​За

Елена НИЗИЕНКО, директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ: Торопиться не будем

Один из самых распространенных вопросов: а где в проекте стандарта содержание? Содержание - в примерной образовательной программе, в образовательной программе образовательного учреждения, которая разрабатывается на основе стандарта и примерной программы. Вот там, собственно, и закладывается содержание.
График внедрения стандарта предусматривает постепенный переход к новым стандартам, который позволяет и учителей, и управленческие школьные команды подготовить к формированию образовательной программы школы, разработать учебники.
Общественное обсуждение, которое развернулось в рамках обсуждения стандартов старшей школы, - это, конечно, очень хорошо. Но и мы, и группа мониторинга, и разработчики очень хотели бы получать больше конструктивных предложений по корректировке того проекта, который предложен разработчиками, очень мало предложений поступает по структуре основной образовательной программы. А это тоже очень важный момент, ведь школы начнут разрабатывать свои программы на основе этой. Очень мало предложений, к сожалению, поступает в части личностных и метапредметных результатов, больше все-таки к предметным результатам апеллируют те, кто дает свои предложения.

Максим ДУЛИНОВ, заместитель министра образования и науки РФ: Основной постулат - бесплатность

В стандарте мне кажется важной бесплатность образования. Это основной постулат - все механизмы, все необходимые инструменты в стандарте заложены для того, чтобы у нас образование старшей школы оставалось бесплатным. Государство никогда не снимало и не снимет с себя конституционную обязанность обеспечить получение бесплатного образования.
Самое главное, что в этом проекте стандарта прописаны условия его реализации и обязанность всех органов власти обеспечить эти условия и право выбора предметов для каждого школьника. Это касается даже не материально-технических условий (что проще всего создается), а подготовки учителей к работе в условиях нового стандарта, к его реализации.
Мы все должны понимать, что выстраивание образовательной системы на территории муниципального образования, на территории субъекта Российской Федерации, выстраивание межмуниципальных связей, межшкольных связей достаточно индивидуальная работа, которая в каждом субъекте должна быть проведена даже на уровне каждого муниципалитета. Мы должны понимать, как нам дальше выстраивать стратегию создания условий в школах для введения этих стандартов, но здесь не может быть универсальных рецептов, хотя могут быть предложены наборы некоторых универсальных механизмов, которые позволят решить эти задачи.

Григорий БАЛЫХИН, председатель Комитета Государственной Думы по образованию: Нужны дополнительные финансовые вложения

Тема стандартов старшей школы архиактуальна, обсуждение проекта стандарта среднего (полного) общего образования вызвало большой общественный резонанс. Мы одобряем проект стандарта, но нас волнует отсутствие в нем достаточного финансово-экономического обоснования. Поскольку мы переходим на новую модель старшей школы, когда идут предметы по выбору, будут нужны дополнительные финансовые вложения. Это пока сейчас, с нашей точки зрения, еще не достаточно проработано. Сегодня важен вопрос: какие требования должны предъявляться к учителю? В проекте стандарта это недостаточно отражено, а новый стандарт потребует улучшения качества преподавания, повышения квалификации наших учителей, поэтому в стандарте должны быть заложены требования к учителю, который будет реализовывать этот стандарт, те основные образовательные программы, которые будут разработаны на основе этого нового стандарта по новым требованиям и новым подходам.

Александр КОНДАКОВ, член-корреспондент Российской академии образования: Главное - индивидуализировать процесс обучения

