Римма ТОМИЛОВА, директор Холмогорской средней школы имени М.В.Ломоносова, Холмогорский район, Архангельская область:
- Введение нового образовательного стандарта вызывает у нас ряд вопросов. Безусловно, понятна общая идея, установки, по которым должен работать учитель. Но беспокоят два основных вопроса, которые не решены на сегодняшний день.
Первый вопрос - как будет вводиться дополнительное образование при новом стандарте? В документах, разъясняющих стандарт, сказано, что работа педагогов по дополнительному образованию во второй половине дня должна быть профинансирована полностью, но в бюджете Архангельской области это финансирование не заложено на все 100 процентов. Мы до сих пор ждем из Министерства образования и науки РФ документы, связанные с финансированием, которые должны нам помочь определиться.
Вторая проблема в том, что сегодня мы готовимся к введению стандарта по действующим учебно-методическим комплексам.  Педагоги ждали, что появятся совершенно новые программы, придут новые, кардинально другие, учебники. Я многократно консультировалась, узнавала, появилось ли что-то новое у издателей учебных материалов. Нет, ничего нет, и федеральный перечень УМК нам не предложен, а между тем директоров школ уже спрашивают: «Какие именно учебники вы будете использовать в новом учебном году?» Давайте рассуждать логически: если программы и учебно-методические комплексы старые, значит, и содержание образования в принципе сохраняется! И если сейчас такая ситуация  с учебно-методическими комплексами для первых классов, можно предположить, что та же тенденция распространится на следующие ступени обучения. Вспомним по аналогии - в свое время программа Занкова, одобренная многими, не получила широкого распространения по причине отсутствия ее преемственности в среднем и старшем звене обучения в школе.
По моему мнению, главные изменения, которые должны произойти в результате введения нового образовательного стандарта, - это изменения в содержании обучения и методике преподавания. Должен совершенно измениться стиль работы учителя, по-другому должно быть выстроено его общение с учениками. Перевернуть свое мышление очень трудно, поэтому основная масса учителей будет пытаться работать по старинке, так, как их когда-то научили. Это станет большой проблемой после введения ФГОС, и директора школ уже сейчас должны обратить особое внимание на скрупулезную работу с педагогическими коллективами.

Виктория КОРОВИНА, директор районного центра дополнительного образования, Пинежский район, Архангельская область:
- Реалии, в которых работают сельские малочисленные школы, зачастую не соответствуют условиям введения новых образовательных стандартов. Одна из проблем при введении ФГОС - отсутствие в штатном расписании сельских школ специалистов, чья работа непосредственно направлена на развитие личности ребенка,  таких как логопед, психолог, социальный педагог, педагог-библиотекарь, тьютор...
Другой проблемой станет соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования в условиях малокомплектной начальной школы.
Например, как можно выполнить требование доступа педагогов и обучающихся к информационной среде учреждения и к глобальной информационной среде, если не у всех образовательных учреждений есть Интернет, а если имеется, то работает с перебоями и низкой скоростью? Есть ли в сельских школах библиотеки с читальным залом, медиатекой, средствами сканирования; видео- (мультимедийная) студия; игровой зал, включающий набор модульного спортивного оборудования; спортивные комплексы, тренажерный зал; актовый, театральный и хореографический залы; бассейн?
Замечательно, что часы на внеучебную деятельность входят теперь в базисный образовательный план. Появляются дополнительные возможности для развития ребенка. Мы надеемся, что при организации внеурочной деятельности будут использованы возможности  учреждений дополнительного образования детей. Механизмы взаимодействия могут быть различными.
Однако при этом необходимо отработать механизмы организации досуга во второй половине дня. На практике проблемы бывают самые банальные. Например, кто будет сопровождать ребенка на занятие? Кто в это время несет за него ответственность?

Олег КОНОПЛЕВ, директор средней школы №10, Архангельск:
- Вопрос по введению ФГОС обсуждался минувшим летом на заседании специальной комиссии при Собрании депутатов областной Думы, в которую вхожу и я. Но до сих пор для всех нас остается непонятным следующий важный момент - 10 часов на дополнительное образование во второй половине дня будут выделяться на класс, на параллель или на один класс на 4 года? В сентябре 2011 года уже нужно будет работать по новым стандартам, а ответа на этот вопрос мы не находим, в прессе разъяснений по этому поводу тоже нет. Вторая трудность - большие финансовые затраты при введении часов на дополнительное образование. И третье, самое важное,  на мой взгляд, в принципе нельзя серьезно говорить о введении новых образовательных стандартов до того, как будет принят закон об образовании. В нем должны быть, в частности, оговорены и новые стандарты. Образно говоря, если у здания нет фундамента, как его можно построить? Так как нет четких рамок по введению стандартов, у директоров школ и учителей часто возникает чувство недоумения. Так, не ясно, почему по новым стандартам в старших классах приоритетными будут физкультура, ОБЖ и предмет «Россия в мире». Математика и русский язык - по выбору?! И при этом наш президент говорит о важности знания родного языка, а мы напоминаем детям на уроках о том, что математика - царица наук...  До сих пор неизвестно, как быть с учебниками по новым стандартам. Остается очень мало времени, можно ли нам быть уверенными, что эти учебники к 1 сентября будут готовы? Когда при совершенствовании стандартов мы видим вот такие неясности или метания из стороны в сторону, начинает возникать ощущение несерьезности происходящего.

