Раскройте вы книгу мою,
Раскрыльте ее для полета,
Развяжите ей жесткие крылья,
Разглядите ее, как звезду.
Раскройте же книгу мою -
В ней годы, мечтания, цели.


В 13 лет все кажется просто. Ежедневные тренировки, сборы, старты; выполнен норматив кандидата в мастера спорта по плаванию. Всероссийские соревнования, заплывы, разочарования и победы.
Плавание и учеба - две главные страсти. И поэтому сложностей при выборе профессии не было. Стану тренером!
1991 год. В руках студенческий билет Пензенского государственного педагогического института имени Виссариона Белинского, факультет физической культуры и спорта. За 4 года в зачетной книжке всего одна четверка. Красный диплом. Воображение рисовало бирюзовую гладь бассейна, гул ребячьих голосов, кубки, и я тренер...
Но вот неожиданный поворот - я учитель многопрофильной гимназии при ПГПУ!


Стать учителем
Стать учителем оказалось очень сложно. Непросто убедить беззаботных ребятишек, что физкультура не только урок в школьном расписании, но и образ жизни. Но сдаваться не в характере спортсмена. Нужно найти средства, чтобы увлечь ребят.
Спортивные праздники, соревнования, нормативы - и родители не узнают своих детей. Мамы и папы приходят за советом, какую секцию выбрать. Именно тогда пришло осознание, что приобщение ребенка к здоровому образу жизни - это общее дело, а учитель физкультуры - больше чем тренер, хотя его горизонты не победы на чемпионатах и олимпиадах, не мировая слава его учеников, а физическое здоровье простых мальчишек и девчонок.
2000 год - рубеж веков и новый этап жизни: я преподаватель физического воспитания Пензенского педагогического колледжа.
И моя первая группа... и мой первый выпуск....
Благодарность родителей и письма мальчишек из армии:
«После окончания сержантской школы служу инструктором по альпинизму. Спасибо за то, что учили меня уму разуму... Дима А.».
«Ольга Александровна! Физическая закалка, которую я получил на ваших уроках, помогает мне в армейской жизни... Вернусь из армии - обязательно зайду... Сергей».
Радовало то, что несколько воспитанников пошли по моим стопам - выбрали профессию учителя физкультуры.
И тогда возникла идея открыть новую специальность. Администрация меня поддержала. И с 2006 года в колледже готовят педагогов дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности, а в 2009-м открылась специальность «адаптивная физическая культура».
Новый виток судьбы. И новая задача - не только дать знания, умения, но и сформировать представления о сущности профессии, ответственность за дело.
В Пензе, Колышлее, Пачелме, Кондоле выпускники в качестве педагогов физической культуры делают свои открытия, но уже для своих учеников.
В каждом деле очень важно иметь единомышленников. За восемь лет работы в колледже сложилась интересная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа.
Студенты колледжа не только активные участники различных спортивных акций и мероприятий, но и их организаторы. «Здоровая молодежь - сильная Россия», «Новое поколение выбирает здоровье!», «Спорт и движение - отличное настроение» - акции, в которых принял участие не один десяток учащихся ссузов и школ города и области. Второй год именно силами студентов колледжа проводится спортивный праздник в рамках Всероссийской ассамблеи замещающих семей. Сложилась отличная команда студентов и преподавателей!
Планка стала выше - подготовка учителей, в чьих руках здоровье будущего поколения. И чтобы быть профессионалом, нужно учиться. Учиться у детей, с детьми и быть на шаг впереди.


Наука и практика
«Практика без теории слепа, а без методики беспомощна». Эта формула стала опорой при написании диссертации на тему «Взаимодействие школы и семьи в приобщении младших школьников к здоровому образу жизни», эта формула как заповедь передается студентам. За годы работы вместе со студентами было написано около 50 дипломных работ, исследующих актуальные проблемы физического воспитания, методические аспекты подготовки спортсменов.
Работы студентов занимают призовые места на ежегодной научно-практической конференции «Педагоги XXI века». Исследование Натальи Зиновьевой отмечено специальным дипломом на V Всероссийской научно-практической конференции в Санкт-Петербурге. Результаты исследований используются в практике подготовки будущих специалистов.
Каждый день - это новая страница моей жизни и новое открытие...
Да, это не книга, а я.
Эти главы - сердцебиенье.
Работа моя - живая вода
вдохновенья.
Вот новое беспокойное
поколенье,
Вместе с ними продолжу
я книгу свою.


