- Евгения Федоровна, Октябрьский район выделяется на образовательной карте Екатеринбурга тем, что здесь создана система управления инновационными процессами. В чем ее суть?
- От того, насколько глубоко конкретный педагог может осмыслить свою деятельность с позиций не только психологии развития ребенка, но и применения инновационных технологий, зависит его эффективность. Наличие четкой модели управления инновационными процессами делает их системными и плановыми.
Инновации задумываются в союзе ученых и практиков и затем, что очень важно, воплощаются в жизнь в совместной работе. Экспертизу качества разрабатываемых концепций, образовательных программ, другой научно-методической продукции осуществляет экспертный совет. Он создан при главе администрации района и действует уже шестнадцать лет. За это время сформирован состав членов и консультантов. Отработаны организационно-содержательные процедуры подготовки и проведения заседаний, внутреннего рецензирования представляемых для рассмотрения работ.
На практике дело выглядит так. Школы, детские сады подают заявки в отдел образования на рассмотрение их инициативы. Например, из последних заявок: от гимназии №13 поступила программа дополнительного образования «Изучение мировой художественной культуры на английском языке». Программу оценили, вынесли в целом положительное заключение, сделали несколько замечаний, школа доработала, теперь идет этап осуществления проекта.
- Разве школа не могла бы делать то же самое без экспертного заключения?
- Смысл в том, что в экспертный совет входят специалисты высокого уровня. Такие, как ректор Уральского государственного педагогического университета Борис Михайлович Игошев, доктор философских наук Анатолий Васильевич Меренков и другие. Они дают значимые, полезные рекомендации. Педагог привыкает смотреть на свою работу с точки зрения науки: его практика смыкается с исследовательской деятельностью. Также появляется вдохновение от высокой оценки. Школам важно выходить из собственных стен, не зацикливаться на текучке. Есть у нас учреждения - передовики в инновациях, которые реализуют по несколько проектов в год. Например, гимназия №210 является экспериментальной площадкой федерального уровня по разным направлениям. Инновационная деятельность, приобретя массовый характер, выразилась в ежегодном появлении десятков статей и тезисов, в которых учителя Октябрьского района делятся опытом творческого поиска. Ежегодно совместно с педагогическим университетом издается сборник «Инновационные процессы в образовании».
Экспертный совет сам по себе - достаточно инновационное начинание в сфере социального партнерства представителей науки, педагогической практики и власти. Инновационность выражается в уникальной технологии его работы, которая представляет собой сочетание экспертизы с генерацией и воплощением новых идей. Именно поэтому педагогическая наука в районе находится в такой тесной связи с педагогической практикой.
- Отдел образования сам также инициирует инновационные процессы. Расскажите о создании единого информационного пространства района.
 - Суть проекта «Создание открытого информационного пространства района как фактор управления качеством образования» в том, что информационная подсистема отдельной школы должна быть относительно автономной и в то же время сопряженной с информационной системой района. Все учреждения связаны с отделом образования для обеспечения электронного документооборота. Это позволило оперативно доводить информацию от районного отдела образования до образовательного учреждения и обратно и сократить затраты на бумагу, расходные материалы.
Следующим этапом информатизации стало внедрение программы «Сетевой город - образование»: введение электронного журнала, электронного дневника, использование цифровых образовательных ресурсов, развитие дистанционного обучения, проведение оперативного контроля со стороны отдела за состоянием учебной деятельности школ. Каждый пользователь образовательного учреждения (директор, завуч, ученик, учитель и т. д.) и родители учащихся имеют индивидуальные логин и пароль и могут входить в систему с любого компьютера. Например, находясь дома или на работе, родитель может отслеживать успеваемость и посещаемость своего ребенка, общаться с преподавателями и администрацией школы; учащийся может удаленно выполнять домашние задания, просматривать свой электронный дневник и расписание.
- Как я поняла, вопросы качества образования в районном отделе считаются приоритетными. Какие изменения необходимы для повышения качества?
- Необходимо изменение принципа образования: с зубрежки - на методологию. Нужно учить детей работать с информацией, обрабатывать ее, усваивать, переформировывать и пускать дальше. Это основная позиция, которую нам диктует время. В Октябрьском районе есть учреждение, давно работающее на принципах, что вошли в новые государственные образовательные стандарты: самообразование, самовоспитание, самоорганизация. Это гимназия №40, здесь накоплен большой практический опыт по самоорганизации школьников. Работа ведется под руководством профессора Анатолия Меренкова, который принимал участие в разработке стандартов.
- Переход на новые госстандарты начального образования идет проблематично, школы сталкиваются с непониманием их сути. Как вы преодолеваете эти трудности?
- Разработана система подготовки образовательных учреждений к введению федеральных государственных стандартов второго поколения, включающая создание нормативных, материально-технических и других условий. Проводятся родительские собрания, практически каждая школа на своем сайте создала рубрику «Новый ФГОС».
Самое же главное - это кадры. Сначала подготовили тьюторов, пять человек во главе с кандидатом педагогических наук Валентиной Афанасьевной Елькиной. Теперь они уже учат остальных. На базе районного информационно-методического центра проводится повышение квалификации для завучей начальных классов и тех педагогов, которые на будущий год берут первоклассников. В ближайшее время данная категория пройдет обучение на сто процентов.
- Вы правильно сказали: кадры в образовании - это главное. Тем не менее мы знаем, что у многих педагогов нет заинтересованности в результатах труда, желания осваивать новое. Как вы боретесь с этими общими явлениями?
- Учитель оказался основным участником экспериментов, проводимых в системе образования, и ее главным ресурсом. Как создать условия для появления у педагогов внутренней установки на собственное развитие? Управлять процессом развития всегда сложно. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. Известна народная мудрость, что воспитать «крылатого» может только «крылатый», воспитать счастливого может только счастливый. Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету.
У нас сформировалась система мероприятий по повышению мотивации педагогов. Первое - распространение опыта лучших. Профессионализм, демонстрация стиля и секретов мастерства традиционно раскрываются в конкурсах педагогов. Второе - материальное и моральное стимулирование. Успешно используется ресурс стимулирующего фонда в образовательных учреждениях. Важным фактором для повышения учительского интереса к труду является и успех учеников на олимпиадах, других соревновательных мероприятиях. Вот недавно дети из 94-й школы победили в конкурсе «Юношеская восьмерка»: у педагога глаза горят!
 В Октябрьском районе практически не существует проблемы нехватки кадров, штаты укомплектованы полностью. Сегодня в районе работают 1908 педагогов. Из них высшую категорию имеют 20%, первую - 68%. Нам очень важно, чтобы приходила молодежь. Поэтому школы посещают ярмарки выпускников, которые проводят вузы. Существует давняя тесная дружба с педуниверситетом и Уральским госуниверситетом, старшекурсники приходят на практику в образовательные учреждения района. Есть у нас школа №7, вроде бы обычная общеобразовательная, но в ней работают порядка 15 человек, которые здесь когда-то учились.
- Каково ваше представление об идеальной школе, или школе будущего?
- Необходимо изменение самой идеи школы. Та парадигма, которая существует сегодня, исторически устарела. Нам близок озвученный Францем-Рюдигером Яхом тезис: «Школа гражданского общества - гражданская школа - школа граждан». Школа должна стать ученически-центричной, потому что ее «продукт» - это человеческий капитал, это будущее страны.
Новая школа должна быть мобильной, универсальной. Как центр досуга, она должна быть открыта в будние и воскресные дни, а школьные праздники - стать любимым видом семейного отдыха. Ключевая ее особенность - новый тип учителя, открытого изменениям, понимающего детскую психологию, умеющего поставить каждого учащегося в позицию субъекта собственного учения, самосовершенствования. И родители должны быть вовлечены в процесс воспитания - солидарная ответственность.
В нашем районе нет школ, построенных в XXI веке. Но, несмотря на это, есть образовательные учреждения, которые можно отнести к передовым. Это лицей №110 и гимназия №94, они трижды стали победителями конкурса общеобразовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование», и средняя школа №76 с углубленным изучением отдельных предметов, которая является базовой по реализации городского проекта «Управление качеством образования на основе
It-технологий».
 - Что, по-вашему, есть эффективное управление в современных условиях?
- Качество образования на 90% зависит от эффективности управления. Если правильно выстроена система, могут ли быть неэффективно управляемые школы? Могут. А если неправильно выстроена система, могут ли быть эффективно управляемые школы? Тоже могут. Если качество с каждым годом ухудшается, значит, это неэффективно управляемая система. Если качество в общем повышается, значит, это эффективно управляемая система. При плановой экономике метод жестко централизованной системы управления позволял добиваться хороших результатов. Сейчас у нас рыночная экономика и прежняя жесткая административная система управления. Это ножницы, заложником которых является образование. Чтобы устранить дисбаланс, нужно переходить к децентрализованной системе управления образованием.