Светлана КОЗЯР, директор средней школы №37, Архангельск:
- Наша школа - одна из двух пилотных школ города Архангельска, начавших, по сути, еще в марте 2010 года работать по плану-графику введения новых образовательных стандартов.
В число наших организационных задач входило создание необходимых условий, нормативной базы, разработка основной образовательной программы начального общего образования.
Я выделила бы в этой работе три ключевых принципа - это поэтапное введение, работа внутри коллектива и сетевое взаимодействие.  Для того чтобы весь педагогический коллектив начал успешно работать по новой системе, необходимо обучение руководителей,  заместителей директоров, а затем учителей.  Основная масса педагогов с трудом принимает новое. Мы, конечно, делали ставку на творческих людей, которые умеют гибко реагировать на перемены, владеют современными педагогическими технологиями. Как пилотная школа мы уже готовы работать с педагогами других образовательных учреждений, делиться своим опытом, проводить консультации.
Конечно, во главу угла надо ставить условия, при которых будут реализовываться стандарты. Но здесь  нельзя узко подходить к проблеме введения стандарта и говорить о том, что внедрить новые стандарты не получится, потому что в школе нет бассейна. На мой взгляд, нужно делать то, что возможно в данной ситуации, использовать то, что есть, и искать резервы.
Первые классы нашей школы с
1 сентября 2010 года работают в соответствии с ФГОС 2009 года. На этапе подготовки к открытию первых классов педагоги тесно сотрудничали с родителями, обсуждали условия, изучали потребность  родителей и детей в услугах допобразования, проводили соответствующую диагностику. Школа предложила свои варианты внеурочной деятельности. Родители правильно восприняли идею, хотя и не сразу, потребовались разъяснительные беседы. Нам не понадобилось привлекать помощь со стороны - педагоги школы сами разрабатывали программы внеурочной деятельности, одну из программ реализует школьный психолог. На сегодняшний момент мы выбрали схему «10 часов допобразования на параллель». При организации внеурочной деятельности учитывалась и занятость детей: поскольку некоторые ученики посещают музыкальные, спортивные школы, здесь нужен индивидуальный подход. Внеурочная деятельность прекрасно сочетается с работой групп продленного дня.
Если говорить об опасениях по поводу того, что до 1 сентября 2011 года не появятся новые учебно-методические комплексы по новым стандартам, то, я думаю, этого не случится. А финансовые затраты при приобретении учебников можно сократить, если выбрать единый УМК в одном образовательном учреждении.

P.S. «Глаза боятся, а руки делают» - такой русской поговоркой можно приблизительно охарактеризовать настроения педагогов Архангельской области почти за полгода до введения нового стандарта. Надеемся, что часть опасений, которые они высказали, не сбудется, а оставшаяся часть будет вполне решаема.

Архангельская область

Комментарий

Наталья КОПТЯЕВА, начальник отдела общего и дополнительного образования Департамента образования Архангельска: 

- С 1 сентября 2010 года в Архангельске работают две пилотные площадки по введению федерального государственного стандарта начального общего образования -  это школы №37 и №95. Для организации подготовки и введения ФГОС в муниципальных образовательных учреждениях Архангельска в 2011-2012 учебном  году Департаментом образования разработан и утвержден план мероприятий. Утверждены состав рабочей группы по введению стандарта, план-график введения ФГОС, карта самоанализа готовности образовательного учреждения к введению ФГОС и также план-программа семинаров по вопросу подготовки к введению ФГОС в муниципальных образовательных учреждениях Архангельска. В соответствии с этим планом будет проведена серия семинаров для директоров школ, заместителей директоров и учителей на базе трех образовательных учреждений города. Пилотные школы пока не получают дополнительного финансирования из регионального бюджета на организацию допобразования во второй половине дня. Но мы надеемся, что
к 1 сентября 2011 года вопрос финансирования программ дополнительного образования в школах города будет решен. Организация семинаров на базе пилотных школ ставит своей целью предотвратить те трудности, которые могут возникнуть у директоров образовательных учреждений при введении ФГОС, - рассказав о своем опыте, представители экспериментальных школ помогут своим коллегам.