- Василий Кузьмич, на протяжении десяти лет область последовательно, системно вкладывает огромные средства в создание спортивной инфраструктуры. Времена были и получше, и похуже, и совсем плохие. Последний кризис чего стоит! Но вы тем не менее продолжаете вкладывать в развитие спорта, в создание базы. Неужели нет проблем поважнее?
- Что может быть важнее здоровья? Ничего! Сегодня много разговоров о так называемой национальной идее... Философы спорят, политологи предлагают, а народ безмолвствует. Я вам так скажу: не надо искать никаких глобальных  идей с геополитической окраской. Надо создавать нормальные условия жизни для каждого отдельно взятого человека. Надо беречь людей. И начинать необходимо с ребенка. Учить его серьезно относиться к своему организму. Вот посмотрите, когда мы машину покупаем, мы в бензобак воду не заливаем, знаем - испортится! Мы ее на ежегодный техосмотр отправляем. Чуть застучал мотор - на СТО. А с собой мы что творим? Взрослых тяжело переделать. Надо начинать с ребенка! С детского сада, со школы... А что касается проблем, то они всегда были и будут. Главное - выбрать приоритеты. Мой приоритет - это здоровье и физическая культура населения. Как говорил всероссийский староста Михаил Иванович Калинин, в жизни живет лучше тот, кто окреп физически. Понимаете мою мысль? Будет здоровье у человека, будет у него и успех, будет в области, в стране  развиваться и малый, и средний, и большой бизнес... А когда нет здоровья - и ничего нет, и ничего не надо...
Есть здесь и еще один аспект. Я уверен, что нет более эффективного средства уберечь детей от вредных привычек. Кто понимает роль здоровья в достижении жизненного успеха, тот никогда не пристрастится ни к алкоголю, ни к наркотикам. Посмотрите на статистику: в 2010 году общее количество зарегистрированных преступлений по сравнению с 2009-м в регионе уменьшилось на 16,4 процента (РФ - на 12,2 процента). И сокращение идет разными темпами на протяжении последних лет. Это уже тенденция!
- С этим никто не спорит.
- Мало не спорить! Необходимо вкладывать! Вы думаете, было достаточно просто не спорить для того, чтобы федеральный центр вошел в проекты на условиях софинансирования? В основном все построено на условиях 50 на 50. Есть, конечно, объекты, где область вложила до 70 процентов. Привлекали и привлекаем муниципалитеты. Хочешь иметь новый стадион с искусственным полем - бери часть финансирования на себя. Но построить мало. Что служит, на ваш взгляд, основным показателем состояния физической культуры в обществе?
- Наверное,  уровень здоровья и физического развития людей.
- А я думаю, что и степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования. Понадобилось почти десять лет, для того чтобы отношение к личной физической культуре и к уроку физкультуры изменилось. Я отдаю себе отчет, что не до конца. Но общественное мнение все-таки изменило свою траекторию. Вы знаете, ведь много было недовольных. Небогатая область... Но мы начали с малого.
Построили 27 небольших физкультурно-оздоровительных комплексов в области и больше десятка - в самой Пензе. Территориально привязывали их к школам и вузам. Учили и преподавателей физической культуры.
- А чему их можно научить?
- Чему учить? У нас, к сожалению, педагогические вузы выпускают не столько педагогов, сколько тренеров. А нам сегодня необходимы настоящие высокопрофессиональные учителя, которые добиваются не столько выполнения нормативов, сколько формируют, внедряют в сознание детей новую жизненную философию, если хотите. Как говорил Декарт: «Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно».
У нас сегодня, например, активно внедряются дневники спортивных и личных достижений, чтоб ребенок хотя бы  внимание обратил на самого себя, на свой организм, на свое здоровье... В Министерстве образования области идет серьезная работа по внедрению новых технологий  при проведении уроков, подчеркну, физической культуры. Много споров сегодня вокруг проекта новых образовательных стандартов для старшей школы. Мол, почему такой предмет, как физкультура, вошел в перечень обязательных. А я за! Двумя руками! Только урок физической культуры должен стать другим. У нас в прошлом году учителя-предметники получили нетбуки. В том числе и учителя физкультуры. Возникал вопрос: зачем физкультурникам компьютер? А я сказал, что им надо в первую очередь выдать. Ведь Интернет - это всемирная энциклопедия. Как увлечь подростка? Как убедить его в необходимости увеличения двигательной активности? Можно заставлять, можно ставить двойки, можно вызывать родителей в школу. А можно поискать в Интернете запись какого-нибудь матча профессионалов или танцевального марафона. Еще лучше показать ученикам мастерство их же сверстников из других городов, стран. Ребята смотрят - им хочется попробовать. И в этот момент начинается сотрудничество ребенка и педагога.