Екатеринбург

Статфакт

Система образования Октябрьского района Екатеринбурга - это 20 общеобразовательных учреждений, среди них - лицей, 5 гимназий, 1 центр образования, 2 школы с углубленным изучением отдельных предметов, 26 дошкольных учреждений, 1 учреждение дополнительного образования, оздоровительный лагерь «Каменный цветок».
Специфика района в том, что он состоит из отдельных микрорайонов, каждый с собственным «градообразующим предприятием». Отсюда разница в контингенте. Поселок компрессорного завода собрал в свое время инженеров и ученых (раньше здесь находилось КБ «Старт»), здесь высокий средний уровень образованности, из школы выходит по 18 медалистов. Для учебных заведений района птицефабрики характерны другой набор учащихся и иные результаты учебной деятельности. Важная задача отдела образования - адаптировать общие принципы к конкретным условиям.

Основные кадровые беды, по мнению Евгении Мышкиной

    старение;
    неготовность и немотивированность к работе молодых;
    профессиональное выгорание (усталость, конфликтность, агрессивность);
    некритичность к себе;
    отставание от современных передовых методов преподавания;
    слабое знание возрастной психологии и психологии обучения;
    опора в педагогической деятельности преимущественно на собственный жизненный опыт, а не на научные знания; 
    наукообразие, оторванность от реальных условий в инновационной деятельности;
    неготовность к самостоятельному педагогическому исследованию;
    низкая зарплата.