Надежда Константиновна здесь побывала в 1929 году, когда детскому дому исполнилось пять лет. Внимательно все осмотрела, подружилась с бывшими беспризорниками и вскоре в одной из своих статей написала: «Замечательно хороший детдом! Ребята развитые, очень живые, держат дом и себя в образцовой чистоте». Десятилетие спустя после этого визита детдом стал носить ее имя. Сегодня многие считают, что он дедушка. Добрый такой 87-летний дед с лучистыми морщинками и детскими глазами. Я с такой характеристикой согласна. Мне вообще кажется, что дома, где живут дети, имеют душу, что они похожи на людей. Кто-то веселый, а кто-то задумчивый, тот озорник, а этот мыслитель. Железноводский 10-й - оптимист. И немножко романтик. Я поняла это, когда прочитала сочинение воспитанника Арсена А.: «Мне 13 лет. Учусь в 7-м классе. Серьезно увлекаюсь футболом. Для меня футбол - это целый мир. Мир красоты движения и мужского братства. Я женюсь в 29 лет, когда у меня будет профессия. Хочу связать свою жизнь с армией, стану военным врачом. У меня будет четверо детей, трое сыновей и дочка. И пусть с нами живет бабушка, которая будет печь пироги. У нас нет наказаний. Дети нам доверяют. Я никогда не придираюсь к ним по мелочам. Но мы с женой добиваемся, чтобы они бережно относились к вещам, стремились лучше учиться, быть честными, справедливыми, отзывчивыми».
Никогда не бывают оптимистами и романтиками дети, если они не растут в тепле и радости. А это мальчишеское сочинение убеждает меня в том, что Арсен получил в своем доме воспитание, в самом ядре которого - наиболее важные человеческие ценности: любовь, дети, семейное счастье, забота, преданность, хорошее образование, достойная профессия. Такие ценности невозможно вдолбить. Они, повторяю, воспитываются, то есть внушаются, примером, добром и лаской. Арсен, как и все остальные 40 воспитанников, хорошо представляет себе, как устроена семья, какие обязанности выполняют его члены. Потому что детдом устроен по семейному принципу. В каждой семье есть мама, папа (воспитатель-мужчина), дети и две бабушки (помощницы воспитателя пожилого возраста). Группы разновозрастные, сохранены родственные связи между детьми. Если в детдом попадают брат с сестрой, они, конечно, живут вместе. Расселены дети по квартирам. Уклад жизни вполне домашний. Иначе говоря, семья она и есть семья!
Трудно поверить, но атмосфера абсолютного уважения к личности ребенка в этом детдоме берет свое начало... в тридцатых годах! Спустя семьдесят лет будет сформулирован один из самых ярких педагогических приоритетов, которому все это время следуют все сотрудники железноводского детского дома, - личность важнее проблемы. А проблема состояла в том, что в детдоме появились дети «врагов народа». По указанию свыше им поменяли имена, фамилии, биографии. Иначе говоря, перечеркнули всю их жизнь, чтобы навсегда потерялись в пространстве и времени их родные и близкие. Что бы сделали, и наверняка делали, в таком случае плохие детские дома? Растили бы детей в духовной слепоте, в суровой дисциплине и подчинении. И выросли бы из них маленькие звереныши. А спасти этих детей могла только большая любовь. И она в этом детском доме была. И потому все, подчеркиваю, все воспитанники железноводского детдома стали достойными гражданами своей не всегда справедливой к ним родины.
А потом грянула война, Великая Отечественная. И детский дом опять наполнился бедой. В августе сорок второго немцы так стремительно высадили десант в районе Пятигорска, что никто по всей округе не успел уйти. И уже в декабре в комнатах детского дома слышались не ребячьи голоса, а крики пьяных немецких солдат. Голодные, испуганные мальчишки и девчонки сидели в подвале. Когда в январе 1943 года, сразу после освобождения советскими войсками Кавказских Минеральных Вод, главной мамой была назначена Зинаида Пономарева, она увидела смертельно исхудавших детей с лицами старичков. Первое, что она услышала, был едва различимый ухом, затравленный шепот: «Тетя, дай хлеба!» Хлеба в детдоме не хватало еще не один год. В сорок восьмом главной мамой стала другая тетя - Евгения Афанасьева. Низенькая, щупленькая, она возила из Пятигорска на огромных быках хворост для кухни и кукурузный хлеб. Когда его резали, он рассыпался на маленькие крошечки, и его горстями делили между детьми.
