Рассказывает о своих достижениях и планах завуча Ольга Михайловна подробно. Это и воспитательная система «Экообраз», и проектная деятельность, и фандрайзинг, и концепция повышения квалификации педагогов... Понятно, что в коллектив пришел педагог творческий, обладающий современным взглядом на решение проблем. Это в письме подкупало. Кроме тона, агрессивного, нагнетающего страсти. «Ломают нашу профессиональную судьбу, подвергаемся активным нападкам со стороны директора. В коллективе царят доносительство и страх сказать лишнее слово. Неужели этот произвол нельзя остановить?»

Прочитав все письмо до конца, так захотелось взять под защиту обиженную чету Красновых. Мы все время сетуем, что не идут в школу молодые, не хотят. Ан нет, хотят, да не принимают их. Наверняка в этом коллективе школы № 3 поселка Большая Мурта сидят одни пенсионеры, и не надо им никаких нововведений и открытий. Соберем так называемый заочный консилиум. Красновым мы дали слово (читатели могут прочесть полностью письмо Ольги и Дениса Красновых в № 14 «УГ» от 13 апреля 2004 года).

А теперь выслушаем другую сторону - учителей школы, «людей порядочных и честных, но уставших и запуганных» (так их охарактеризовали в письме Красновы). Что и говорить, педагогов очень шокировали слова о доносительстве и страхе. «Ничего подобного в коллективе нет. Живем дружно, вместе отмечаем праздники, дни рождения, поддерживаем друг друга в разных жизненных ситуациях», - сообщают авторы письма.

«Доброжелательно встретили и семью Красновых. На них вообще возлагали большие надежды, - признают все 28 учителей. - Даже в местной газете напечатали статью «За ними будущее!».

Предположения о «стареющем коллективе» оказались верными. В коллективе работают 7 пенсионеров, молодых до 30 лет 8 человек, остальные от сорока лет и выше. Но надо отдать должное честности и открытости учителей. «Во всех начинаниях Ольги Михайловны, как учителя, так и завуча, было много нового, интересного, - признают коллеги. Она человек творческий, и заряд творчества мог бы способствовать развитию образовательного процесса. К примеру, мы все с увлечением и желанием работали над созданием методического кабинета».

Жаль, конечно, что таких объединяющих всех успешных дел на счету коллектива оказалось мало. Начинания завуча так и остались всего лишь заявками на большую творческую работу. Сегодня завуч Ольга Краснова, лауреат районного конкурса «Учитель года», уволилась из школы по собственному желанию.

Кто виноват? У начальника управления Большемуртинского района Н.Беловой свое объяснение случившемуся: «Все дело в завышенной самооценке Красновой и амбициозности, - считает начальник. - Они и не позволили молодому завучу критически относиться к своим ошибкам. Ольга Михайловна с легкостью справлялась с составлением программ, проектов, но испытывала затруднения в повседневной работе завуча, причем игнорировала практические советы опытного директора».

Но возникает вопрос: отчего же такой опытный и мудрый директор, как Людмила Николаевна Бесперстова, не смогла направить энергию, поиск, творчество молодого неопытного завуча в нужное русло? В педагогике единичных побед не бывает. В этом конфликте не может быть победителей. Потому что страдает общее дело - обучение и воспитание детей в сибирском поселке Большая Мурта.

Надежда ТУМОВА

N.B. Руководитель должен уважать мнение, оценки, доводы подчиненных, даже если они не совпадают с его собственными. Хорошие лидеры знают об этом.

Принимая руководство, остерегайтесь самомнения и соблазнов власти. Не нужно льстить себе и забывать, что с течением времени можно испытать и понижение в должности. Следует не только относиться сочувственно и внимательно к своим подчиненным, но и неизменно выполнять свои обязанности по отношению к вышестоящим.

(Из книги Дона Шминке «Кодекс руководителя, или 47 принципов древних самураев», созданной в XVII веке)