Информация о заработной плате, получаемая в рамках мониторинга проекта «Наша новая школа», зависит от процента учреждений, участвующих в анализе, так как охват электронным мониторингом по субъектам РФ разный.
Мониторинг, проведенный Центром управления программ по запросу Минобрнауки РФ и профсоюза, основан на показателях, аналогичных тем, которые используются в мониторинге проекта «Наша новая школа». При этом информация запрашивается только по учреждениям, перешедшим на новую систему оплаты труда. Мониторинг проводится уже третий год, что позволило получить информацию о ходе введения НСОТ не только по регионам - участникам КПМО, но и по остальным субъектам РФ. Форма аналитической справки позволяет сравнивать регионы по различным показателям и выявлять складывающиеся тенденции. Мы приводим ее с некоторыми сокращениями.

Аналитическая справка

Мониторинг введения новых систем оплаты труда (НСОТ) работников образовательных учреждений (декабрь 2010)

Введение
Основной целью мониторинга является анализ хода введения новых систем оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, уровня, структуры и динамики заработной платы, изменений в структуре занятых.
В мониторинговую форму 2010 года были добавлены следующие вопросы.
    Численность занятых в общеобразовательных учреждениях, их структура, фонд оплаты труда общеобразовательных учреждений и его структура, а также средняя заработная плата 10% самых высокооплачиваемых учителей и 10% самых низкооплачиваемых учителей были запрошены в разрезе местоположения учреждения (городская/сельская местность).
    Средняя учебная (урочная) нагрузка запрашивалась в среднем по учреждению, а также по 10% самых высокооплачиваемых учителей и 10% самых низкооплачиваемых учителей.
Запрашивалась информация по общеобразовательным учреждениям, переведенным на НСОТ, на три даты: в среднем за 2009 год, на 1 июня 2010 года и на 1 октября 2010 года.
В мониторинге по введению новой системы оплаты труда (НСОТ) работников образовательных учреждений приняли участие 77 субъектов Российской Федерации.
По 6 субъектам данных предоставлено не было - Республика Дагестан, Республика Тыва, Республика Бурятия, Свердловская, Иркутская области, г. Москва.
В образовательных учреждениях г. Москвы и Иркутской области НСОТ не введены. В Республике Бурятия и Свердловской области на НСОТ переведено 100% общеобразовательных учреждений, субъекты участвовали в мониторинге в 2009 году, в 2010 г. данные по этим субъектам предоставлены не были. Республика Дагестан и Республика Тыва не участвовали в мониторинге 2009 и 2010 гг.

1. Доля общеобразовательных учреждений, в которых осуществляется перевод на новую систему оплаты труда
На 1 января 2010 года 63 субъекта Российской Федерации (76%) полностью перевели на НСОТ общеобразовательные учреждения. 12 субъектов (14%) осуществили переход частично. В 5 субъектах (6%) НСОТ не введены. По трем субъектам (4%) данные не предоставлены.
На 1 октября 2010 года в 68 субъектах РФ (82%) переход на НСОТ осуществлен полностью. В 10 регионах РФ (12%) перевод осуществлен частично: это Рязанская область (по состоянию на 1.10.2010 г. переведено 19,13% ОУ), Архангельская область (переведено 13,7% ОУ), Чеченская Республика (переведено 9,9% ОУ), Курганская область (переведено 7% ОУ), Челябинская область (переведено 3,27% ОУ), Республика Хакасия (переведено 1,6% ОУ), Приморский край (переведено 18,95% ОУ), Кемеровская область (переведено 62,2% ОУ), Забайкальский край (76,9% ОУ) и Калужская область (99,9% ОУ).
Введение НСОТ не осуществлено в двух субъектах РФ (2%) - г. Москве и Иркутской области; по трем субъектам РФ (4%) данные не предоставлены - это Республика Дагестан, Республика Тыва и Ненецкий автономный округ.
В Центральном федеральном округе
На 1 января 2010 года 13 субъектов РФ (что составило 72% регионов ЦФО) осуществили полный переход на НСОТ.
Два субъекта (что составило 11% регионов ЦФО) частично перевели общеобразовательные учреждения на новую систему оплаты труда - Брянская область (5,9% ОУ) и Калужская область (99,9% ОУ).
В 3 субъектах (что составило 17% регионов ЦФО) на НСОТ не было переведено ни одного учреждения - это Курская и Рязанская области, а также г. Москва.
На 1 октября 2010 года 15 субъектов РФ (что составило 83% регионов ЦФО) осуществили полный переход на НСОТ.
Два субъекта (что составило 18% регионов ЦФО) частично перевели общеобразовательные учреждения на новую систему оплаты труда - Рязанская область (переведено 19,13% ОУ) и Калужская область (переведено 99,9% ОУ).
Один субъект ЦФО РФ (что составило 6% регионов ЦФО) не осуществил переход на НСОТ - г. Москва.
В Северо-Западном федеральном округе
На 1 января 2010 года 8 субъектов РФ (что составило 73% регионов СЗФО) осуществили полный переход на НСОТ.
Два субъекта (что составило 18% регионов СЗФО) частично перевели общеобразовательные учреждения на новую систему оплаты труда - Архангельская область (переведено 0,25% ОУ) и Вологодская область (переведено 62,1% ОУ).
На 1 октября 2010 года 9 субъектов РФ (что составило 82% регионов СЗФО) осуществили полный переход на НСОТ.