За длительный период была сформирована идеологическая основа построения стандарта, обеспечивающего формирование усилиями системы школьного образования гражданского общества, сформулированы требования к содержанию среднего полного общего образования. Это работа Института философии Российской академии наук и Института этнологии и антропологии Российской академии наук.
Обсуждение стандарта шло в самых широких кругах общественности, вплоть до того, что была создана специальная межконфессиональная рабочая группа из верхних иерархов всех крупнейших конфессий России, которые согласовали все ключевые позиции стандарта. Понятно, что мы основывались на том, что стандарт должен обеспечить построение инновационной экономики в стране, основываться на современных технологических достижениях информационной революции и научно-технического прогресса. Поэтому в данном случае основная цель российского образования, которая была заложена как техническое задание на разработку стандарта, - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Это принципиальное отличие от обязательного минимума содержания образования 1998 года и стандарта 2004-го.
Стандарт не вводится завтра, и, безусловно, необходимы апробация, экспериментальная отработка и, самое главное, создание всех материалов, необходимых для обеспечения введения стандарта. Группа разработчиков сделала весь комплект документов, обеспечивающих введение стандарта в начальную школу. Я надеюсь, что к концу следующего года мы сможем подготовить то же самое и для основной школы и через 2 года обеспечим подготовку всех необходимых материалов для введения ФГОС. Поэтому очень многие вопросы, которые звучат, абсолютно справедливы, но надо создать базовый документ.
Минобрнауки РФ рекомендовал примерную основную образовательную программу. Одна - в начальной школе, две - по основной школе. Мы обобщаем опыт регионов, и сразу же могу сказать, сейчас будем готовить сборник по введению. Есть модели введения основной образовательной программы опыта регионов. Я позволю себе напомнить, что в соответствии с новой редакцией статьи 7 Закона «Об образовании» основная образовательная программа разрабатывается и утверждается самим образовательным учреждением. Естественно, что в соответствии с законом разрабатывается примерная основная образовательная программа, которая может быть взята в качестве модели для образовательных учреждений.
Мы представили группе мониторинга новый текст по формированию учебного плана старшей ступени общего образования, подготовили варианты примерных планов на самых различных профилях. Хочу сказать, что тревоги педагогической общественности связаны не только с финансированием. Нам говорят: «А если дети не выбрали географию, что, географа увольнять?» Да нет, потому что и сегодня у нас школы работают по профилям обучения с заданным набором предметов. Это заложено в стандарт, проект стандарта старшей ступени. Самое главное, конечно, что мы позволяем сегодня индивидуализировать процесс обучения.
Я хочу сказать большое спасибо всем коллегам, которые принимали участие в общественном обсуждении. Сейчас оно сместилось в зону конструктивного диалога. Представители лаборатории Касперского предложили ввести в курс ОБЖ вопросы, связанные с информационной безопасностью. Из Санкт-Петербурга мы получили новые требования к предметным результатам по экономике, отправили их в Высшую школу экономики. Александр Чубарьян от Института всеобщей истории РАН прислал предложения по требованиям к предметным результатам курса «Россия в мире». Представители Татарстана попросили ввести предмет «Технология» для тех ребят, которые продолжат обучение.
Мы внесли огромное количество правок. Это абсолютно справедливо, я попросил Григория Балыхина обратиться к министру образования и науки РФ с просьбой продлить обсуждение стандарта, так как это сложный документ. Идет конструктивный диалог, я надеюсь, что мы, разработчики, чувствуя свою ответственность, сможем представить в доработанном виде более приемлемый и для системы, и для общества вариант. Удовлетворить всех нельзя, такого не бывает, это естественно, но нужно достигнуть максимально возможного компромисса по тем вопросам, которые вызывают озабоченность.

Против

Вадим ЗАЙЦЕВ, директор лицея №6 Тамбова: Без репетиторов не обойтись?


Существующая нормативная база не позволяет реализовать реально систему профильного обучения. Попытка вместить в 36 часов учебного плана все предметы приводит к увеличению количества учащихся, вынужденных прибегать к услугам репетиторов. В результате смысл профильной старшей школы теряется. На мой взгляд, предложенный вариант стандарта общего образования не позволяет создать условия для полноценного обучения по выбранному профилю. Вместе с тем в девятом классе в 16 лет ребенок еще не может точно определить свою будущую профессию.
Система должна дать общее, всестороннее образование. Как же могут математик, физик, химик не изучать великие творения русской литературы или не знать историю страны? Идеализируя в силу разных причин существующую и существовавшую систему образования, мы не обращаем внимания на то, что современные дети, да и родители, стали более прагматичными. Мы стремимся не замечать, что репетиторство прочно вошло в нашу жизнь и существует параллельно образовательной системе. Вопрос о правильности выбора ребенком своего будущего в 16 лет риторический. В советское время в 16 лет дети уже становились студентами и поступали в высшие учебные заведения.
На мой взгляд, физкультура и ОБЖ для современного человека независимо от профиля обучения жизненно важны. А вот что касается предмета «Россия в мире», то его обсуждение или осуждение можно осуществить только после появления учебно-методического комплекса по этому предмету.
Основной вопрос успешной реализации стандарта независимо от того, что там будет написано, заключается в уровне профессионализма педагогических работников и готовности всего общества к созданию реального взаимодействия со школой. Необходимо создание развивающей и воспитывающей среды, поскольку одна школа никогда не разовьет сама по себе, никогда не воспитает, и это мы все понимаем.
ЕГЭ, как и любой другой механизм массовой оценки, имеет свои недостатки. Может быть, подумать, чтобы на итоговой аттестации была и проектная работа ученика по типу дипломной работы в вузе? Психологически для ребенка важно, чтобы проектная деятельность как-то нашла свое отражение в итоговой аттестации.

