Первый урок русского языка. Точно не могу вспомнить, что мы проходили на том уроке, но помню, что я пристально следила за каждым  движением Александры Ивановны Смотриной, стараясь уловить каждое сказанное ею слово. Придя домой,  я с порога заявила, что обязательно буду учителем русского языка и литературы. На мои слова тогда никто из домашних особого внимания не обратил. Но именно с этого дня начался мой путь в педагогику. Чем же покорила меня Александра Ивановна?
О чем бы ни рассказывала она, ее речь всегда отличалась какой-то особенной проникновенностью. Мы, затаив дыхание, слушали биографию Пушкина или Лермонтова, стихи, которые она нам читала.
Войдя в класс, она как-то сразу успевала посмотреть на всех нас. Взгляд ее задерживался на каждом мальчике и девочке, как бы спрашивая: «Ну как себя чувствуешь? Как настроение?» В одной из книг я вычитала такую фразу, когда опытный директор говорит молодому начинающему учителю: «Прошу вас запомнить: плохое настроение ученика - это тревога, а плохое настроение учителя - это уже беда». Александра Ивановна с добродушной улыбкой смотрела на нас, и в такие минуты казалось, что она по нашим глазам читает все о нас. Авторитет ее был абсолютен. Есть люди, которые не читают нотаций, не делают замечаний, но при них невозможно поступать плохо.
Помню урок русского языка (я тогда училась уже в 8-м классе). Мы изучали тему «Тире между подлежащим и сказуемым». Александра Ивановна привела пример: «Жизнь прожить - не поле перейти. Подлежащее - прожить, а сказуемое - не перейти». Посмотрела на нас задумчивыми глазами и продолжила: «Как верно сказано в пословице. Пройти через поле три километра нетрудно, а прожить всю долгую жизнь и остаться человеком - очень трудно» . Не знаю как мои одноклассники, но эти слова я запомнила на всю жизнь.
Окончила я институт, по распределению стала работать в отдаленной сельской школе, деревянной, старенькой и холодной. И только тогда, встретившись с первыми трудностями в работе, я поняла слова Александры Ивановны «жизнь прожить - не поле перейти». С тех пор, когда начинаем изучать ту тему, я на своем уроке привожу пример моей учительницы и рассказываю о ней.
Однажды, уже будучи на заслуженном отдыхе, Александра Ивановна приехала в школу. Поговорив с директором, с нами,  она гордо сказала: «Я не жалею, что большую часть жизни проработала в школе, потому что среди моих учеников столько учителей, и каких!» Вся жизнь Смотриной была непроизвольной агитацией за учительскую профессию. 

​Светлана СОЛОВЦОВА, учитель Помарской школы, Волжский район, Республика Марий Эл