​Общественный договор

Илья ДУБИН, директор Департамента образования администрации Омска

С  2008 года девять омских школ вошли в федеральный эксперимент по апробации стандартов второго поколения.  Апробация проходила по четырем направлениям:  освоение базисного учебного плана,  требований к ресурсному обеспечению поддержания общего образования в начальной школе,  программ начального образования и технологии их достижения, освоение и проектирование системы типовых заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий.
Организационно-методическое сопровождение осуществляют специалисты Института развития образования Омской области. Для подробного изучения и освоения ФГОС на базе  гимназии №76 мы создали городское методическое сообщество под руководством Татьяны Николаевны Тишиной,  заведующей кафедрой дошкольного и начального образования ИРО. За два года работы около 100 педагогов подробно ознакомились с новыми стандартами и погрузились в интересную, захватывающую деятельность по проектированию системы типовых заданий, современных уроков, совершенствованию оценочной деятельности. В 2010-2011 учебном году эта деятельность продолжена.
В 2009 году ряд учреждений города вошли в региональный инновационный комплекс образования по ФГОС. С начала этого учебного года федеральный образовательный стандарт начального общего образования реализуют 11 школ, гимназий  и лицеев Омска.  Сейчас  ведется активная работа по подготовке всех школ города Омска к переходу на ФГОС с 1 сентября 2011 года. Для этого при Департаменте образования администрации города Омска создана рабочая группа с привлечением специалистов ИРО Омской области. Утвержден план введения ФГОС, разработан алгоритм деятельности по введению стандарта для директоров школ. На базе пяти школ, реализующих стандарт с 2010 года,  создано 5 пилотных площадок по подготовке к  введению ФГОС.  Проведены окружные семинары-совещания,  направленные на знакомство педагогов с концептуальными идеями ФГОС, определением алгоритма действий по их  введению. Организована деятельность городских методических сообществ по темам «Изменение оценочной практики учителя начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС», «Реализация технологии развивающего обучения в начальной и средней школе в рамках внедрения ФГОС» и другим.
Сейчас перед управленцами разных уровней стоит основная задача  - подготовить родителей и педагогов к деятельности по новым стандартам. Главное -  создать необходимые условия, чтобы нашим детям было комфортно учиться.

Самое сложное - психология


Надежда Дергилева, директор лицея №200, Новосибирск 
   
Решение о переходе на новые стандарты в 2010-2011 учебном году, принятое на заседании педагогического совета лицея в марте 2010 года, было серьезным и взвешенным. Подготовка к этому ответственному шагу шла в течение всего предыдущего учебного года.
Прежде всего приказом директора был сформирован совет по введению ФГОС в начальной ступени лицея. Для регламентирования деятельности этого временного органа управления было разработано, рассмотрено на педагогическом совете и утверждено положение о совете. В состав его вошли я, мои заместители по воспитательной, научно-методической, учебной работе, учителя будущих первоклассников, председатель профсоюзной организации, представители родительской общественности. Возглавила совет я, директор лицея.
Первый этап подготовки завершился формированием рабочей группы, состоящей из членов администрации и учителей начальных классов.
Вторым этапом работы стало определение изменений в образовательной системе начальной ступени лицея, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.
В результате был сформирован перечень необходимых изменений в элементах образовательной системы начальной ступени лицея, составлен комплексный план модернизации в условиях перехода лицея на новые стандарты. Началась разработка основной образовательной программы начального общего образования лицея, и, как ее составляющая часть, был сформирован новый учебный план для первых классов.
Особенность ФГОС начального общего образования как комплексного новшества состоит в том, что его структура задана не жестко. Это позволило при разработке новой модели организации образовательного процесса на первой ступени максимально учесть образовательные потребности учащихся и родителей. Так как наш лицей является учреждением повышенного статуса, при определении содержания учебного плана в его вариативной части мы руководствовались принципом максимальной поддержки образовательных целей.
При определении модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности, мы столкнулись с некоторыми трудностями, обусловленными объективными причинами. Лицею больше 20 лет, его здание типовое, в нем не хватает специальных помещений для организации художественно-прикладного и технического творчества. У нас два спортивных зала, на пришкольной территории - два футбольных поля, беговая дорожка, спортивная площадка для игр, но этого мало, а в микрорайоне нет культурно-спортивных комплексов, с которыми можно было бы заключить договоры на оказание образовательных услуг. Но пожалуй, самой сложной проблемой, как показал анализ, оказалась психологическая и методическая подготовка учителей к работе с младшими школьниками в условиях перехода на новые стандарты. Мы проделали большую работу в этом направлении: все учителя, которые в этом учебном году работают в первых классах, прошли специальную переподготовку в Новосибирском ИПКиПРО, на базе лицея для всего педагогического коллектива проведена серия научно-практических семинаров по вопросам введения стандартов второго поколения. Но методической службе лицея предстоит сделать еще очень много.

Комментарий Минобрнауки РФ

Одной из самых неразъясненных областей, связанных с введением ФГОС для начальной школы, остается внеурочная деятельность. Мы адресовали специалистам Минобрнауки РФ несколько главных вопросов на эту тему: 1) Почему в новом стандарте отменено положение об обязательности 10 внеурочных часов? Будут ли они оплачиваться? 2) Каким новым содержанием и формами будет наполняться внеурочная деятельность? Кто будет отвечать за разработку соответствующих программ? 3) Будет ли финансироваться материально-техническое оснащение внеурочной деятельности?

Согласно ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательного учреждения.
Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность (приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»).
В условиях введения ФГОС образовательная программа общеобразовательного учреждения состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в которую входит внеурочная деятельность, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Внеурочная деятельность входит в часть, формируемую участниками образовательного процесса. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность, нефиксированное, что позволяет рационально планировать занятость обучающихся в течение дня.
Поскольку внеурочная деятельность реализуется в рамках основной образовательной программы, то в соответствии с требованиями к финансовым условиям ФГОС (п. 24 приказа Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373) она подлежит финансированию.
Реализация основной образовательной программы общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Способы финансирования зависят от реализуемой модели организации внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности может осуществляться как за счет ресурсов самого общеобразовательного учреждения, так и за счет интеграции ресурсов общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение.
Общеобразовательное учреждение (далее - ОУ) вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определенный вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.
В рамках ФГОС начального общего образования выделены основные направления внеурочной деятельности - спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное.
Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации (пп. 1 п. 6 ст. 29 Закона).
Процедура наполнения ресурсного обеспечения, в том числе и внеурочной деятельности в начальной школе, происходит с учетом: федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденных приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. №986; СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 г. №189; Санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), утвержденных постановлением Минздрава России от 3 апреля 2003 г. №27.
Вместе с тем нельзя полностью разграничить материально-техническое и учебно-методическое обеспечение. В силу данной причины естественно некоторое дублирование отдельных средств обучения, которые могут быть использованы как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Это лишь подтверждает наличие преемственных связей в организации учебного процесса и процесса за его рамками - одно и то же средство может быть использовано с разной целью и в разных видах деятельности (урочной и внеурочной). Некоторые средства используются только во внеурочной деятельности, их отбор определяется наполнением содержания программ курсов внеурочной деятельности и особенностями занятий.