Один субъект (что составило 9% регионов СЗФО) частично осуществил переход на НСОТ - Архангельская область (переведено 13,7% ОУ).
Один субъект СЗФО РФ (что составило 9% регионов СЗФО) не предоставил данные по переходу общеобразовательных учреждений на НСОТ - Ненецкий автономный округ.
В Южном федеральном округе
На 1 января 2010 года 6 субъектов РФ (что составило 100% от числа регионов, входящих в ЮФО) осуществили полный переход на НСОТ.
В Северо-Кавказском федеральном округе
На 1 января 2010 года 5 субъектов РФ (что составило 71% регионов СКФО) осуществили полный переход на НСОТ.
Один субъект (что составило 14% регионов СКФО) частично осуществил переход на НСОТ - Чеченская Республика (переведено 9,9% ОУ).
В одном субъекте (что составило 14% регионов СКФО) переход на НСОТ не осуществлен - в Карачаево-Черкесской Республике.
На 1 октября 2010 года в 6 субъектах СКФО РФ (что составило 86% регионов СКФО) осуществлен 100-процентный переход на НСОТ.
В одном субъекте СКФО РФ (что составило 14% регионов СКФО) переход на НСОТ осуществлен частично - в Чеченской Республике (переведено 9,9% ОУ).
В Приволжском федеральном округе
На 1 января 2010 года в 13 субъектах РФ (что составило 93% регионов ПФО) осуществлен 100-процентный переход на НСОТ.
В одном субъекте (что составило 7% регионов ПФО) переход на НСОТ осуществлен частично - в Пензенской области (переведено 98,1% ОУ).
На 1 октября 2010 года в 14 субъектах РФ (что составило 100% от числа регионов, входящих в ПФО) осуществлен полный переход на НСОТ.
В Уральском федеральном округе
На 1 января 2010 года в 4 субъектах РФ (что составило 67% регионов УФО) осуществлен переход 100% общеобразовательных учреждений на НСОТ.
В двух субъектах РФ (что составило 33% регионов УФО) переход на НСОТ осуществлен частично - в Челябинской области переведено 0,34% ОУ, в Курганской области - 7% ОУ.
На 1 октября 2010 года в 4 субъектах РФ (что составило 67% регионов УФО) осуществлен переход 100% общеобразовательных учреждений на НСОТ.
В двух субъектах РФ (что составило 33% регионов УФО) переход на НСОТ осуществлен частично - в Челябинской области переведено 3,27% ОУ, в Курганской области - 7% ОУ.
В Сибирском федеральном округе
На 1 января 2010 года в 7 субъектах РФ (что составило 58% регионов СФО) осуществили полный переход на НСОТ.
В 3 субъектах (что составило 25% регионов СФО) переход на НСОТ осуществлен частично - в Республике Хакасия (переведено 1,5% ОУ), в Забайкальском крае (переведено 16,3% ОУ) и в Кемеровской области (переведено 62,2% ОУ).
В одном субъекте РФ (что составило 8% регионов СФО) переход на НСОТ не осуществлен - в Иркутской области.
По одному субъекту СФО - Республике Тыва - данных для анализа не было предоставлено.
На 1 октября 2010 года в 7 субъектах РФ осуществлен полный переход (58% регионов СФО). В 3 субъектах РФ (что составило 25% регионов СФО) переход на НСОТ осуществлен частично - в Республике Хакасия (переведено 1,5% ОУ), в Забайкальском крае (переведено 76,9% ОУ) и в Кемеровской области (переведено 62,2% ОУ).
В одном субъекте РФ (что составило 8% регионов СФО) переход на НСОТ не осуществлен - в Иркутской области.
По одному субъекту СФО - Республике Тыва - данных для анализа не было предоставлено.
В Дальневосточном федеральном округе
На 1 января 2010 года в 8 субъектах РФ (что составило 89% регионов ДФО) осуществили полный переход на НСОТ.
В одном субъекте РФ (что составило 11% регионов ДФО) переход на НСОТ осуществлен частично - в Приморском крае (переведено 18,92% ОУ).
На 1 октября 2010 года в 8 субъектах РФ (что составило 89% регионов ДФО) переход на НСОТ осуществлен в полном объеме.
В одном субъекте РФ (что составило 11% регионов ДФО) переход на НСОТ осуществлен частично - в Приморском крае (переведено 18,95% ОУ).
Выводы. За девять месяцев 2010 года число регионов, переведших на НСОТ 100% общеобразовательных учреждений, выросло с 63 (76%) до 68 (82%). В 10 регионах РФ (12%) перевод осуществлен частично - это Рязанская область (по состоянию на 1.10.2010 г. переведено 19,13% ОУ), Архангельская область (переведено 13,7% ОУ), Чеченская Республика (переведено 9,9% ОУ), Курганская область (переведено 7% ОУ), Челябинская область (переведено 3,27% ОУ), Республика Хакасия (переведено 1,6% ОУ), Приморский край (переведено 18,95% ОУ), Кемеровская область (переведено 62,2% ОУ), Забайкальский край (76,9% ОУ) и Калужская область (99,9% ОУ).
Введение НСОТ не осуществлено в двух субъектах РФ (2%) - г. Москве и Иркутской области. По трем субъектам РФ (4%) данных не было предоставлено: Республика Дагестан, Республика Тыва и Ненецкий автономный округ.

