Родители
Мама одной из учениц 478-й столичной школы Ирина Михайловна Покровская по пути примитивного монетаризма пошла вынужденно: дочь-третьеклассница в начале года заявила, что так поступают родители большинства ее товарищей. И озвучила таксу: пятерка - 50 рублей, четверка - 40, тройка - минус 10, двойка - минус 20. В неделю одноклассник-середняк заколачивает рублей по 200...
Родители, раскошеливающиеся на оценки, рассуждают примерно так: карманные деньги детям все равно нужны, так пусть они лучше будут заработаны. Сказывается ли это на успеваемости?
- Не думаю, - уверена Александра Николаевна Добрынина, еще одна мать ученицы этой же школы. - Дочь любит учиться, и система вознаграждений вряд ли влияет на ее подход к учебе. Дети же, как взрослые, а у нас зарплата не влияет на качество работы, разве что на настроение...
Другие родители резче относятся к «денежной» практике.
- Я категорически против! - говорит мама ученицы 2-го класса Елена Геннадьевна Ильичева. - К чему «оплата по факту» в конце концов приведет? Только к схеме «заплатишь - буду учиться, не заплатишь - отползай». По ее мнению, карманные деньги школьнику необходимы, и чем он старше, тем они больше нужны. Более того, деньги развивают навыки жизни в материальном мире: их надо уметь считать, уметь соразмерять свои желания с возможностями. Но это никак не должно быть связано с успеваемостью.

Педагоги
- Такие «прейскуранты» - абсолютно неверный подход, - считает и директор школы №488 Татьяна Николаевна Ботина. - Хорошая учеба в достаточной мере поощряется самой школой: это призы, подарки по итогам года, поездки в летние лагеря и многое другое. А вот система внефинансовых ограничений (например, из-за полученной двойки не дать поиграть на компьютере) - это как раз в компетенции семьи. Тут политика кнута и пряника вполне уместна. Но никак не политика рубля!
- Если платить детям за оценки, происходит подмена понятий, - говорит практикующий психолог 478-й Татьяна Геннадьевна Воронкова. - В результате мы рискуем вырастить алчных, жадных людей, которые бесплатно нам же самим стакана воды не подадут в старости. А вот станут ли они лучше учиться не факт... По словам психолога, поощрять, конечно же, нужно. Но важна установка на общий успех, а не на конкретные дензнаки, вещь вторичную. Допустим: «Успешно закончишь четверть - будет новый компьютер». В плане финансов это может оказаться и дороже, но совсем по-другому будет восприниматься. А вот ежедневные гонорары за оценки обычно тратятся на всякую ерунду. Основная причина плохой успеваемости - отсутствие серьезной мотивации к учебе. То есть дети не понимают, зачем им, собственно, нужны знания, куда и зачем с ними идти дальше. Именно это и надлежит исправлять, но никак не с помощью финансирования оценок.

Лично я
Дорогие родители! Деньги нам, конечно, нужны - на булочку, на авторучку, на проезд до школы и обратно, на стакан кока-колы или шоколадный батончик. Остальное - по возможности. От щедрот своих вы вольны делать ребенку подарки просто так или за отличное окончание четверти, или года. Но не превращайте оценки и достижения в товар, подлежащий неминуемой оплате. Школьник, как свойственно любому, кто этот мир только познает, начнет наивно полагать, что так оно и должно быть. И будет всегда, везде.
Несмотря на популярность школьного лозунга «Учеба - это твоя работа», учеба - это лишь подготовка к будущему. Это долгосрочный вклад, проценты с которого мы получим нескоро. Постарайтесь такую позицию донести до детей.
Естественно, сунуть пару десяток (лучше сотен) за отличную оценку проще, чем вести долгие душеспасительные разговоры. Но тогда приготовьтесь к тому, что ваш ребенок подсядет на материальное поощрение, как на наркотики или компьютерные игры, что учеба утратит для него самоценность. Тогда можете поставить в воспитании жирную точку. Вы вырастите шантажиста, который и шага не сделает, не будучи уверенным в том, что за этот шаг с ним рассчитаются.