Министр Андрей Фурсенко отметил, что начиная с 2009 года разрыв между оплатой труда в бюджетной сфере и в экономике снова стал увеличиваться. «Рост заработной платы чиновников почему-то соразмерен росту зарплат в экономике, а у педагогов ситуация другая, хотя источник финансирования один», - недоумевал на совещании министр. Владимир Путин поручил Министерству образования и науки РФ проработать его инициативу по поводу повышения зарплаты учителей, которая была высказана 4 апреля на заседании правительства. Андрей Фурсенко попросил участников встречи в трехдневный срок представить свои дополнения и исправления к проекту, который был роздан на совещании. «Думаю, что каждый из присутствующих здесь министров неоднократно думал, что бы он сделал, если бы можно было получить дополнительные средства. Теперь от нас зависит, что получат наши учителя, наше образование. Но времени у нас очень мало. Задача поставлена: с первого сентября фонды оплаты труда должны быть увеличены. Хочу подчеркнуть, что мы, поддержав инициативу премьера, должны создать структуру, которая будет дальше эффективно работать без участия федеральных органов, как это было при реализации национального проекта «Образование». Очень важно, чтобы профсоюз взял под контроль реализацию этой инициативы на всех этапах».
Член Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям Николай Булаев сообщил, что руководство партии «Единая Россия» поручило ему координировать этот проект в регионах. По объему финансирования даже нацпроект «Образование» недотягивает до тех расходов, которые федеральный центр берет на себя в рамках новой инициативы. Регионы получат 20 миллиардов рублей в этом году, 60 миллиардов в следующем и еще 40 миллиардов в 2013-м. Итого за два учебных года - 120 миллиардов рублей.
Цель проекта - повышение зарплаты учителей не менее чем на 30 процентов, а в дальнейшем - доведение ее до средней заработной платы в экономике каждого региона. Но конкретно на повышение учительских зарплат деньги должны выделить сами субъекты РФ. А федеральный центр дает средства на модернизацию системы образования и на подготовку школ для работы по новым стандартам. «Таким образом, мы решаем три важнейшие проблемы: создаем иное инновационное поле для учителей, иные условия для их работы, иное качество учебного процесса. И в итоге повышаем качество подготовки ученика, - подчеркнул Николай Иванович. - Фракции «Единой России» в законодательных собраниях регионов должны очень внимательно посмотреть, что нужно сделать с региональными бюджетами, какие поправки необходимо внести».
Заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова отметила, что успех проекта будет зависеть от того, как сработает вся команда, участвующая в его реализации, - не только министры, главы департаментов образования и финансов, вице-губернаторы, но и профсоюзные лидеры.
«Мы, безусловно, отдаем должное тому решению, которое принято премьер-министром. Вряд ли в этой аудитории нужно говорить о тех шагах, которые профсоюз все предшествующие годы предпринимал в интересах учителей, - продолжила обсуждение председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова. - И теперь мы видим, что правительство предпринимает шаг для повышения статуса учителя в обществе и его материального статуса. В этом шаге есть некоторый политический оттенок, но не это главное. Учитывая, что мы реализуем инициативу «Наша новая школа» и вся основная ответственность за нее ложится на плечи учителя, я думаю, общество должно понять, почему предпринимаются такие шаги.
В плане повышения зарплаты мне хотелось бы сделать некоторые акценты: профсоюз давно настаивает, чтобы правительство установило базовые ставки и оклады как государственные гарантии. И мы достигли определенной договоренности о том, что в 2013 году этот вопрос будет рассматриваться. Поэтому при увеличении заработной платы учителей в регионах нужно ориентироваться в первую очередь на повышение базовых ставок и окладов. Мы понимаем, что без дополнительных и весомых средств из федерального бюджета вряд ли субъекты РФ смогли бы за короткие сроки решить и задачу повышения заработной платы, и укрепления материально-технической базы, и повышения квалификации учителей. Когда утверждаются новые стандарты, предъявляются все новые требования к учителю, интенсифицировать этот процесс просто необходимо. Мы провели предварительные расчеты, чтобы понять, хватит ли выделяемых средств, чтобы повысить заработные платы на 30 процентов да конца года. Мы полагаем, что в некоторых регионах будет некоторый резерв, который можно направить на повышение зарплаты работникам дошкольных учреждений и других категорий работников, которые находятся в ведении субъектов и муниципалитетов».
Галина Ивановна напомнила слова Владимира Путина, который выразил надежду, что благодаря таким совместным проектам в стране будет создано единое общеобразовательное пространство. И подчеркнула, что на профсоюз образования возложена колоссальная ответственность за реализацию этой инициативы: «Пусть не получилось сделать это в Год учителя, но сегодня учитель должен понимать, что власть осознает его необычайно важную миссию и делает многое, чтобы повысить статус учителя в обществе».