Олег СМОЛИН, заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию: Реальность противоречит декларациям

На уровне деклараций мне всегда нравилась большая часть того, что написано в проекте стандарта. Иное дело, что реальное содержание противоречит прекрасным декларациям.
Что такое «Русская словесность»? Скорее всего, это акцентуированный курс русского языка. Никто его не видел, никем он не апробирован. Если это будет акцентуированный курс русского языка, русской литературы как главного средства нравственного воспитания в школе не будет.
Что такое русский язык и литература? Сейчас это два различных предмета. Если мы предполагаем, что при изучении «Войны и мира» будем разбирать этот роман по членам предложения или по частям речи, то вряд ли это улучшит преподавание литературы, а это главное средство духовно-нравственного воспитания в школе.
Что такое предмет «Россия в мире»? Я, кстати, пользуясь случаем, хочу поддержать министра образования и науки Андрея Фурсенко. В свое время он предлагал отказаться от концентрического подхода в преподавании истории и вернуться к линейному подходу, у нас обязательное (полное) среднее образование, все должны его получать. Значит, на мой взгляд, надо было бы просто-напросто в старших классах изучать современную историю, и тогда вопрос о «России в мире» снялся бы сам собой. Чем она лучше, чем, история, многие представления не имеют.
Я недавно встречался со студентами в одном крупном провинциальном вузе, человек 150 было в зале, я спросил, кто из них определился с выбором профессии к концу девятого класса. Поднялась всего одна рука. Большинство школ, большинство детей не готовы к тому, чтобы сделать такой выбор. На мой взгляд, нужно обязательно наряду с вариантом выбора сохранить вариант универсального образования для тех, кто выбора еще не сделал.
Возможность выбора качества образования расширена, но недостаточно. Три обязательных предмета, плюс математика, плюс русский язык, плюс иностранный язык, дальше плюс три естественные науки: физика, химия, биология. Тогда из курса обществознания остается один предмет (либо история, либо обществознание без географии, или география без истории и обществознания). Либо, наоборот, мы выбираем три естественные науки - тогда из курса естествознания остается один предмет.
При данной ситуации по сравнению с ныне действующей программой часть бесплатных предметов становятся платными.
По-прежнему нет ответственности государства. За реализацию условий стандарта отвечает школа, которая соответственно реализует это за счет бюджетных и внебюджетных источников. При этом в большинстве российских школ, даже московских, нет сейчас тех условий, которые прописаны в проекте стандарта. Не знаю, сколько в Москве таких школ, но в провинции одна на крупный город.
Головная боль российского образования, как справедливо говорит Александр Кондаков, безусловно, существует, но даже мягким лазером отреза'ть голову, чтобы лишиться головной боли, не следует.

Виктор БОЛОТОВ, вице-президент Российской академии образования: В жизни ничего не меняется

Российская академия образования рассматривала проект (первую версию проекта стандарта старшей школы) на совместном заседании двух отделений - теории педагогики и общего образования, было отмечено вообще много плюсов: преемственность стандартов начальной и основной школы, внимание к вопросам воспитания, внимание к формированию метапредметных, как бы их ни называли, мыслительных навыков. Это все плюсы нового стандарта, попытка улучшить ситуацию с профильной старшей школой, но было очень много критики. Но минус - декларативность по многим позициям, все происходящее напоминает старую коммунистическую ситуацию: съезд партии принимает очередное эпохальное решение, на заборах новые лозунги, а в жизни как было все, так и остается.

Сергей ЕРЕМИН, руководитель управления Министерства образования и науки Самарской области: Хотелось бы результативности

В курсе истории на профильном уровне и в курсе «Россия в мире» есть требования, в соответствии с которыми ученики должны уметь противостоять фальсификации истории в ущерб интересам России. То есть получается, что не нужна способность противостоять фальсификации истории, если эта фальсификация истории не в ущерб России? Ошибка разработчиков заключалась в том, что стандарт не был изначально сопровожден учебными планами и другими сопутствующими документами, это привело к той буре различных суждений, мнений. Желательно сделать стандарт более результативным, конкретным. Это позволило бы стандарту стать двухуровневым - минимальным и оптимальным. При этом некие оптимальные возможные требования в дальнейшем через определенный промежуток времени также могли бы становиться минимальными.

