ОТПУСК

Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 №724 (ред. от 16.07.2009) «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» не предусматривает предоставление удлиненного оплачиваемого отпуска лицам, работающим в должности «специалист по учебно-методической работе». Следовательно, при работе в указанной должности работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск нормальной продолжительности, составляющей 28 календарных дней.

Имеет ли право руководитель образовательного учреждения делить отпуск работника без его согласия на части? В графике отпусков, действующем в образовательном учреждении, работнику определен отпуск полной продолжительности в конкретный период времени.

Статья 125 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
Из содержания данной нормы Трудового кодекса Российской Федерации следует, что разделение отпуска на части возможно только по соглашению между работником и работодателем, а не работодателем в одностороннем порядке.

УЧЕБНЫЙ ОТПУСК

Можно ли перенести учебный отпуск работника для использования в другое время, если он совпал с началом основного ежегодного оплачиваемого отпуска?

Учебный отпуск является целевым и не может быть перенесен для использования в другое время. Поэтому, если начало основного ежегодного оплачиваемого отпуска совпало с учебным отпуском, то только ежегодный основной оплачиваемый отпуск по соглашению между работником и работодателем может быть перенесен на другое время.

ПЕНСИЯ

В Пенсионном фонде из моего специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, исключили период, когда я работала методистом гимназии и одновременно имела нагрузку 18 часов в неделю учителя иностранных языков. Правомерно ли это?

Статья 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что трудовая пенсия по старости независимо от возраста назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей (утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781), определяет, что работа в должности учителя в гимназии засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Однако при этом к учебной нагрузке предъявляются определенные требования.
Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Поскольку вы выполняли норму рабочего времени за ставку заработной платы (18 часов в неделю), условие, определенное постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, было соблюдено. Следовательно, отказ включить этот период в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, является необоснованным и может быть обжалован в суд.

При каком объеме учебной нагрузки время работы в должности учителя начальных классов общеобразовательной школы будет засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии?

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, в пункте 6 устанавливают, что работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка, включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

Каким образом может обеспечиваться режим 36-часовой рабочей недели для каждого воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе?

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. №69) в пункте 8.2 определяет, что в дошкольных образовательных учреждениях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 часов работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 часа работы), режим их рабочего времени определяется с учетом выполнения каждым воспитателем педагогической работы в течение 36 часов в неделю.
Режим 36-часовой рабочей недели для каждого воспитателя может обеспечиваться путем одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение 6 часов в неделю либо замены каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам, выполнения работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения и иными локальными актами.

Какова продолжительность работы накануне праздничных и выходных дней? Как может быть реализовано в данном случае право учителей на сокращение рабочего дня?

В статье 95 Трудового кодекса РФ определено, что продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.
Уроки в школе не могут быть сокращены. Одновременно следует учитывать нормы Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утв. приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 года №69), определяющие, что выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения преподавательской работы. Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
В пункте 2.3 Положения определено, что другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника, и включает:
выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий.
Учитывая изложенное, право педагогических работников на сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных выходных дней может быть реализовано, если в этот день не будут проводиться педагогические и методические советы, консультации, оздоровительные, воспитательные и другие общешкольные мероприятия.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Какие требования к уровню образования предъявляются к руководителям образовательных учреждений и их заместителям?

Квалификационные характеристики должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н, определяют, что к руководителям образовательных учреждений и их заместителям предъявляются требования о наличии высшего профессионального образования по направлениям подготовки «государственное и муниципальное управление», «менеджмент», «управление персоналом» и стажа работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшего профессионального образования и дополнительной профессиональной подготовки в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стажа работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Входит ли в обязанности учителя заполнение электронного журнала?

Квалификационные характеристики должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н, определяют перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему соответствующую должность (конкретизированы в разделе «Должностные обязанности» каждой квалификационной характеристики).
Должностные обязанности учителя содержат функции, связанные с использованием разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Следовательно, обязанности учителя могут предусматривать заполнение электронного журнала.

Сергей ХМЕЛЬКОВ, заместитель заведующего правовым отделом аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