из поименованных выше, то необходимо внести изменения в трудовую книжку. И у вас появится шанс получить досрочную пенсию. Как лучше это сделать, можно рассмотреть, обладая большей информацией. Рекомендуем вам обратиться в региональное отделение Профсоюза работников образования и науки.

Оплата труда

- За какие награды учителям производится доплата к заработной плате? В декабре 2010 года на закрытии Года учителя в нашем городе мне присвоили звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Приказ о присвоении звания подписан 20 октября 2010 года. Должны ли были мне произвести доплату за ноябрь, декабрь 2010 года?

- В настоящее время нет единой системы оплаты труда педагогических работников. Системы оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Рязанской области (в рассматриваемом случае), содержащими нормы трудового права.
При этом системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом:
а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
в) государственных гарантий по оплате труда;
г) перечней видов выплат компенсационного и стимулирующего характера;
д) примерных положений об оплате труда работников подведомственных учреждений вашего региона, утверждаемых центральными исполнительными органами государственной власти вашего региона;
е) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
ж) мнения представительного органа работников.
Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Наличие звания «Почетный работник общего образования Российской Федерации» может стать основанием для выплат именно стимулирующего характера. Поэтому и размер доплаты, и принцип ее выплаты в вашем случае можно уточнить только в образовательном учреждении или органе управления образованием вашего региона.

Образовательный процесс

- По каким параметрам обучающиеся зачисляются в логопедическую группу общеобразовательного учреждения?

- В инструктивном письме Минобразования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» рекомендовано следующее.
В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по специальной форме. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.

Отпуск

- Имеет ли право заместитель директора колледжа на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день?

- В соответствии со ст. 119 Трудового кодекса РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.
Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, - органами власти субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.
Таким образом, статья 119 ТК РФ не предусматривает утверждение в централизованном порядке перечня работников с ненормированным рабочим днем. В связи с этим Перечень работников с ненормированным рабочим днем должен предусматриваться правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором образовательного учреждения.
Трудовой кодекс РФ не предусматривает и ограничений по максимальной продолжительности дополнительного отпуска для работников с ненормированным рабочим днем, устанавливая только минимальный предел продолжительности, составляющий 3 календарных дня.
Поэтому продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день должна определяться самими образовательными учреждениями с учетом изложенных выше условий.
Педагогическим работникам предоставляется право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. При этом статьей 119 ТК РФ не установлено ограничений в праве на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день для работников, которым действующим законодательством установлены ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска в случае привлечения их эпизодически к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
Следовательно, образовательное учреждение вправе включить в Перечень работников с ненормированным рабочим днем заместителей руководителей образовательных учреждений, которым предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день.
Присоединение указанных ежегодных дополнительных отпусков производится к ежегодному основному удлиненному оплачиваемому отпуску.

Аттестация

- Вправе ли аттестационная комиссия провести аттестацию в отсутствие работника, изъявившего желание присутствовать на заседании аттестационной комиссии?

- В соответствии с пунктом 10 Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 24 марта 2010 года № 209, работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем письменно должен уведомить аттестационную комиссию.
Педагогические работники, проходящие аттестацию для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, должны уведомить аттестационную комиссию о своем участии в ее заседании непосредственно в заявлении.
Педагогические работники, проходящие аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, свое желание об участии в заседании аттестационной комиссии изъявляют при их ознакомлении работодателем с представлением, о чем он письменно уведомляет аттестационную комиссию.
В случае если педагогический работник не уведомил аттестационную комиссию о своем желании присутствовать на заседании аттестационной комиссии, но лично явился для прохождения аттестации в назначенный по графику день, решение о возможности его присутствия на заседании аттестационной комиссии принимается непосредственно аттестационной комиссией в соответствии с регламентом ее работы.
При неявке без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии в назначенный срок педагогического работника, пожелавшего участвовать в ее заседании, аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.
Такие разъяснения даны в письме Минобрануки РФ и Профсоюза работников образования и науки РФ от 18 августа 2010 г. № 03-52/46.