Ольга УВАРОВА, член Комитета ГД РФ по образованию: Все упирается в финансы

Что волнует общественность? Прежде всего интегрированный уровень. Проблема в том, что есть, может быть, незначительный процент среди всех учащихся, который в процессе обучения в старшей школе меняет профиль.
Учащийся не сможет поменять этот профиль, если изучал предметы, например естествознание, на интегрированном уровне, в соответствии с этим мы сужаем для него возможность в дальнейшем выбора профессии. Расширение предметов, изучаемых на базовом уровне, в том числе обязательных, позволит снять эту проблему.
Если мы возьмем инновационные заведения или профильную школу, где есть профильные классы, то там очень все понятно и хорошо. А если мы возьмем класс, в котором определенные группы детей выбрали предметы изучения на профильном уровне (пять человек выбрали одни предметы на профильном уровне, пять человек - другие предметы), каким будет наполнение учебного плана?

Римма АБРОКОВА, директор средней общеобразовательной школы №6 с. Первомайское Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики: О сельских школах забыли?

Сегодня мы обсуждаем доработанный проект стандарта среднего (полного) общего образования. Идея, положенная в основу, конечно, интересная, но в отношении сельских школ будут ли на практике работать эти стандарты, что в итоге получат родители учащихся, общественность, да и государство тоже, какие конкретные результаты нам предлагают?
Не нужно ограничивать свободу выбора предметов из разных областей.
Выдержка из федерального государственного стандарта: «Основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе с указанием профиля обучения. Учебный план должен обеспечить реализацию одного или нескольких профилей, то есть организовать реализацию индивидуального учебного плана». Извините, но я в индивидуальный учебный план в сельской местности не верю.
Наша гимназия считается крупной школой: в 1987 году, когда я начинала работать, у меня было 1300 учеников, пять лет назад - 800 учащихся, сегодня 624 ученика, 24 выпускника. Малокомплектные школы имеют от трех до десяти выпускников. Скажите мне, пожалуйста, как тут организовать для наших детей профильное обучение согласно их требованиям, согласно их возможностям? Получается, они должны искать свой учебный план в соседних школах? Но у нас рейсовые автобусы не ходят, дети не будут ездить в другое село.
У меня возникает вопрос: стандарты не закрепляют право ребенка на индивидуальное образовательное пространство или сельская местность должна иметь свои стандарты? Или стандарты - это для московских школ? Результат-то с нас требуют точно такой, как и в других городских школах.
Нам все время говорят, что единый государственный экзамен не имеет сегодня никакого отношения к обсуждаемым проблемам. Как это не имеет никакого отношения? Если мы изучаем предметы на трех уровнях, значит ли это, что итоговая аттестация в форме ЕГЭ тоже будет проходить на трех уровнях?
Скажите, какая необходимость выдумывать новый предмет «Россия в мире», тем более что, как я прочитала недавно в газете, нет задачи вооружения его дополнительными теоретическими материалами? Мы должны в этом курсе научить детей оценивать прошлое и настоящее России, используя широкий спектр той информации, которая у них есть, сформировать гражданскую позицию. А что, уроки истории и литературы разве не имеют такой возможности? Я работаю в школе 34 года, из них 23 - руководителем, но не считаю ОБЖ таким главным предметом, чтобы в старшей школе изучать его два года. Можно закончить изучение ОБЖ в основной школе. Индивидуальный проект, наверное, нужен, но он должен стать частью каждого предмета, изучаемого учениками.
В стандарте должны быть четко прописаны обязательства государства и учредителя, при переходе на новый федеральный государственный стандарт должны быть пересмотрены нормативы финансирования.
Стандарты как договор между государством и школой. Я так считаю: если государство не выполняет свои обязанности по отношению ко мне, оно не имеет права требовать у меня результата за образовательный процесс. В этом году федеральный государственный стандарт начального общего образования у нас апробируется одной из школ района, ничего не изменилось, кроме того, что туда подобран хороший специалист. А перечень необходимого оборудования и требования изложили на 10 страницах. С кого я могу спросить? Что от того, что я спрашиваю, если мне говорят «денег нет»?

От редакции

Понятно, что ни одно новое дело не может вызвать однозначное одобрение, всегда будут противники и сторонники. Хотя случаются и странности: РАО, к которой принадлежат Александр Кондаков (член-корреспондент) и Любовь Кезина (академик), на днях обнародовала свой, альтернативный, стандарт старшей школы. А это значит, что дискуссия может вспыхнуть с новой силой.