Заместитель министра образования и науки РФ Максим Дулинов провел параллели между новым проектом и предыдущими: «В образовательной политике, и в частности в общем образовании, основным документом является национальная инициатива «Наша новая школа». Схема софинансирования национального проекта «Образование» и КПМО оправдана, отработана. В рамках КПМО из федерального бюджета было выделено 13 миллиардов рублей субсидий, в три раза больше вложили субъекты Российской Федерации. То, что мы сейчас будем реализовывать по поручению правительства, не отменяет нашу работу по другим проектам. Все начатые до этого проекты должны выполняться, чтобы мы в целом достигли задач, заложенных в инициативе «Наша новая школа».
Если комплексно подойти к модернизации общего образования, то ключевым направлением является федеральный государственный образовательный стандарт. Все стратегические ориентиры «Нашей новой школы» решают следующие задачи: техническое обеспечение введения стандарта, учебно-методическое и информационное обеспечение стандарта, создание ресурсных центров, филиальной сети и финансово-экономическое обеспечение. То есть это те задачи, решение которых позволит нам ввести новые стандарты, достичь целей нашего основного стратегического документа «Наша новая школа». Есть регионы - лидеры по данному направлению, которые обеспечили уже достаточно высокий процент учащихся, пользующихся новым оборудованием в рамках апробации стандартов в начальной школе. К ним есть смысл обратиться за организационными схемами. Это Ивановская область, Еврейская автономная область, Тюменская область, республики Адыгея, Бурятия.
Основной вопрос - это, конечно, развитие кадрового потенциала системы общего образования. Здесь мы будем ориентироваться на те регионы, которые уже внедряют новые модели аттестации, - Псковскую, Ярославскую области, на те регионы, которые активно ведут подготовку и переподготовку учителей начальной школы, которые будут работать по новым стандартам. Необходимо привлечение профсоюзных организаций, общественных экспертов к проведению аттестации учителей. И в долгосрочной перспективе мы должны понимать, что без активного участия профсоюза наша работа по аттестации часто превращается в формальность».
Непосредственно проектом в Министерстве образования и науки РФ занялся Департамент регионального развития. Исполняющий обязанности директора департамента Сергей Кравцов пояснил организационную схему проекта и озвучил те направления, на которые можно будет тратить федеральные деньги: «Организационная модель нового проекта, его реализация - это модель КПМО с соблюдением главного принципа: средства в обмен на обязательства. Планируется закрепить следующие обязательства регионов: в первую очередь это повышение заработной платы, обеспечение современных условий образовательного процесса, использование электронных образовательных ресурсов, проведение аттестации учителей в соответствии с новыми требованиями, увеличение числа педагогов моложе 29 лет, улучшение пенсионного обеспечения учителей. Возможно, по итогам обсуждения в течение трех дней будут предложены еще некоторые показатели, которые мы также будем использовать.
Приказом министерства утвержден сетевой график реализации проекта на все три года. С 11 апреля начнет работать консультационная линия поддержки субъектов Российской Федерации со специальным электронным адресом. Также предполагается создание координационного совета, рабочей группы, выделение специального раздела на сайте министерства.
Федеральный бюджет с учетом новой образовательной инициативы будет скорректирован к началу июня, и очень важно, чтобы корректировка нормативной базы регионального уровня завершилась в конце июня этого года. До 1 августа мы должны заключить соглашения со всеми субъектами РФ и в начале августа завершить перечисление средств. В этом году средства будут перечислены одним траншем. В августе планируется провести всероссийское совещание по готовности к исполнению принятых обязательств. Уже с 1 мая начнется мониторинг проекта по следующим направлениям: разработка нормативно-правовых актов субъектов РФ, заключение соглашений, внедрение финансовых средств, достижение целевых показателей в ходе реализации проекта, динамика роста заработной платы в сфере образования. И ежеквартально - мониторинг эффективности проекта в целом. После того как мы заключим с регионами соглашение, в течение месяца мы попросим от них план действий по реализации данного соглашения. И в конце года посмотрим на эффективность выполнения этого плана, от этого будет зависеть дальнейшее финансирование проекта, выделение субсидий субъектам РФ».
Разрешенные направления расходов таковы: приобретение оборудования для школ, развитие школьной инфраструктуры, переподготовка и повышение квалификации директоров и педагогов общеобразовательных учреждений, введение новых федеральных образовательных стандартов, реализация 83-го закона, модернизация базовых школ, приобретение транспортных средств для перевозки учеников. Не финансируются из субсидий строительство, реконструкция зданий, капитальный ремонт.
Сергей Сергеевич попросил участников совещания к 15 апреля направить свои предложения по проекту, чтобы их можно было обобщить, систематизировать и начать подготовку соответствующего постановления Правительства РФ, распоряжений и приказов Минобрнауки.