Где уж он, тот кукурузный хлеб? Остался в сороковых послевоенных. А бережное отношение к еде воспитывается у детей в этом доме и по сей день. В детдомовской столовой, такой светлой и современной, никогда не увидишь брошенных недоеденных кусков. Во всем детдоме чистота и порядок. Сегодняшний директор Нина Стефановна Белан с нескрываемой гордостью водит меня по красивому зданию. В первую очередь показывает столовую, затем медицинский блок. Здесь работает лучшая медсестра Железноводска Светлана Феник.
- Вот уже три года в нашем крае действует специальная программа углубленного медицинского осмотра детей, - рассказывает Светлана Владимировна. - К нам приезжают узкие специалисты, краевые медицинские светила. Они осматривают всех воспитанников, и если выявляют патологию, мы берем этих детей на учет. Весь год занимаемся ими, выполняем лечебные рекомендации.
- Кстати сказать, в этом году краевые светила поблагодарили наших медиков, и особенно Светлану Владимировну, за хорошее выполнение их рекомендаций, - вклинивается в разговор директор. - А когда была проверка по линии президента страны, наш медицинский блок отметили и эти проверяющие. Похвалили. Порекомендовали распространять наш опыт. Ведь некоторые диагнозы своим хорошим лечением нам удается полностью снимать. Дети выздоравливают! Они крепнут, хорошо растут. Вот в этом году в Ставрополе были прооперированы три ребенка. Мы выхаживали их после операции, поставили на ноги.
Один известный индийский философ, наш современник, однажды сказал, что можно рассматривать мир с помощью мысли, которая все упорядочивает, пытается объяснить, подвести под правила. А можно - с помощью любви, которая ничего не объясняет, но которой все подвластно. Как бы вы ответили на вопрос, что важнее: знания и умения педагога или мир ребенка? Трудно, правда? И то и другое чрезвычайно важно! Но поскольку мир ребенка чаще всего создает, формирует учитель, то его знания невозможно переоценить. А вот если видеть мир «с помощью любви», тогда «мудрость ребенка важнее знаний, умений, навыков педагога; понимание и сопереживание важнее объяснений». Так гласит еще один педагогический приоритет железноводского детского дома. Глаза, которыми здесь смотрят на ребенка, должны быть полны любви. В 1948 году пришла в детдом новая воспитательница Александра Перец. Трудолюбивая, понимающая. Она разбила и вместе с ребятами ухаживала за садом, высадила клумбы. Покинула Александра Семеновна детский дом только спустя 60 с лишним лет! Многие выпускники писали ей, приезжали в гости. Вот так однажды пришел Ваня Шустренко и попросил помочь разыскать свою сестру Ульяну. Они потерялись в войну. Александра Семеновна даже и раздумывать не стала, сразу решила, что будет помогать. И на целых три года завела себе «мороку»: вела активную переписку с архивами, обращалась в центральные и местные газеты. Писала, и писала, и писала. И ведь Ульяна нашлась! Брат и сестра встретились.
Пять лет под руководством директора Нины Белан педагоги железноводского детского дома занимаются экспериментальной и научно-исследовательской деятельностью, задача которой - формирование ценностных ориентаций у воспитанников. Свой опыт они обобщили в 13 научно-методических пособиях.
Формирование ценностных ориентаций. Какие сухие и даже скучноватые слова... Но какие важные понятия! И потому именно сейчас, после этих скучных и важных слов, мне очень хочется показать еще одно сочинение про семью, которое тоже написано в этом детском доме. Только теперь его автор - девочка, Лариса Б.: «У меня будет прекрасная белокурая дочь. А еще хочу озорного сынишку. Я даже знаю, как назову их - Катя и Макс. У меня будет семья простых и хороших людей, которые умеют смотреть друг другу в глаза и у которых все-все хорошо!»
А вы умеете смотреть в глаза?

Железноводск, пос. Иноземцево, Ставропольский край