Администрация и Управление образования Волгодонска сделали все, чтобы гости - а их было около трехсот человек - чувствовали себя как дома, создали для всех конкурсантов идеальные условия, и не только с точки зрения комфорта. Участникам была предоставлена вся необходимая аппаратура и оргтехника - все флешки открылись, все доски и проекторы сработали вовремя и безотказно - превосходную организацию профессионального конкурса отмечали абсолютно все. Поэтому творческую и праздничную атмосферу ничто не испортило. Задача экспертов предметных комиссий и так называемого большого жюри была не из легких: выбрать из такого количества блистательных профессионалов наиболее достойного очень сложно. Победителей определяла специальная компьютерная программа, учитывающая баллы, поставленные всеми членами жюри в процессе многочисленных испытаний. Объективно без помощи техники это было практически невозможно (что очень напоминало спортивные соревнования по индивидуальным видам спорта).

К особенностям ростовского «Учителя года» можно отнести и то, что в своей структуре он почти полностью повторяет всероссийский конкурс, а именно: все три тура традиционно проводятся очно и открыто, гости и участники имеют возможность общаться друг с другом и оценивать мастерство коллег не только на финальных испытаниях, но на протяжении всех конкурсных мероприятий. А их бывает несколько. Вначале все участники должны были выступить с самопрезентацией «Мой профессиональный выбор», затем дать открытый урок (для этого были подготовлены лицей №11 и школа №13 Волгодонска), а воспитатели - провести занятие в детском саду. На следующий день участники выступали на семинаре «Мой предмет в системе школьного образования» - здесь от конкурсантов требовался дар импровизаторов. Семинар проводился по группам (предметники гуманитарного, естественно-научного цикла, преподаватели эстетических дисциплин и физкультуры). Были свои семинары у дебютантов, воспитателей и психологов. Их испытания подходили к концу. Поэтому победители в трех номинациях определились уже к началу третьего дня. Но для того чтобы сохранить интригу, имена призеров держали в тайне до последнего.
Для конкурсантов-учителей все только начиналось. Именно по итогам первых дней состязаний были определены пятнадцать кандидатов, которые продолжили борьбу во втором туре. Для многих участников он стал наиболее трудным этапом. В проведении мастер-классов проявились не только их профессиональные навыки и степень владения методическими приемами и интерактивными технологиями, но и сила личности, способность управлять своими эмоциями. Не все справились с волнением, поэтому представить свои профессиональные наработки в полном объеме удалось не каждому. Лучше других во втором туре смотрелись участники, прошедшие подготовку на семинарах областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, посвященных технологии проведения мастер-классов. Мелкие организационные и технические недоработки не дали некоторым первоклассным педагогам продолжить борьбу, сошедшие с дистанции были очевидно расстроены. Больше всего досадовали, разумеется, на себя, ведь все могло бы сложиться в их пользу, если бы они заранее проконсультировались со специалистами.
По итогам второго тура была определена четверка, которой предстояло пройти заключительное испытание - выступить на «круглом столе» образовательных политиков на тему «Какой быть современной школе?». «Круглый стол» проходил в огромном зале официальных приемов информационного центра имени Курчатова завода «Атоммаш» в самой серьезной атмосфере. Борьба все больше накалялась. Нервничали не только четверо претендентов на первое место, но и члены жюри, и остальные участники, поскольку за время соревнований у каждого сложились определенные симпатии, каждый внутренне переживал за «своего». Волнение передавалось даже гостям. Все понимали, что именно здесь и сейчас решится судьба главного приза. В этом году впервые за всю историю ростовских областных конкурсов победителю вручалась сумма, на которую он смог бы купить новый хороший автомобиль, - ни много ни мало 280 тысяч. Лауреаты получали лишь по 20 тысяч - сумму, несопоставимую с главным призом. А так как победителя от побежденного могли отделять лишь сотые доли баллов, то напряжение участников и зрителей вполне соответствовало олимпийскому. На карту было поставлено слишком многое. Возможно, для кого-то на первом месте были моральный стимул и возможность представлять Ростовскую область на первенстве России.
