Элективный курс «Русский язык и культура речи», который я разработала, направлен на решение этой актуальной задачи. Я использую разные формы проведения занятий: семинары-практикумы, интерактивные лекции, лабораторные занятия, творческие практикумы, дискуссии, проектную  деятельность, деловые игры. Одно из занятий называется «Имидж делового человека». Наверное, нет таких профессий и специальностей, где искусство владеть словом не пригодилось бы. Но в некоторых областях человеческой деятельности, к которым относится и бизнес, владение искусством речи является обязательным. Ведь деловому человеку, занятому в сфере предпринимательства, постоянно приходится общаться с людьми, беседовать, участвовать в коммерческих переговорах, проводить служебные совещания, вести прием посетителей и сослуживцев. Но чтобы хорошо говорить, надо ставить перед собой вопрос:  как сказать правильно, понятно, красиво?
Вместе с ребятами мы решаем, из чего  складывается положительный образ. Внешний облик, конечно, важен,  ведь встречают по одежке. Но еще важнее культура поведения, основным компонентом которой является культура речи. Мы разбираем ситуации «телефонный разговор», «собеседование», «переговоры», выявляя ошибки в речи. Самые  популярные - многословие и канцеляризмы: вместо «помогли» - «провели работу по оказанию помощи», вместо «победили» - «одержали победу». Часто встречаются нелогичные высказывания вроде «декада будет проходить 5 дней», хотя слово «декада» означает  10 дней.
Нужно избегать заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, выступлении - в нем сквозят переоценка собственной персоны и пренебрежение к окружающим. Только полная уверенность в правильности своей  речи даст возможность сосредоточиться не на словах, а на деле.

​Рузалия ШУГАЕПОВА, учитель русского языка и литературы средней школы Тынды, Амурская область