2. Структура занятых в общеобразовательных учреждениях, осуществивших переход на НСОТ (по категориям персонала)
Одним из важных моментов НСОТ является оптимизация структуры занятых в общеобразовательных учреждениях. При введении новых систем оплаты труда в учреждениях происходит увеличение доли основного персонала - учителей и снижение доли прочего персонала, как педагогического, так и непедагогического.
В мониторинге была рассмотрена структура занятых в общеобразовательных учреждениях по категориям персонала. Выделялись работники общеобразовательных учреждений по категориям: 1) административно-управленческий персонал; 2) учителя; 3) прочий педагогический персонал; 4) прочий непедагогический персонал.
Структура занятых в общеобразовательных учреждениях за анализируемый период изменилась незначительно.
В среднем за 2009 год доля учителей по субъектам РФ составляла по городу 51,45%, по селу - 46,14%. При этом максимальная доля учителей по городу в Кемеровской области (69,74%), по селу - в Республике Ингушетия (65,94%). Минимум по городу в Ямало-Ненецком АО (39,25), по селу - на Чукотке (26,82%).
В среднем по РФ доля учителей в общеобразовательных учреждениях на 1 октября 2010 года составляла 52,263% по городским учреждениям, по сельским - 47,31%. При этом максимальная доля учителей по учреждениям сохранилась в Кемеровской области: по городу 70,84% и по селу 67,29%. Минимальная доля по городу - в Ямало-Ненецком АО (39,98%), по селу на Чукотке (27,44%).
Таким образом, изменение в структуре минимально. По федеральным округам изменение структуры занятых представлено в таблице 1.
На 1 октября 2010 года сложилась следующая картина по доле учителей в структуре занятых по федеральным округам.
В Центральном федеральном округе среднее значение доли учителей в общеобразовательных учреждениях городской местности равно 52,47%. Максимальное значение - 58,63% - в Тамбовской области. Минимальное - 48,36% - в Смоленской области.
В сельской местности ЦФО среднее значение доли учителей в общеобразовательных учреждениях равно 47,71%. Максимальное значение - 64,90% - в Тамбовской области. Минимальное - 41,15% - в Ивановской области.
В Северо-Западном федеральном округе среднее значение доли учителей в общеобразовательных учреждениях городской местности равно 51,01%. Максимальное значение - 60,99% - в Новгородской области. Минимальное - 45,42% - в Республике Карелия.
В сельской местности СЗФО среднее значение доли учителей в общеобразовательных учреждениях равно 45,24%. Максимальное значение - 55,05% - в Новгородской области. Минимальное - 37,01% - в Архангельской области.
В Южном федеральном округе среднее значение доли учителей в общеобразовательных учреждениях городской местности равно 50,78%. Максимальное значение - 57,57% - в Республике Калмыкия. Минимальное - 40,34% - в Астраханской области.
В сельской местности ЮФО среднее значение доли учителей в общеобразовательных учреждениях равно 46,85%. Максимальное значение - 52,55% - в Краснодарском крае. Минимальное - 37,97% - в Астраханской области.
В Северо-Кавказском федеральном округе среднее значение доли учителей в общеобразовательных учреждениях городской местности равно 55,26%. Максимальное значение - 61,77% - в Республике Ингушетия. Минимальное - 44,98% - в Кабардино-Балкарской Республике.
В сельской местности СКФО среднее значение доли учителей в общеобразовательных учреждениях равно 54,20%. Максимальное значение - 65,94% - в Республике Ингушетия. Минимальное - 45,93% - в Кабардино-Балкарской Республике.
В Приволжском федеральном округе среднее значение доли учителей в общеобразовательных учреждениях городской местности равно 54,97%. Максимальное значение - 62,46% в Республике Удмуртия. Минимальное - 50,23% в Кировской области.
В сельской местности ПФО среднее значение доли учителей в общеобразовательных учреждениях равно 49,39%. Максимальное значение - 55,29% в Республике Мордовия. Минимальное - 41,97% в Пермском крае.
В Уральском федеральном округе среднее значение доли учителей в общеобразовательных учреждениях городской местности равно 47,64%. Максимальное значение - 59,33% в Тюменской области. Минимальное - 39,98% в Ямало-Ненецком автономном округе.
В сельской местности УФО среднее значение доли учителей в общеобразовательных учреждениях равно 43,24%. Максимальное значение - 52,50% в Тюменской области. Минимальное - 30,05% в Ямало-Ненецком автономном округе.
В Сибирском федеральном округе среднее значение доли учителей в общеобразовательных учреждениях городской местности равно 54,51%. Максимальное значение - 70,84% в Кемеровской области. Минимальное - 46,17% в Республике Хакасия.
В сельской местности СФО среднее значение доли учителей в общеобразовательных учреждениях равно 50,44%. Максимальное значение - 67,29% в Кемеровской области. Минимальное - 41,55% в Забайкальском крае.
В Дальневосточном федеральном округе среднее значение доли учителей в общеобразовательных учреждениях городской местности равно 52,42%. Максимальное значение - 88,92% в Приморском крае. Минимальное - 42,23% в Камчатском крае.
В сельской местности ДФО среднее значение доли учителей в общеобразовательных учреждениях равно 43,53%. Максимальное значение - 76% в Приморском крае. Минимальное - 27,44% в Чукотском автономном округе.
В таблице 2 приводится структура занятых в учреждениях общего образования.
Выводы. В среднем за 2009 год доля учителей по субъектам РФ составляла по городу 51,45%, по селу - 46,14%. При этом максимальная доля учителей по городу в Кемеровской области (69,74%), по селу в Республике Ингушетия (65,94%). Минимум по городу в Ямало-Ненецком АО (39,25), по селу на Чукотке (26,82%).