Представители двух регионов ознакомили собравшихся с опытом повышения эффективности расходов в сфере общего образования. Заместитель губернатора Кемеровской области Елена Руднева рассказала о том, что за последние пять лет в регионе изменилась структура школьной сети: общее количество школ уменьшилось на 259, численность работников сократилась на 18 тысяч человек, это 44 процента. Из областного бюджета выделялись средства работникам, которые лишались работы, и ученикам, которые переходили из маленьких сельских школ в крупные. За четыре года на эти цели было направлено более полумиллиарда рублей.
Высвободившиеся средства от оптимизации сети остаются в отрасли. Они были направлены в ресурсные центры и на укрепление материально-технической базы других школ, благодаря чему удельный вес нового оборудования в школах к концу 2010 года составил 70 процентов. В результате оптимизации объем неэффективных расходов в сфере образования сокращен в 30 раз. За счет высвобождаемых средств создан региональный фонд стимулирования школ, обеспечивающих высокий уровень образовательных услуг.
Самая низкая заработная плата в отрасли - это зарплата дошкольников, в Кемеровской области ее средний размер - 8400 рублей. При этом именно услуги дошкольного образования являются самыми востребованными. Елена Леонидовна выразила надежду на то, что повышение зарплат работникам дошкольных учреждений станет следующим совместным проектом федеральных и региональных властей.
«Для дотационных регионов новая образовательная инициатива - это единственный способ решения тех задач, которые сегодня стоят перед всеми нами, - отметила заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова. - Псковская область участвовала в Комплексном проекте модернизации образования. В 2006 году у нас стартовали первые эксперименты по введению нормативно-подушевого финансирования, и сегодня все школы финансируются на этой основе. Этот процесс уже позволил увеличить расходы на ученика на селе в три раза, в городе - в два. Увеличение бюджетных расходов при уменьшении числа учеников (за последнее десятилетие их количество в области сократилось примерно на сорок процентов) позволяет добиться того, что сегодня мы реально говорим о новом качественном уровне подготовки школьников. Эта работа позволила нам направить имеющиеся средства на улучшение школьной инфраструктуры: развитие базовых школ, укрепление предшкольных интернатов. Каждая базовая школа имеет два-три филиала на территории региона. Наличие компьютеров и Интернета позволяет организовать дистанционное обучение не только для детей-инвалидов, но и для малочисленных школ, которые сегодня не могут быть обеспечены квалифицированными кадрами и современной учебно-лабораторной базой. С 2007 года мы вместе с профсоюзными организациями тщательным образом разрабатывали методологию НСОТ. Благодаря этому уровень средней зарплаты учителей к 2010 году вышел на уровень средней зарплаты в экономике региона и в два раза превысил показатель 2006 года. Учителя у нас в среднем получают 15 тысяч рублей, в то время как средняя в регионе зарплата - 14,2 тысячи рублей».
В заключение совещания Андрей Фурсенко ответил на вопросы собравшихся. В основном они касались сетевого графика, времени заключения соглашений с регионами и принципа распределения средств между субъектами РФ.
«Идея такая, - пояснил министр, - заключение соглашений будет проведено в июне - июле, а перечисление субсидий в субъекты - в июле - начале августа. Задача в том, чтобы к началу августа деньги были на ваших счетах. Деньги в регионы перечисляются с учетом количества школьников, с учетом дополнительного финансирования тех ребят, которые живут в сельской местности (для них оно удвоено), и с учетом бюджетной обеспеченности региона. Дальше - дело региона решать, как использовать эту субсидию. Хочу еще раз сказать по поводу графика: мы обеспечим принятие постановления правительства о выделении денег до 1 августа. Будет очень обидно, если деньги будут лежать на счетах в регионах, а соглашения мы еще не заключим».
Многих волновали вопросы: можно ли регионам одновременно повышать зарплату работникам дошкольного образования? И коснется ли увеличение доходов воспитателей, педагогов, работающих в дошкольных группах при школах?
«Не только можно, но и нужно повышать зарплаты дошкольникам, - сказал министр, - просто для этого регион должен найти деньги, и мы будем двумя руками поддерживать эти шаги. Но в первую очередь планируется повышение зарплат педагогам-предметникам: учителям математики, физики, химии. По ним в первую очередь мы будем отслеживать 30-процентное повышение. Если при этом денег хватает на остальных - пожалуйста».
Участники встречи интересовались, почему нельзя использовать федеральные средства на ремонт школ. Андрей Фурсенко пояснил: «Сейчас мы выступаем против того, чтобы предоставить всем регионам возможность вложения денег в капитальный ремонт и строительство, потому что все деньги туда и уйдут. Тогда мы забудем про оборудование, про модернизацию, про повышение квалификации, и никакой контроль не позволит нам этого избежать. Мы ставим перед собой задачу максимум денег вложить в учебный процесс. Появился шанс с помощью этих финансовых вливаний помочь нашей школе стать действительно новой. Как я убедился, губернаторы это понимают. В этом вопросе мы имеем полную поддержку и со стороны профсоюзов».