Опрос общественного мнения, который мы провели сразу по окончании дебатов, показал, что симпатии большей части публики завоевала Марина Николаевна Пурикова, учитель географии каменско-шахтинской школы №10. Все ее высказывания, оценки и предложения были подкреплены собственным опытом и практическими примерами (много лет она ведет геологический кружок, возит детей по экспедициям, ее ученики - постоянные участники и призеры олимпиад по геологии). Поэтому все ее предложения отличались глубиной и продуманностью. Хорошо показала себя на дебатах и победитель в номинации «Педагогический дебют» Татьяна Слепцова, 22-летняя преподаватель экономики Ростовского городского экономического лицея. Она выступала легко и непринужденно, ведь ей уже не нужно было утверждать свое первенство. Неплохо смотрелись и остальные участники.
После жаркого обсуждения, которое проходило при закрытых дверях, жюри вынесло свой вердикт. Имя абсолютного победителя было оглашено лишь на торжественной церемонии закрытия. Лучшим учителем Дона 2011 года была названа Лариса Николаевна Тутова, учитель истории и обществознания песчанокопской школы №1, носящей имя бывшего директора - почетного работника образования Г. Алисова. Лариса Николаевна считает, что именно благодаря ему и маме (Учителю с большой буквы) она стала творческим и ищущим педагогом. Впереди у Ларисы Николаевны подготовка к всероссийскому конкурсу, поэтому облегченно вздохнуть в отличие от остальных участников ей придется еще не скоро. На церемонии награждения победительница не смогла сдержать слез - волнение последних дней дало о себе знать.
Лауреаты конкурса - Марина Николаевна Пурикова, Юлия Вячеславовна Арсеньева (гимназия №1 г. Шахты), Ольга Николаевна Наливайченко (кулешовская школа №17 Азовского района), лучший воспитатель года Елена Штоколова (детский сад «Тополек» г. Волгодонска) и лучший педагог-психолог Роман Гриценко (областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции) получили кроме 20 тысяч рублей подарки от профсоюзов (путевки выходного дня в санатории Черноморского побережья), видеокамеры, оргтехнику, ноутбуки, карты памяти, книги и другие ценные подарки от депутатов Законодательного собрания и представителей бизнеса - спонсоров конкурса. Были отмечены также самый зрелый и самая молодая из участников.
Детское независимое жюри назвало имена самых лучших педагогов с точки зрения учеников. Первое место в их рейтинге занял учитель истории и обществознания жуковской школы №5 Дубовского района Александр Иванович Каряга. На втором месте - Лилит Ваграмовна Манукян, учитель английского языка школы №1 города Азова. Их уроки показались самыми интересными, а стиль ведения - наиболее приемлемым.
Диплом «Учительской газеты» за талант, поиск и блестящие результаты профессиональной деятельности был торжественно вручен Марине Николаевне Пуриковой, которой немного не хватило до победы. Она призналась, что эта награда для нее дороже многих других. Призовую подписку на нашу газету получила Наталия Ивановна Шубаева, учитель информатики гимназии №1 села Ремонтного. Она не вошла в число лауреатов, но ее мастер-класс и открытый урок были признаны одними из наиболее интересных. Они были посвящены тому, как создать и, главное, вести свой блог, как он может помочь учителю в его работе, какие новые возможности открывает. Воспользовавшись предложенным ею алгоритмом, группа поддержки смогла за несколько минут сконструировать макет блога Робинзона Крузо, а зрители получили конкретные рекомендации.
Наталия Ивановна работает в школе 10 лет после окончания физфака Калмыкского государственного университета. Несмотря на молодость, уже возглавляет лабораторию внеурочной деятельности. В этом году она стала лучшей среди 16 учителей своего района. В немалой степени победе способствовало то, что в ее гимназии учиться и совершенствоваться не перестает ни один учитель, поэтому, как правило, именно гимназические учителя из года в год становятся призерами районных конкурсов. Гимназия является ресурсным центром и опытной площадкой по освоению новых методик. Наталия Ивановна выросла в семье педагога, ее три старшие сестры тоже работают в школе. Вообще же педагогами являются семеро из династии Козкиных, поэтому «Учительская газета» для этой семьи будет весьма кстати.

Волгодонск, Ростовская область