В среднем по РФ доля учителей в общеобразовательных учреждениях на 1 октября 2010 года составляла 52,263% по городским учреждениям, по сельским 47,31%. При этом максимальная доля учителей по учреждениям сохранилась в Кемеровской области: по городу 70,84% и по селу 67,29%. Минимальная доля по городу в Ямало-Ненецком АО (39,98%), по селу на Чукотке (27,44%). Общее изменение в структуре занятых минимально.

3. Фонд оплаты труда общеобразовательных учреждений, осуществляющих переход на НСОТ
Так же как и при анализе структуры занятых в общеобразовательных учреждений, в данном пункте для анализа возможно укрупнение категорий персонала и выделение педагогического (учителя и прочий педагогический персонал) и непедагогического (административно-управленческий и прочий непедагогический) персонала.
По данным на 1.10.2010 года, доля ФОТ учителей в среднем по РФ по городу 59,5%, по селу 57,20% . По федеральным округам складывалась доля ФОТ учителей следующим образом.
В Центральном федеральном округе среднее значение доли ФОТ учителей в городской местности равно 59,48 %. Максимальное значение - 64,74% в Белгородской области. Минимальное - 52,61% в Ярославской области.
В сельской местности ЦФО среднее значение доли ФОТ учителей равно 57,58%. Максимальное значение - 68,02% в Тамбовской области. Минимальное - 47,20% в Рязанской области.
В Северо-Западном федеральном округе среднее значение доли ФОТ учителей в городской местности равно 59,95%. Максимальное значение - 69,96% в Новгородской области. Минимальное - 55,09% в Архангельской области.
В сельской местности СЗФО среднее значение доли ФОТ учителей равно 51,74%. Максимальное значение - 62,37% в Новгородской области. Минимальное - 20,98% в Псковской области.
В Южном федеральном округе среднее значение доли ФОТ учителей в городской местности равно 56,93%. Максимальное значение - 60,81% в Краснодарском крае. Минимальное - 52,28% в Астраханской области.
В сельской местности ЮФО среднее значение доли ФОТ учителей равно 56,14%. Максимальное значение - 63,45% в Краснодарском крае. Минимальное - 48,46% в Астраханской области.
В Северо-Кавказском федеральном округе среднее значение доли ФОТ учителей в городской местности равно 62,48%. Максимальное значение - 69,96% в Чеченской Республике. Минимальное - 50,47% в Кабардино-Балкарской Республике.
В сельской местности СКФО среднее значение доли ФОТ учителей равно 62,23%. Максимальное значение - 73,69% в Республике Ингушетия. Минимальное - 52,90% в Кабардино-Балкарской Республике.
В Приволжском федеральном округе среднее значение доли ФОТ учителей в городской местности равно 59,92%. Максимальное значение - 64,44% в Оренбургской области. Минимальное - 50,96% в Удмуртской Республике.
В сельской местности ПФО среднее значение доли ФОТ учителей равно 58,87%. Максимальное значение - 65,65% в Республике Мордовия. Минимальное - 51,56% в Удмуртской Республике.
В Уральском федеральном округе среднее значение доли ФОТ учителей в городской местности равно 51,15%. Максимальное значение - 54,35% в Тюменской области. Минимальное - 45,35% в Курганской области.
В сельской местности УФО среднее значение доли ФОТ учителей равно 52,31%. Максимальное - 60,56% в Челябинской области. Минимальное - 39,81% в Ямало-Ненецком автономном округе.
В Сибирском федеральном округе среднее значение доли ФОТ учителей в городской местности равно 62,41%. Максимальное значение - 67,55% в Алтайском крае. Минимальное - 59,50% в Красноярском крае.
В сельской местности СФО среднее значение доли ФОТ учителей равно 61,31%. Максимальное - 68,22% в Омской области. Минимальное - 54% в Забайкальском крае.
В Дальневосточном федеральном округе среднее значение доли ФОТ учителей в городской местности равно 60,73%. Максимальное - 79,80% в Приморском крае. Минимальное - 49,18% в Камчатском крае.
В сельской местности ДФО среднее значение доли ФОТ учителей равно 56,04%. Максимальное - 65,03% в Амурской области. Минимальное - 46,19% в Чукотском автономном округе.
Выводы. По данным на 1.10.2010 года, доля ФОТ учителей в среднем по РФ по городу 59,5%, по селу - 57,20%. Доля ФОТ педагогического персонала (учителя и прочий педагогический персонал) на эту же дату в среднем по РФ по городу 68,4%, по селу - 64,4%
В городской местности по субъектам РФ наибольшая доля ФОТ педагогического персонала в Чеченской Республике (75,09%), наименьшая - в Курганской области (60,21%). В сельской местности максимальная доля ФОТ педагогического персонала в Республике Ингушетия (77,45%), минимальная - в Псковской области (24,35%).

4. Средняя заработная плата работников городских и сельских общеобразовательных учреждений, осуществивших переход на НСОТ, с разбавкой по категориям персонала
В данном пункте анализа представлен следующий материал:
    средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений городской и сельской местности;
    средняя заработная плата работников в разбивке по категориям персонала в общеобразовательных учреждениях городской и сельской местности;
    сравнение средней заработной платы учителей городской местности со средней заработной платой по экономике региона;
    изменение заработной платы по категориям персонала за исследуемый период;
    превышение заработной платы административно-управленческого персонала над заработной платой учителей в городской и сельской местности.
