Методист Управления образования Бессоновского района Марина ГАВРИЛЕНКО:
- Учителя физической культуры пишут новые формы проведения уроков, стремясь повысить свою квалификацию. И мы создали лабораторию, в которую вошли 11 человек. Они то и дело проводят мастер-классы, дают открытые уроки. Участвуют в областных научно-практических конференциях. Олег Безруков из Бессоновки занял 1-е место в областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы». Также он с коллегой Ольгой Полянской показал свои умения на Всероссийском конкурсе «Мой урок физической культуры». В лаборатории постоянно собирается уникальный методический материал, который мы размещаем на сайте управления.

Начальник Управления образования Бессоновского района Светлана НАЗАРОВА:
- В рамках лаборатории к тому же разрабатываются и внедряются экспериментальные проекты, наиболее важными среди которых стали личностно ориентированный урок физической культуры, внедрение современных технологий физического воспитания, разработка и внедрение индивидуальных программ по физической культуре, пути к формированию ценностного отношения ребенка к собственному здоровью. Вообще «Школа - территория здоровья» - это одно из важнейших направлений работы в районе. У нас и в Чемодановке, и в Бессоновке есть реабилитационные центры, где проводят курсы лечения для детей с патологией органов дыхания, зрения, костно-мышечной системы, органов пищеварения. Там занимаются профилактикой стоматологических заболеваний. Во всех школах района ведут дневник здоровья школьника и дневник личных спортивных достижений. В селе Сосновка реализуется проект «Говорящие стены - здоровье школьника XXI века» и ученический проект «Здоров по собственному желанию». В Бессоновке есть свой «Паспорт здоровья образовательного учреждения», а в рамках проекта «Школа - оздоровительный центр микрорайона» проходят веселые спортивные праздники и серьезные беседы с медицинскими работниками.
Директор школы имени Сергея Кузнецова села Чемодановка Елена ПУГАЧЕВА:
- Мы стараемся, чтобы нашим детям было интересно в школе. На территории нашего социокультурного центра действуют 43 объединения дополнительного образования различных направлений. В самой школе 18 кружков и секций. Спортивный зал школы работает ежедневно с 17.00 до 21.30. Проводятся занятия секций футбола, волейбола, ОФП, легкой атлетики. С 19.30 зал работает для жителей микрорайона. Проходят тренировки дворовых команд по волейболу, мини-футболу, баскетболу. В образовательном учреждении оборудованы тир, тренажерный зал, которые могут посещать жители села. Большое внимание уделяется подготовке допризывной молодежи. У нас есть кружок «Школа выживания», в котором подростки осваивают туристские навыки, навыки стрельбы, прыжков с парашютом. Члены школьного кружка участвовали в областном лыжном переходе «Георгиевская лента» по маршруту «Пенза - рабочий поселок Пачелма». В каждом населенном пункте участники перехода проводили встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, организовывали концерты. У нас действует родительский лекторий - так ведется просветительская работа по формированию здорового образа жизни. И у нас работают замечательные творческие учителя!

Учитель физической культуры школы имени Сергея Кузнецова села Чемодановка Юрий ЧЕРКАСОВ:
- Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Нет для человека большей ценности! У нас в школе хорошая база, есть и спортзал, и малый гимнастический зал, и тренажерный, и футбольное поле, и спортивная площадка, и детская игровая, и хоккейная коробка. Есть где разгуляться. Учителя работают по типовой программе Владимира Иосифовича Ляха при нагрузке три часа в неделю во всех классах. Кроме этого в школе есть динамическая пауза, а это позволяет вести три дополнительных занятия подвижными играми в 5-6-х классах. Необходимо помнить, что физическая культура в школе не только решает задачи сохранения и укрепления здоровья, но и развивает ловкость, координацию движений, формирует навыки поведения в коллективе, умение находить выход из трудных жизненных ситуаций. И на успеваемость это влияет положительно. Я уверен, мы на самом деле способствуем воспитанию духовно богатой, образованной, социально активной личности.
Учитель физической культуры школы имени Сергея Кузнецова села Чемодановка Олег АНОШИН:
- Мы работаем в тесном контакте с детско-юношеской спортивной школой, их тренеры нередко проводят занятия вместе с нами. А вообще мы стараемся найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Даже те, кто освобожден от физкультуры по состоянию здоровья, работают, только двигательные действия подбираются такие, чтобы не навредить.

Учитель физической культуры школы села Бессоновка Олег БЕЗРУКОВ:
- Действительно, «Не навредить!» - лозунг каждого педагога. Я веду занятия, включая в них элементы самообороны. А для того чтобы знания о болевых приемах не стали применяться во зло, прежде всего учу уму-разуму. Дети оценивают реальность экстремальных ситуаций, выстраивают стратегические схемы по избежанию опасности, получают четкое понимание пассивной безопасности и в результате смогут оказать достойное сопротивление и без проблем обороняться от нападения. А дети у меня участвуют в соревнованиях по борьбе весьма успешно, всегда занимают призовые места.

Учитель физической культуры школы №2 села Грабова Сергей ПУЗАНЕВ:
- У нас в школе традиционно сильным был волейбол. Я никого не отбирал в команды, готовить олимпийских чемпионов не моя обязанность, я стремлюсь развивать спортивные навыки каждого. Мы с ребятами разрабатываем собственное оборудование, с помощью которого совершенствуются умения. Нам помогают родители. Это разные тренажеры для приема передач, для нападающих ударов, для отработки ударов, самодельные эспандеры. Для правильного подхода под мяч, чтобы ребенок научился зрительно оценить расстояние от себя до мяча. Я учу ребенка думать. И что еще интересно, ребята ценят то, что сделано своими руками!

Учитель физической культуры школы села Кижеватова Николай СВЕТКИН:
- Я работаю уже 32-й год. Зал маленький, однако выигрываем у других частенько. Предпочтение отдаю лыжам, вся школа у меня катается. Четыре человека в губернаторской эстафете участвовали, десять человек возил на областную спартакиаду школьников. Зимой дети сильно болели, и было много освобожденных от физкультуры. Я их посадил играть в шашки, им понравилось.

Заместитель начальника отдела по реализации молодежной политики, культуры и физкультуры администрации Бессоновского района Александр КИНДАЕВ:
- Самое главное в нашей работе - люди. В лаборатории творчески работающих учителей физической культуры собрались личности незаурядные. А творческий учитель воспитает творческого ученика. Результаты у нас хорошие, но мы надеемся, что будут еще лучше.

Методист учебно-методического центра охраны здоровья и физического воспитания Пензенского института развития образования Виктор ПОЛЮХИН:
- Министерство образования Пензенской области и наш институт уделяют серьезное внимание изучению, обобщению, распространению передового педагогического опыта. Года два назад в регионе проходил масштабный форум «Ценности и смысл физической культуры». В нем приняли участие 250 педагогов. На секционных и пленарных заседаниях выступали с докладами и мастер-классами, всем было что показать. Провели мы и научно-практическую конференцию «Развитие проектно-исследовательской деятельности школьника в системе формирования здорового образа жизни». Это глобальная тема, ею необходимо заниматься серьезно. Но все-таки физкультура - это игра. Такая, где проявляются качества характера и рождаются коллективизм, взаимовыручка, сопереживание, сила воли, дружба. Мне кажется, каждому, а не только учителю физкультуры, необходимы какие-либо спортивные занятия. Только личным примером можно доказать, что мы стремимся воспитать здорового, а значит, мудрого человека.

с. Чемодановка, Бессоновский район