Дети узнают, где можно добыть новую информацию... Надо уметь  вдохновить, увлечь... Можно найти уникальные методики своих коллег... Можно многое! Конкретный пример приведу. Несколько лет назад у нас было много «больных» девочек. У каждой - справка от врача с освобождением от физкультуры. Барышням не хотелось бегать стометровки... Мы это поняли и ввели для девочек аэробику. И мамы с дочками косяком пошли в поликлинику брать разрешение на занятия физкультурой. Главное - включить мозги и самим учителям и директорам школ захотеть!
- Сегодня много говорят о вашем проекте «Танцующая школа». Это оригинальная альтернатива урокам физкультуры или проект для вдохновения детей?
- Не альтернатива, а дополнение. Ведь дети для нормального развития должны в день по 4 часа нагружать свой организм движением. А они у нас за компьютерами, телевизорами, партами, на диванах... Поэтому пусть танцуют все. И потом это же так красиво! Развивает и гибкость, и чувство ритма. Девочки становятся более женственными, а мальчики начинают понимать, что такое вести партнершу и отвечать за нее. Я думаю, это неплохо. А вдохновлять детей должны все проекты, которые реализует школа.
- Это замечательно. Но вряд ли ребятишек вдохновляет сдача тестов губернатора?
- Это как организовать  процесс. Можно ведь  создать праздничную атмосферу, организовать настоящее шоу. Это с одной стороны. А с другой - почему по математике вы сдаете экзамен, а по физкультуре ни экзаменов, ни домашних заданий? Это ведь такой же учебный предмет, как и все остальные. Поэтому комплекс из 6 тестов на выносливость, гибкость, проверку скоростно-силовых качеств ученика - это своеобразный экзамен, который проводится два раза в год - в сентябре и мае. Правда, оценки за губернаторские тесты в журнал не выставляют. Другое дело ГТО. Помните? Это было престижно! Всесоюзный уровень! Многоборцы - супермены! Обладатели значка «ГТО» - это как сегодня обладатели иномарки! Круто, как сегодня говорит молодежь. Вот система работала на то, чтоб мы были лучшими в мире. Сейчас наш советский опыт взяли Китай и ряд других государств, у них и результаты пошли. Они нас обогнали. Но это другая тема. Сегодня все-таки в приоритетах массовый спорт и повышение уровня физической культуры. Вырастить здорового ребенка для экономики выгоднее, чем потом его всю жизнь лечить.
- Но власть может сколь угодно много построить спортивных объектов, учитель может зажигать на каждом уроке, а дома и мама, и папа физической культурой, мягко говоря, пренебрегают. В результате все усилия насмарку.
- Доля истины в ваших словах есть. И если родители спортивно ориентированы, то и дети стараются не отставать. Из таких семей вырастают чемпионы. Возьмите нашу олимпийскую чемпионку по прыжкам в воду Юлю Пахалину. Ее папа - это и ее тренер.
Но это исключение из правил. Большинство родителей надо, как и их детей, вдохновлять и зажигать. Надо менять образ жизни  наших земляков.
- На мой взгляд, неподъемная задача.
- Нет ничего невозможного. Надо всегда ставить себе амбициозные цели. Только тогда можно сдвинуться с мертвой точки. Инфраструктура готова. Система, в основе которой семья и школа, выстроена и объединена вокруг физкультурно-оздоровительных комплексов. Эти ФОКи постепенно становятся центрами притяжения всего микрорайона. Ну а там  и до спорта высоких достижений недалеко.
- Вам и сейчас есть чем похвастать.
- Да и в олимпийских сборных наши ребята есть. И водные виды спорта, и гимнастика, и тяжелая атлетика, и борьба у нас на высоком уровне. С игровыми видами спорта пока не все так хорошо, как хотелось бы....
- Но система уже дала свои плоды по многим направлениям. К вам опыт перенимать коллеги-губернаторы, члены Правительства РФ не ездят?
- Приезжают. Президент Мордовии Николай Иванович Меркушкин как-то сказал: «Если бы Пенза не подпирала, я бы многие объекты не построил». Он тоже очень активно развивает спортивную инфраструктуру, а пример брал с нас. Состязательность подтолкнула многие регионы, с которыми мы дружим, развивать спортивную инфраструктуру. Приезжали президент Дмитрий Медведев, премьер Владимир Путин, министр спорта Виталий Мутко, члены правительства и главы спортивных федераций. Мы рады поделиться со всеми своим опытом.

Статфакт

Всего в области 3517 спортивных объектов.
Из них:
    8 дворцов спорта;
    17 футбольных полей (в системе образования - 9);
    27 комплексных стадионов;
    47 физкультурно-оздоровительных комплексов (40 - в системе образования);
    60 плавательных бассейнов (22 - в системе образования);
    788 спортивных залов (623 школьных);
    2015 плоскостных сооружений.