4.1. Средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений городской и сельской местности
Средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений в среднем по РФ (город и село) за 2009 год составляла 10,566 тыс. руб. В том числе по городу 11,521 тыс. руб., по селу - 9,438 тыс. руб.
На 1 июня 2010 года она составила 10,918 тыс. руб. В том числе по городу 11,892 тыс. руб., по селу - 9,755 тыс. руб.
По состоянию на 1 октября 2010 г. она составила 10,903 тыс. руб. В том числе по городу 11,851 тыс. руб., по селу - 9,757 тыс. руб.
Максимальная зарплата работников на 1.10.2010 сложилась в Дальневосточном федеральном округе - 33,889 тыс. руб. (Чукотский АО). Минимальная средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений в Центральном федеральном округе - в городской местности 6,253 руб. (Брянская область).
По состоянию на 1 октября 2010 года
По Центральному федеральному округу в городской местности средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений составляет 9840 руб., что ниже на 17% средней заработной платы работников городских общеобразовательных учреждений по РФ.
В сельской местности ЦФО средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений составляет 9392 руб., что ниже на 4% средней заработной платы работников сельских общеобразовательных учреждений по РФ.
По Северо-Западному федеральному округу в городской местности средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений составляет 14160 руб., что превышает на 19% среднюю заработную плату работников городских общеобразовательных учреждений по РФ.
В сельской местности СЗФО средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений составляет 13307 руб., что превышает на 36% среднюю заработную плату работников сельских общеобразовательных учреждений по РФ.
По Южному федеральному округу в городской местности средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений составляет 11437 руб., что ниже на 3% средней заработной платы работников городских общеобразовательных учреждений по РФ.
В сельской местности ЮФО средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений составляет 10152 руб., что превышает на 4% среднюю заработную плату работников сельских общеобразовательных учреждений по РФ.
По Северо-Кавказскому федеральному округу в городской местности средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений составляет 8510 руб., что ниже на 28% средней заработной платы работников городских общеобразовательных учреждений по РФ.
В сельской местности СКФО средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений составляет 8688 руб., что ниже на 11% средней заработной платы работников сельских общеобразовательных учреждений по РФ.
По Приволжскому федеральному округу в городской местности средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений составляет 10093 руб., что ниже на 15% средней заработной платы работников городских общеобразовательных учреждений по РФ.
В сельской местности ПФО средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений составляет 8701 руб., что ниже на 11% средней заработной платы работников сельских общеобразовательных учреждений по РФ.
По Уральскому федеральному округу в городской местности средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений составляет 16760 руб., что превышает на 41% среднюю заработную плату работников городских общеобразовательных учреждений по РФ.
В сельской местности УФО средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений составляет 15117 руб., что превышает на 55% среднюю заработную плату работников сельских общеобразовательных учреждений по РФ.
По Сибирскому федеральному округу в городской местности средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений составляет 12860 руб., что превышает на 9% среднюю заработную плату работников городских общеобразовательных учреждений по РФ.
В сельской местности СФО средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений составляет 11718 руб., что превышает на 20% среднюю заработную плату работников сельских общеобразовательных учреждений по РФ.
По Дальневосточному федеральному округу в городской местности средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений составляет 19203 руб., что превышает на 62% среднюю заработную плату работников городских общеобразовательных учреждений по РФ.
В сельской местности ДФО средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений составляет 18169 руб., что превышает на 86% среднюю заработную плату работников сельских общеобразовательных учреждений по РФ.
Выводы. Средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений в среднем по РФ (город и село) за 2009 год составляла 10,566 тыс. руб. На 1 июня 2010 года - 10,918 тыс. руб. По состоянию на 1 октября 2010 г. - 10,903 тыс. руб. Максимальная зарплата работников на 1.10.2010 сложилась в Дальневосточном федеральном округе - 33,889 тыс. руб. (Чукотский АО). Минимальная средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений в Центральном федеральном округе - в городской местности 6,253 руб. (Брянская область).

4.2. Средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений в разбивке по категориям персонала (городская и сельская местность)
В среднем по состоянию на 1 октября 2010 г. по категориям персонала сложилась следующая заработная плата по федеральным округам.
Центральный федеральный округ: административно-управленческий персонал (АУП) - 15949,61 (город), 14229,58 (село); учителя - 10800,01 (город), 10822,72 (село); прочий педагогический персонал (ППП) - 7341,33 (город), 7369,95 (село); прочий непедагогический персонал - 5606,70 (город), 5368,16 (село).
Северо-Западный федеральный округ: АУП - 22525,25 (город), 21018,38 (село); учителя - 16495,13 (город), 16077,87 (село); ППП - 11744,28 (город), 10594,45 (село); ПНП - 7781,95 (город), 6893,70 (село).
Южный федеральный округ: АУП - 17276,46 (город), 16466,20 (село); учителя - 12012,20 (город), 10793,59 (село); ППП - 7647,20 (город), 8869,58 (село), ПНП - 5817,17 (город), 5256,61 (село).
Северо-Кавказский федеральный округ: АУП - 13132,06 (город), 13407,76 (село); учителя - 8809,02 (город), 9294,33 (село); ППП - 7110,92 (город). 6865,58 (село); ПНП - 4989,79 (город), 5183,79 (село).
