Надежда ЗОЛОТАРЕВА, директор школы №5, Воронеж:

- По большому счету еще и не начинали внедрять. Конечно, ознакомились с ними, обсудили, сейчас отправляем на курсы в областной институт повышения квалификации тех учителей, кто в этом году берет первые классы. Но все равно ожидаем больше проблем, чем достижений. Главное - 10 часов внеклассной работы: как их организовывать, где проводить? У нас школа нетиповая, и таких много, поэтому с дополнительными помещениями проблема, к тому же по новым стандартам детей надо куда-то выводить из школы во второй половине дня. Куда - вопрос, да и денег на то, чтобы все это организовывать и платить педагогам, нигде не заложено. Боюсь, как бы все это не оказалось похожим на введение третьего часа физкультуры, когда ни залов для этого нет, ни других условий.

Владимир СИДОРОВ, заместитель директора по научно-методической работе школы с углубленным изучением отдельных предметов, Зуевка, Кировская область:

- До сих пор нет учебников, которые соответствовали бы новым стандартам, хотя они уже в прошлом году прошли экспертизу. Для учителей это оборачивается дополнительными трудностями. Они должны прикладывать массу усилий, чтобы их уроки соответствовали новым требованиям. Многое им приходится делать и читать дополнительно. При этом их зарплата остается на прежнем уровне. Получается, что требования к учителям возрастают, увеличиваются физические и психоэмоциональные нагрузки, а уровень и качество жизни основных исполнителей меняются не в лучшую сторону. То есть снова и снова повторяется одно и то же: все реформы образования перекладываются сверху на низовой уровень, ложатся на хрупкие плечи наших добросовестных, безотказных и безответных женщин-учителей.

Татьяна АРЕФЬЕВА, директор гимназии №13, Екатеринбург:

- В Октябрьском районе Екатеринбурга, к которому относится наша гимназия, работа ведется колоссальная. В дни весенних каникул на нашей базе прошел большой практикум для педагогов, которые с 1 сентября будут учить первоклассников по новым стандартам. Руководство гимназии  (я и завуч начальной школы)  прошло специальные курсы в региональном институте развития образования. Беспокойство вызывает, как обычно, материальная составляющая. Новые требования должны предполагать и дополнительное финансирование. Например, внеурочная деятельность никогда не присутствовала в таком объеме - 10 часов в неделю, под нее нужна определенная материальная база, как и для проведения уроков в новом формате. Наша школа хорошо обеспечена компьютерами, но теперь нам нужен, помимо двух классов, еще и мобильный кабинет. Пока в бюджете учреждения средств на это нет.