- Мы планируем, что повышение зарплаты у российских учителей на 30 процентов произойдет уже с 1 сентября 2011 года. Причем это не просто раздача денег, - заявил ведущий совещания, министр Андрей Фурсенко. - Это возможность сделать еще один шаг по модернизации общего образования. Первым шагом была реализация ПНПО.
Андрей Фурсенко подчеркнул, что очень важно, чтобы ситуацию по распределению субсидий регионам взяли под контроль профсоюзы.
Член Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Николай Булаев заявил, что из федерального бюджета за два учебных года - с 2011 по 2013 год - на образование будет выделено порядка 120 миллиардов рублей.
- Даже объем средств, выделенных в рамках ПНПО, до этой суммы не дотягивает, - подчеркнул Николай Иванович.
Особо ждали выступления главного борца за права учителей - председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галины Меркуловой.
- Вряд ли надо говорить о том, сколько усилий прилагается профсоюзом для повышения не только материального уровня, но и в целом статуса российских педагогов, - заявила Галина Ивановна. - Ведь на плечи учителей ложится вся ответственность за реализацию президентской инициативы «Наша новая школа». Чтобы учитель мог справиться с возложенными на него высокими требованиями, ему нужно создать все необходимые условия.
Примечательно, что Галина Ивановна вспомнила в своей речи и о педагогах дошкольных учреждений, заявив, что если у некоторых регионов останется резерв, то неплохо бы его использовать для повышения зарплаты «дошкольников».
Заместитель министра образования и науки РФ Максим Дулинов еще раз напомнил о ключевых направлениях модернизации школьного образования. По словам Дулинова, главное направление «Нашей новой школы» - обеспечение современного качества общего образования через введение ФГОС. Это невозможно без решения целого ряда задач. Прежде всего материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения ФГОС, создания ресурсных центров, кадрового и финансово-экономического обеспечения введения новых стандартов. О законодательной базе ресурсного обеспечения системы общего образования - самой сложной не только для директоров школ, но и управленцев - рассказал статс-секретарь - заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко. О налогах и сборах он сказал вскользь, заметив, что пусть об этом болит голова у бухгалтеров. Игорь Михайлович отметил, что на оплату труда педагогов приходится 72 процента всех расходов на общее образование в 2009 году. Также, по словам Реморенко, новая система оплаты труда привела к повышению качества обучения, дала возможность улучшить результаты внеурочной деятельности, да и конфликтных ситуаций в педколлективах стало меньше. Любопытны также приведенные им данные, касающиеся введения НСОТ. Так, по модельной методике Минобрнауки России, оказалось, работают лишь 29 регионов страны. Что касается нормативно-подушевого финансирования, то его ввели все 83 региона России. Причем механизмы полного доведения средств по нормативу обеспечены лишь в 11 субъектах России. В остальных регионах средства по нормативу в полном объеме доводятся только до муниципалитетов. В числе главных лидеров по введению нормативно-подушевого финансирования Тверская, Калининградская, Новгородская, Тюменская, Липецкая области... А вот по переводу школ в автономные учреждения впереди всех Новгородская область (в АУ перешли 83 процента школ; вовсе нет автономии в Калужской, Костромской, Сахалинской областях, а также в Республике Башкирия, Дагестане, Карачаево-Черкесии и ЯНАО).
Все с нетерпением ждали доклада Сергея Кравцова, ныне исполняющего обязанности директора Департамента регионального развития Минобрнауки РФ. Именно Сергей Сергеевич детально и очень подробно рассказал, какой же будет организационная модель реализации поручения премьер-министра. Оказалось, что в ее основе лежит уже доказавшая свою эффективность модель реализации комплексных проектов модернизации образования - средства в обмен на обязательства.
Размер субсидий субъекту РФ будет рассчитываться с учетом количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях (с учетом удвоения норматива для села) и расчетного уровня бюджетной обеспеченности региона.
В среднем ориентировочный уровень софинансирования предполагается порядка половины от объема субсидии субъекту РФ с учетом уровня его бюджетной обеспеченности.
Рассказал Сергей Кравцов и о том, на что регионам предоставляется субсидия. Принципиально, что субсидия не может быть направлена на заработную плату учителей, строительство и реконструкцию зданий, а также капитальный ремонт (за исключением тех случаев, когда средняя заработная плата учителей достигает или превосходит среднюю заработную плату по экономике в регионе).
- Капитальный ремонт или стройка просто съедят все деньги, - пояснил Кравцов, - а нам главное, чтобы они пошли непосредственно на модернизацию учебного процесса и повышение качества работы педагогов.
Предельно конкретно и ясно названы были и основные показатели эффективности реализации субсидий регионами.
Это прежде всего повышение уровня заработной платы, переход на новую систему оплаты труда, основанную на нормативно-подушевом финансировании, обеспечение современных условий образовательного процесса, активное использование электронных образовательных ресурсов. Будет учитываться также количество педагогов, которые прошли аттестацию в соответствии с новыми требованиями. Регионы заставят всерьез задуматься об омоложении кадров, так как среди показателей эффективности есть требование увеличить долю учителей моложе 29 лет. Благо что подумали и о тех, кто всю жизнь отдал школе, - хотя и на последнем месте, но есть среди показателей строка о необходимости улучшения пенсионного обеспечения педагогов. Если же регион не исполнит свои обязательства или отнесется к их выполнению кое-как, то и размер субсидии для него может быть сокращен. Сергей Кравцов также заявил, что до 1 августа будут заключены соглашения со всеми субъектами РФ. После этого в месячный срок органы исполнительной власти региона должны представить план действий по реализации принятых обязательств. Его исполнение будет контролироваться Минобрнауки РФ.
На совещании также выступили заместители губернаторов Кемеровской и Псковской областей, рассказав о повышении эффективности расходов в системе общего образования в их регионах. Так, к примеру, в Псковской области по итогам мониторинга сейчас средняя зарплата учителей даже превышает среднюю зарплату по экономике (15 тысяч рублей и 14,2 тысячи рублей соответственно).
Заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова отметила, что в январе - марте 2011 года в среднем зарплата педагогов выросла на 15 процентов. Здесь много делается для поддержки молодых, к примеру, на протяжении трех лет им выплачивается ежегодно 50 тысяч рублей.
Заместитель губернатора Кемеровской области по вопросам образования, культуры и спорта Елена Руднева также сообщила о росте зарплаты в своем регионе по сравнению с 2008 годом на 15 процентов. Сейчас педагоги Кемеровской области в среднем получают свыше 15 тысяч рублей, это около 80 процентов от средней зарплаты по региону.

Только факты

Общий объем финансирования за 2011-2013 годы - 120 миллиардов рублей.
2011 год - 20 миллиардов рублей.
2012 год - 60 миллиардов рублей.
2013 год - 40 миллиардов рублей.
Средства региональных и местных бюджетов в объеме не менее 60 миллиардов рублей будут направлены на повышение уровня заработной платы учителей.
Уже с первого сентября 2011 года во всех регионах страны должен быть увеличен фонд оплаты труда учителей.


Разумеется, регионы разные, и хорошо, что при предоставлении им субсидий это будет учитываться.
...Рядовой учитель - главное действующее лицо образования. Большинство наших педагогов - энтузиасты, готовые работать ради идеи и любви к детям, но эксплуатировать эти добрые чувства бесконечно нельзя. Хорошо, что власть вспомнила об этом. Только бы не потонула благая идея в бумажных отчетах и погоне за показателями, только бы не забыли господа чиновники о живых, реальных людях, учителях, на которых и держится наша школа...