Приволжский федеральный округ: АУП - 15823,84 (город), 13409,78 (село); учителя - 9759,96 (город), 9905,54 (село); ППП - 7353,39 (город), 6949,43 (село); ПНП - 5916,48 (город), 5057,88 (село).
Уральский федеральный округ: АУП - 28016,02 (город), 23631,01 (село); учителя - 18370,51 (город), 18836,42 (село); ППП - 14599,77 (город), 14040,79 (село); ПНП - 10490,00 (город), 9391,54 (село).
Сибирский федеральный округ: АУП - 20013,16 (город), 17158,61 (село); учителя - 13801,70 (город), 13158,75 (село); ППП - 8829,48 (город), 9151,43 (село); ПНП - 6434,45 (город), 5864,55 (село).
Дальневосточный федеральный округ: АУП - 30630,00 (город), 28713,55 (село); учителя - 21607,20 (город), 22429,97 (село); ППП - 17260,90 (город), 15553,76 (село); ПНП - 11234,06 (город), 9606,72 (село).
Выводы. Средняя заработная плата учителей (город и село) на 1.10.2010 года по федеральным округам составила: Центральный -10,818 тыс. руб.; Северо-Западный - 16,457 тыс. руб.; Южный - 11,433 тыс. руб.; Северо-Кавказский - 9,119 тыс. руб., Приволжский - 9,770 тыс. руб.; Уральский -18,435 тыс. руб., Сибирский - 13,592 тыс. руб., Дальневосточный - 22,089 тыс. руб.
4.3. Сравнение средней заработной платы учителей городской местности со среднемесячной заработной платой по экономике региона
В связи с разным уровнем экономического развития регионов абсолютное значение заработной платы учителей и других групп персонала представляет ограниченный интерес. Для оценки уровня жизни учителей представляется важным сравнить их заработную плату со средней зарплатой по экономике региона.
Рост заработной платы в общеобразовательных учреждениях в 2007, 2008 и 2009 годах привел к тому, что в сентябре 2009 года средняя заработная плата учителей во многих регионах приблизилась к средней по экономике.1
Средняя заработная плата учителей на 1.10.2009 г. в 13 субъектах РФ была ниже средней заработной платы по региону менее чем на 10%. Это Ленинградская область, Красноярский край, Псковская область, Ивановская область, Саратовская область, Сахалинская область, Новгородская область, Брянская область, Кемеровская область, Калининградская область, Алтайский край, Белгородская область, Чувашская Республика.
В Республике Хакасия средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений города на эту дату превышала среднюю заработную плату по экономике региона.
В 2010 году разрыв между зарплатой учителей и средней зарплатой по экономике стал снова увеличиваться. На 1.10.2010 года в Новгородской области средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений выше средней заработной платы по экономике на 2% в течение всего рассматриваемого периода. Максимальное превышение средней заработной платы над средней заработной платой по экономике составляет 19% в городской местности Ростовской области.
Средняя заработная плата учителей ниже средней заработной платы по экономике региона на 10% в Белгородской области, в Алтайской крае, Кемеровской области, Мурманской области (село). В Новгородской области средняя заработная плата учителей сравнялась со средней заработной платой по экономике региона. По федеральным округам самое сильное отставание зарплаты учителей от средней по экономике региона в Центральном федеральном округе - менее половины. Самое меньшее - в Дальневосточном федеральном округе.
Средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений, расположенных в городской местности, выше средней заработной платы по экономике в среднем за 2009 год в 2-х регионах (в Белгородской области превышение составило 2% и в Новгородской области - 3%), для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, - в 1-м регионе (в Мурманской области превышение составило 2%).
По состоянию на 01.10.2010 г. в городской местности превышение средней заработной платы учителей над средней по экономике в 2 регионах (в Новгородской области на 2% и в Ростовской области - на 19%), в сельской местности - в 1 регионе (в Чукотском АО заработная плата учителей выше на 3%).
Сравнение средней заработной платы учителей и по экономике по федеральным округам представлено в таблице 3.
Самое сильное отставание зарплаты учителей от средней по экономике региона в Центральном федеральном округе - менее половины, самое меньшее - в Дальневосточном федеральном округе.
Выводы. В 2010 году разрыв между зарплатой учителей и средней зарплатой по экономике стал снова увеличиваться. На 1.10.2010 года из 83 субъектов РФ в Новгородской области средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений выше средней заработной платы по экономике на 2% в течение всего рассматриваемого периода. Максимальное превышение средней заработной платы над средней заработной платой по экономике составляет 19% в городской местности Ростовской области.
Средняя заработная плата учителей ниже средней заработной платы по экономике региона на 10% в Белгородской области, в Алтайской крае, Кемеровской области, Мурманской области (село). В Новгородской области средняя заработная плата учителей сравнялась со средней заработной платой по экономике региона.

4.4. Изменение заработной платы работников общеобразовательных учреждений городской и сельской местности по категориям персонала за исследуемый период
2010 год в области заработной платы учителей принес новую тенденцию: наряду с ростом заработной платы в ряде регионов зарплата стала снижаться.
Сравнение среднегодовой заработной платы учителей на 1.10.2010 г. со средней заработной платой за 2009 год показало по 56 регионам рост, по 14 регионам - снижение заработной платы. В 31 субъекте изменение заработной платы (как рост, так и падение) составило менее 500 руб.
Максимальный рост заработной платы учителей за этот период был достигнут в Ростовской области - 7706 руб., в Чукотском АО - 5247 руб., Камчатском крае - 4676 руб.
