В Детско-юношеском центре «Виктория» Южного округа объединения ракетомоделистов существуют уже многие годы. Без наших ракетомоделистов, без их творческой энергии невозможно представить всю малую космонавтику, да и большой космонавтики без них бы и не было, ведь именно юные ракетомоделисты готовят смену космонавтам и всем тем, кто создает и обслуживает космические корабли и ведет все программы, связанные с космосом.
Бессменный руководитель Детского аэрокосмического клуба «Союз» - отличник народного просвещения, мастер спорта международного класса по ракетомодельному спорту, неоднократный чемпион СССР, России, мира Владимир Хохлов. Комплексная авторская программа Владимира Николаевича стала лауреатом конкурса авторских программ Министерства образования и науки РФ, среди его воспитанников - победители этапов Кубка мира, чемпионы Азии и России, в свои 14 лет почти все они уже мастера спорта.
Самое отрадное, что из пяти наших педагогов-ракетомоделистов двое - выпускники клуба, окончившие МИФИ и МАИ. Молодые люди, пришедшие в ДЮЦ «Виктория» уже в новом качестве - в качестве педагогов, пользуются большим уважением и любовью воспитанников ракетомодельного и авиамодельного клубов. Бывшие наши выпускники С.Щерба, И.Жуков не только передают знания своим воспитанникам, но и делятся опытом с учителями, педагогами дополнительного образования.
Научно-техническое и спортивно-техническое творчество в системе дополнительного образования детей успешно решает профориентационные задачи. Обучение в нашем клубе начинается с преподавания азов черчения и материаловедения, привития первоначальных навыков работы с инструментами, приборами и станками. В дальнейшем ребенок развивает полученные на занятиях знания, умения и навыки, которые всегда пригодятся ему в дальнейшей жизни: работа с инструментом, выполнение простейших расчетов, основы черчения, понимание законов физики, которые пригодятся ребятам в учебе в старших классах и в вузе. Это не значит, что авиамоделисты обязательно пойдут в гражданскую авиацию, автомоделисты - в автосервис, а судомоделисты - в морской транспорт. Они выбирают самые разные специальности и виды деятельности, но большинство из них остаются в сфере науки и производства. Потому что эта деятельность им с детства знакома, понятна и интересна.
По наблюдениям наших педагогов, 15-20 лет назад у большинства детей были некоторые навыки в столярном и слесарном деле, знания по электротехнике, материаловедению, черчению, заложенные в школе. Домашнее техническое творчество под руководством отцов и дедов также было широко распространено. Сейчас в большинстве школ уроков труда в традиционном понимании просто нет, а домашнее техническое творчество в лучшем случае сводится к играм с готовыми конструкторами и электронными игрушками. На занятиях в наших объединениях уже для новичков изначально создается такая обстановка, которая побуждает ребенка самостоятельно добывать те знания, которых ему не хватает.
Отличие знаний, получаемых в системе дополнительного образования, от школьных заключается в возможности немедленного применения их на практике. Например, запуск ракеты наглядно демонстрирует законы аэродинамики, физики, показывая ошибки не в виде цифр в тетради, а в виде очевидных параметров полета - высоты, дальности, времени полета. Это дает возможность детям проанализировать свою работу, чтобы не допустить ошибок в будущем.
Занятия техническим творчеством буквально заставляют ребенка обсуждать с педагогом ошибки, непонимание, проблемы - без этого не получится модель. Опыт показывает, что большинство детей легко осваивают все основные приемы работы, но успеха добиваются лишь те, кто научится постоянно критически оценивать свои действия.
Большое значение имеет внутренняя мотивация ребенка: «мне интересно», «хочу это сделать», ведь все обучение строится на принципе добровольности.
Участие в выставках, конкурсах, особенно в соревнованиях, позволяет оценить не только свой уровень, но и уровень коллег. Все это приводит к глубокому усвоению полученных знаний, помогает успешно определиться с выбором профессии. Как правило, наши выпускники поступают в технические вузы: МАИ, МГТУ имени Баумана, СТАНКИН.
Большое значение имеет и воспитательный процесс. Для того чтобы мотивировать ребенка для занятий техническим творчеством, мы проводим открытые просветительские мероприятия. Среди них очень много на космическую тему. В ДЮЦ «Виктория» работает постоянный лекторий для детей и родителей, связанный с исследованиями космоса, космическими полетами, запуском первого спутника, лунной гонки и, конечно же, юбилеем первого полета человека в космос. Ежегодно в апрельские дни в центре проводят тематические выставки рисунков, фотографий. Стенд со специальной литературой, образцами космической пищи, настоящим скафандром вызывает огромный интерес у посетителей.
Работы воспитанников ДЮЦ «Виктория» в апреле 2010 года заняли достойное место на московской городской открытой выставке-ярмарке идей, проектов, изобретений «РИТМ» в «Крокус Экспо». За последний год два воспитанника стали обладателями гранта Президента России по программе «Одаренные дети», Егор Ларин стал абсолютным чемпионом России по ракетомодельному спорту, заняв на чемпионате России призовые места в 4 разных классах моделей ракет. Это произошло впервые, предыдущим рекордом России были призовые места в 3 классах, четыре воспитанника выполнили норматив мастера спорта и три - кандидата в мастера спорта, четверо получили почетное звание «Житель города НТТМ» по итогам выставки в «Крокус Экспо».
Педагоги центра проводят большую работу по формированию интереса к космосу у детей и ПДО Южного округа. Для этого ежегодно на базе ГОУ ДЮЦ «Виктория» проходят семинары, мастер-классы, выставки. Двери нашего центра всегда открыты для единомышленников, мы готовы к сотрудничеству и совместному творчеству.

Александр ГОРШКОВ, методист Центра «Виктория»