Все или ничего
В жизни человека есть одно удивительное состояние: когда оно есть - его не чувствуют, как только его потеряли - появляется боль.
О здоровье и его сохранении человечество размышляло с незапамятных времен. Еще древнегреческий философ Сократ сказал: «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто».
Все долгожители нашей планеты всю жизнь занимались различными физическими упражнениями, например, американец Лерри Льюис в свои 102 года пробегал каждое утро по 10 км.
Человек - это сложная биологическая система, поэтому нарушение деятельности хотя бы одной из систем приведет к сбою во всем организме человека.
Информацию о состоянии систем организма мы можем получить при помощи функциональных проб. Функциональная проба - это нагрузка, задаваемая испытуемому для определения функционального состояния и возможностей какого-либо органа, системы или организма в целом.
Определить состояние вегетативной нервной системы, в частности ее симпатического отдела, можно при помощи одноминутной ортостатической пробы, суть которой состоит в сравнении частоты сердечных сокращений, то есть пульса.
Пульс определяется двумя пальцами - подушечки указательного и среднего пальцев следует поставить на область запястья, на 2 см ниже ладонной линии у наружного края. Слегка надавить на лучевую артерию и подсчитать количество пульсовых толчков. Можно посчитать пульс, положив руку на область сердца (пятое межреберье слева) или на височную и сонную артерии. Пульс подсчитывается за 10 секунд. В норме у нетренированного человека частота пульса колеблется в пределах 60-90 ударов в минуту. Если больше, то это плохо, но и меньше тоже плохо, так как это говорит о различных отклонениях в работе сердца.
Наше сердце - великий труженик. Оно начинает функционировать задолго до рождения ребенка - на 18 день после зачатия - и прекращает свою работу последним. Его еще называют царственной мышцей, потому что оно почти не знает отдыха всю жизнь человека.
В течение жизни сердце человека испытывает колоссальные нагрузки. Поэтому уже давно врачи древнего Востока сформулировали золотое правило, которое должен знать каждый: 639+1. Ведь у царственной мышцы есть 639 помощников - скелетные мышцы. Поэтому это правило должны знать и выполнять все: помоги своему сердцу работой всех скелетных мышц, и ты проживешь долго.
Значительное увеличение частоты пульса после небольших физических усилий говорит о недостаточной тренированности сердца и, как следствие, организма в целом, что, несомненно, может стать причиной его повышенной утомляемости и подверженности различным заболеваниям, поэтому необходимо следить за состоянием своего сердца.
Следующая важная система организма - дыхательная. Для оценки системы внешнего дыхания используется проба Штанге, при которой регистрируется время задержки дыхания при глубоком вдохе. Необходимо сделать вдох, выдох и вдох на 85-95 процентов от максимального и задержать дыхание, зажав нос. После выдоха регистрируется время задержки дыхания. Средние величины пробы Штанге для женщин 35-45 секунд, для мужчин - 50-60, для спортсменок - 45-50 и более, для спортсменов - 65-75 и более.
Для оценки координационной функции нервной системы мы используем пробу Ромберга: испытуемый стоит на одной ноге, стопа другой прижата к коленной чашечке опорной ноги, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены. Устойчивость в таком положении должна быть не менее 15 секунд.
Покачивания и потеря равновесия указывают на нарушение координации. Данную пробу необходимо применять и в процессе занятий физическими упражнениями, до и после них. Уменьшение временного показателя при этом наблюдается в случаях переутомления и перенапряжения, в период заболеваний, а также при длительных перерывах в занятиях.
Чтобы сохранить здоровье, необходимо заниматься физическими упражнениями при систематическом контроле состояния своего организма.

Ольга ПЕРЕГУДОВА, кандидат в мастера спорта по плаванию, кандидат педагогических наук, преподаватель физического воспитания Пензенского профессионально-педагогического колледжа