Городская местность
Максимальное увеличение заработной платы учителей за период с 2009 года по 1.10.2010 года произошло в Ростовской области и составило 75%, максимальное снижение произошло в Самарской области - 28%. Максимальное увеличение заработной платы административно-управленческого персонала за период с 2009 года по 1.10.2010 года произошло в Липецкой области и составило 32%, максимальное снижение произошло в Самарской области - 34%.
Заработная плата учителей снизилась в 28 субъектах РФ, что составляет 34% от общего числа регионов. Заработная плата административно-управленческого персонала снизилась в 36 субъектах РФ, что составляет 43% от общего числа регионов.
Сельская местность
Максимальное увеличение заработной платы учителей за период с 2009 года по 1.10.2010 года произошло в Республике Ингушетия и составило 40%, максимальное снижение произошло в Брянской области - 13%. Максимальное увеличение заработной платы административно-управленческого персонала за период с 2009 года по 1.10.2010 года произошло в Астраханской области и составило 62%, максимальное снижение произошло в Чукотском АО - 24%.
Заработная плата учителей снизилась в 20 субъектах РФ, что составляет 24% от общего числа регионов.
Заработная плата административно-управленческого персонала - в 24 субъектах РФ, что составляет 29% от общего числа регионов.
Несмотря на разнонаправленную динамику заработной платы, в целом рост заработной платы продолжился, причем по всем категориям персонала.
В то же время очевидно, что для части регионов все труднее выполнять взятые на себя при введении НСОТ обязательства.
В таблице 4 представлены показатели по коэффициенту роста заработной платы по категориям персонала в общеобразовательных учреждениях городской и сельской местности.
Выводы. В 2009 и 2010 году рост заработной платы учителей и других категорий персонала продолжился. В то же время 2010 год принес новую тенденцию: наряду с ростом заработной платы в ряде регионов зарплата стала снижаться.
Сравнение среднегодовой заработной платы учителей на 1.10.2010 г. со средней заработной платой за 2009 год показало по 56 регионам рост, по 14 регионам - снижение. В 31 субъекте изменение заработной платы (как рост, так и падение) составило менее 500 руб.
4.5. Превышение средней заработной платы административно-управленческого персонала над средней заработной платой учителей в общеобразовательных учреждениях городской и сельской местности
Согласно постановлению Правительства РФ от 5.08.2008 г. №583-ПП должностной оклад руководителей общеобразовательных учреждений может быть кратен заработной плате работников основного персонала (педагогического) учреждения до 5 раз, а должностные оклады заместителей и главного бухгалтера меньше должностного оклада руководителя на 10-30%. Соответственно заработная плата административно-управленческого персонала выше заработной платы учителей. Как правило, в сельских общеобразовательных учреждениях коэффициент кратности ниже, чем в городских общеобразовательных учреждениях, ввиду меньшей масштабности учреждений. Следовательно, ниже уровень дифференциации.
В городской местности минимальное превышение (в пределах 20%) средней заработной платы АУП над средней заработной платой учителей в Республике Башкортостан (5%), Ростовской области (8%) и Курской области (18%), в Чеченской Республике (9%) и в г. Санкт-Петербурге (16%). Максимальное превышение - в Удмуртской Республике (97%).
В сельской местности минимальное превышение (в пределах 20%) средней заработной платы АУП над средней заработной платой учителей в Томской области (на 1%), Белгородской области (на 9%), Курской области (на 10%), Ульяновской области (13%), Псковской области (17%), Брянской области (17%), Липецкой области (18%) и Сахалинской области (19%), в Республике Мордовия (2%), Республике Башкортостан (13%), Республике Татарстан (19%), Республике Коми (15%), Чеченской Республике (11%), ХМАО - Югре (18%), ЯНАО (19%). Максимальное превышение в Республике РСО - Алания - 105% и Астраханской области -149%.
На диаграмме 3 показано превышение средней заработной платы АУП над средней заработной платой учителей по федеральным округам в общеобразовательных учреждениях городской и сельской местности (на 1.10.2010 г.).
По некоторым субъектам РФ наблюдается значительный рост средней заработной платы АУП. Рост, который сильно превышает рост зарплаты учителей, не может приветствоваться (например, Омская, Орловская области, Республика Удмуртия).
Выводы. Заработная плата административно-управленческого персонала выше заработной платы учителей. Как правило, в сельских общеобразовательных учреждениях коэффициент кратности ниже, чем в городских. В городских учреждениях максимальное превышение в Удмуртской Республике (97%). В сельских максимальное превышение в Республике РСО - Алания - 105% и Астраханской области -149%.
Разрыв в заработной плате не связан с тем, насколько финансово достаточный регион, а связан с политикой, осуществляемой на территории субъекта.
5. Структура средней заработной платы учителей в общеобразовательных учреждениях, перешедших на НСОТ
В данном пункте анализа представлена структура средней заработной платы учителей в общеобразовательных учреждениях, перешедших на НСОТ.
С введением новой системы оплаты труда заработная плата учителей в зависимости от вводимой системы состоит их 3 или 4 частей. Для системы оплаты труда, основанной на базовой единице и профессионально-квалификационных группах, зарплата учителей состоит из 3 частей - оплата аудиторной занятости, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. Для системы оплаты труда, основанной на стоимости ученико-часа, зарплата состоит из 4 частей - оплата аудиторной занятости, оплата неаудиторной занятости, компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты.