Галина Меркулова пояснила ситуацию с повышением зарплат, а также призвала думать о пенсионном обеспечении педагогов: «Индексация на 6,5 процента произойдет с 1 июня для всех работников образования, а с 1 сентября увеличение до 30 процентов коснется учителей. Если остается резерв и появляется возможность повысить заработную плату другим работникам, в частности дошкольного образования, думаю, в эту категорию должны попасть в первую очередь педагоги предшкольных учреждений, которые перешли в ведение субъектов Федерации. Но этот вопрос вы будете решать сами.
Сегодня формируется пенсионное законодательство. В этих условиях мы должны помогать учителям любого возраста и приводить их к пониманию того, что рассчитывать только на пенсию от государства уже не представляется возможным. Мы и молодое поколение должны готовить к тому, что думать о своей пенсии нужно с первого дня своей работы. Сегодня одним из индикаторов, на который федеральная власть готова выделять деньги, будет включение дополнительных мер при уходе на пенсию и заключение соглашений для повышения уровня просвещения работников образования в области пенсионного обеспечения. У нас есть фонд «Образование и наука», заключаются соглашения с министрами, руководителями департаментов образования субъектов РФ и лидерами организаций нашего профсоюза об обеспечении методической, организационной работы. Такие соглашения заключены в Чувашии, Красноярском, Краснодарском краях. Эту работу мы будем продолжать».
После совещания я поинтересовалась у профсоюзных лидеров из регионов, каковы их впечатления от встречи.
Председатель Пермского крайкома профсоюза Зоя Галайда: «Общее впечатление, безусловно, положительное, потому что мы этого добивались, проводили совместные действия, доказывали необходимость таких решений. Но проблема оплаты труда есть не только у учителей. Как быть с работниками дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования? Видимо, все это придется осмыслять на региональном уровне, обсуждать с представителями законодательной и исполнительной власти, чтобы не порождать социальную напряженность. Мы, конечно, понимаем, что у этого проекта есть политический окрас. Пусть так, но главное, чтобы задачи образования решались. К тому же очень хотелось бы четкости и ясности, чтобы не возникало никаких манипуляций в связи со сложностями в региональных бюджетах.
У нас в территориях края разная зарплата в экономике. Есть сельские территории, где низкая зарплата, есть Пермь, где зарплата высокая. Важно, чтобы мы не устроили разнобоя и разночтения в нашем педагогическом сообществе. Думаю, в Пермском крае будет использован механизм повышения норматива финансирования на одного ученика. То есть учреждение получит больше денег, и в самом учреждении будет решаться вопрос повышения зарплаты учителям. Это поле деятельности для профсоюзных организаций. Думаю, что одинаковым для всех учителей повышение не будет. Действительно, необходимы единые гарантированные базовые ставки и оклады, тогда было бы понятно, что индексировать».
Председатель Татарского рескома профсоюза Юрий Прохоров: «Как было озвучено, инициатива премьер-министра направлена на повышение заработной платы учителей. Но получается, что федеральный центр будет финансировать затраты на оборудование учреждений, аттестацию педагогов и так далее, а то, что планировалось затратить на эти цели в регионе, направят на повышение зарплаты. Но, зная Бюджетный кодекс, могу сказать, что это сложновато будет сделать. Настораживает какая-то обходная модель, сложность построения конструкций финансирования. Не проще ли было просто повысить зарплату на 30 процентов? Ведь если регион не запланировал выделить средства на оборудование, модернизацию и так далее, тогда нечего будет и выделять на зарплату. В принципе мы на этот вопрос не получили ответа.
Татарстану на последние четыре месяца этого года будет выделено 416 миллионов рублей. Если разделить их на 36 тысяч учителей региона, прибавка к зарплате составит даже больше, чем 30 процентов. Я уже сейчас продумываю, как мы будем использовать высвободившиеся деньги: больше тратить на базовую часть или на стимулирующую? Базовая часть у педагога с высшим образованием у нас составляет 6495 рублей, мы можем повысить эту составляющую, а от нее в соответствии с коэффициентами повысятся и другие выплаты. Кроме того, планируем направить часть денег в стимулирующие фонды. Они у нас в республике сегодня составляют 17 процентов, этого недостаточно. Если мы увеличим стимулирующую часть хотя бы до 30 процентов, тогда появится возможность действительно поощрять хорошо работающих учителей».
Хочется верить, что накануне выборов российскому образованию выпал счастливый билет, и под контролем профсоюзных организаций он принесет ощутимую пользу нашему учительству и школе в целом.