В среднем за 2009 год в 31 регионе (что составляет 37%) заработная плата учителей состоит из 3 частей, по состоянию на 1.06.2010 г. - в 32 регионах (39%) и по состоянию на 1.10.2010 г. - в 33 регионах (40%).
В среднем за 2009 год в 11 регионах (13%) стимулирующая часть заработной платы составила 25% и выше: в Томской области, Тюменской области, Кемеровской области, Челябинской области и Кировской области, Республике Алтай, Республике Башкортостан, Республике Коми, Республике Марий Эл, Чукотском АО, Красноярском крае.
По состоянию на 1.06.2010 г. в 14 регионах (17%) стимулирующая часть заработной платы составила 25% и выше: в Томской области, Тюменской области, Кемеровской области, Челябинской области и Кировской области, Республике Алтай, Республике Башкортостан, Республике Коми, Республике Марий Эл, Чукотском АО, Красноярском крае, Ростовской области, Липецкой области и Костромской области.
По состоянию на 1.10.2010 г. в 15 регионах (18%) стимулирующая часть заработной платы составила 25% и выше: в Томской области, Тюменской области, Кемеровской области, Челябинской области и Кировской области, Республике Алтай, Республике Башкортостан, Республике Коми, Республике Марий Эл, Чукотском АО, Красноярском крае, Ростовской области, Липецкой области, Костромской области, Омской области.
Наблюдается рост в фонде оплаты труда как доли аудиторной занятости, так и стимулирующих выплат (10%), что можно рассматривать как положительные изменения.
Выводы. С начала 2009 года доля стимулирующих выплат выросла в среднем на 10%. По состоянию на 1.10.2010 г. в 15 регионах (18%) стимулирующая часть заработной платы составила 25% и выше. Наибольшая доля в ФОТ стимулирующей части заработной платы в Северо-Кавказском федеральном округе - 29,40%. Наименьшая доля стимулирующей части заработной платы в Дальневосточном федеральном округе - 14,73%.
6. Средняя заработная плата 10% самых низкооплачиваемых учителей и 10% самых высокооплачиваемых учителей
Одной из целей введения НСОТ было увеличение дифференциации в заработках учителей. В анализе присутствовал показатель, который позволяет оценить уровень дифференциации заработной платы внутри общеобразовательных учреждений, отношение средней заработной платы 10% самых высокооплачиваемых учителей и средней заработной платы 10% самых низкооплачиваемых учителей (децильный коэффициент).
Наибольшая дифференциация в среднем за 2009 год между 10% самых высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых учителей для городской местности в Новосибирской области (6,62 раза), для сельской местности - в Еврейской АО (5,27), наименьшая дифференциация для городской местности в Томской области (1,03), для сельской местности - в Новгородской области (1,11).
Наибольшая дифференциация по состоянию на 1.06.2010 года между 10% самых высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых учителей для городской местности в Новосибирской области (6,81 раза), для сельской местности - в Калининградской области (4,39), наименьшая дифференциация для городской местности в Томской области (1,02), для сельской местности - в Новгородской области (1,08).
Наибольшая дифференциация по состоянию на 1.10.2010 года2  между 10% самых высокооплачиваемых учителей и 10% самых низкооплачиваемых учителей для городской местности в Калининградской области (6,59), для сельской местности - в Еврейской АО (7,26), наименьшая дифференциация для городской местности в Томской области (1,10), для сельской местности - в Новгородской области (1,11).
Как видно из диаграмм в разрезе федеральных округов, наибольшая дифференциация в Северо-Кавказском федеральном округе, наименьшая дифференциация в среднем за 2009 год в Северо-Западном федеральном округе, на 1.06.2010 г. - в Центральном федеральном округе и на 1.10.2010 г. - в Приволжском федеральном округе.
Выводы. Наибольшая дифференциация по состоянию на 1.10.2010 года между 10% самых высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых учителей для городской местности сложилась в Калининградской области (6,59), для сельской местности - в Еврейской АО (7,26), наименьшая дифференциация для городской местности в Томской области (1,10), для сельской местности - в Новгородской области (1,11).
7. Средняя учебная (урочная) нагрузка 10% самых высокооплачиваемых учителей и 10% самых низкооплачиваемых учителей
Данный показатель показывает, как отличается средняя учебная (урочная) нагрузка 10% самых высокооплачиваемых учителей и 10% самых низкооплачиваемых учителей от средней нагрузки за ставку работы, равной 18 часам.
Анализ показал, что, как правило, средняя нагрузка самых высокооплачиваемых составляет 24-26 часов, то есть превышает норму процентов на 30-40. Нагрузка же низкооплачиваемых - 14-15 часов вместо 18 часов по норме на ставку. Например, в Калининградской области средняя нагрузка 10% самых высокооплачиваемых учителей - 25 часов, а низкооплачиваемых - 7 часов, в Ростовской области - 27 часов и 13 часов соответственно. То есть получается, что высокие заработки учителей все еще в большей степени связаны именно с их большой нагрузкой, превышающей норму.
Выводы: Анализ показал, что средняя нагрузка самых высокооплачиваемых составляет 24-26 часов, то есть превышает норму. Нагрузка же низкооплачиваемых - 14-15 часов вместо 18 часов по норме на ставку. То есть высокие заработки учителей все еще в большей степени связаны именно с их большой нагрузкой, превышающей норму.
Работа выполнена Центром универсальных программ

Полный текст аналитической справки с приложениями можно найти на сайте Общероссийского профсоюза образования www.ed-union.ru