- Особенность нашего района в том, что большинство школ малокомплектные, с малой численностью учащихся, - говорит Юрий Иванович. - Это несет с собой серьезные проблемы. Первая - обеспечение условий для получения качественного образования, вторая, не менее серьезная, - социальная, связана с профессиональной судьбой работников образования. За последние годы в нашем районе накоплен опыт по сетевому взаимодействию и оптимизации условий предоставления образовательных услуг. Сформирована сеть базовых школ, которым предстоит стать ресурсными центрами в своих образовательных округах. Идет объединение школ разных ступеней и детских садов. Создаются условия, отвечающие современным требованиям к образовательному процессу, осуществляется пополнение и обновление автобусного парка. Бесплатный Интернет в школах, медиатеки позволяют на более высоком уровне организовать учебный процесс, готовиться к единому государственному экзамену, творческим конкурсам. В школах района - 270 компьютеров, 50 мультимедийных проекторов и 18 интерактивных досок.
Для повышения качества образования в общеобразовательные учреждения Баганского района поставлено оборудование для 11 учебных кабинетов на сумму 2,5 миллиона рублей, по направлению «Сельский школьный автобус» в 2007-2009 годах мы получили 7 автобусов и 5 автомобилей «газель». В прошлом году наш район был включен в программу «Школьное окно», что позволило существенно улучшить условия пребывания детей в двух средних школах - Теренгульской и Савкинской.
- Юрий Иванович, как район готовится к переходу на новые ФГОС?
- Стандарты второго поколения предполагают значительное увеличение роли дополнительного образования. В наших школах наиболее распространенной формой дополнительного образования является организация физкультурно-оздоровительной работы. Но сегодня три средние и четыре основные школы не имеют спортзалов. Пока не имеют. В Багане за счет средств областного бюджета, при долевом участии районного бюджета в 2009 году реконструирована средняя школа №2, теперь в обновленном спортивном зале проводятся не только уроки физкультуры, но и мероприятия районного и областного уровней. Кроме того, отремонтированы беговые дорожки двух стадионов, построены пять хоккейных коробок, сделан ремонт 10 пришкольных площадок.
 Мы хорошо понимаем, что будущее экономики района и образование тесно взаимосвязаны. В нашем районе нет профессионального училища. Но сложилась система профессиональной подготовки в школах по специальности «тракторист-машинист», которая традиционно востребована в сельской местности. Правда, материальная база здесь требует обновления. Во многих школах созданы ученические учебно-производственные бригады.
- Что изменилось с переходом на новую систему труда?
- Во-первых, произошел существенный рост средней заработной платы учителей. Сейчас она составляет 17827 рублей, зарплата педагогических работников допобразования - 16447, воспитателей - 13277, технических сотрудников - 8950. Повысилась заинтересованность педагогов в профессиональном росте. Этому способствует система профессиональных конкурсов. Традиционными стали «Учитель года», «Самый классный классный», «Вожатый года», «Лучший психолог», «Воспитатель года», «Урок в начальной школе». Тематика за последний год расширилась, появились конкурсы «Лучший сайт ОУ», «Лучший учебный кабинет», «Лучшая группа ДОУ». К сожалению, компьютер пока еще не стал рабочим инструментом каждого учителя. Мониторинг показывает, что компьютерные технологии используют в работе лишь 55 процентов учителей. Причин тут несколько: и консерватизм, и недостаточное количество техники в школах, и отсутствие личных компьютеров. Нужен выход на принципиально иной уровень общения. Уже сейчас педагоги включаются в новый вид взаимодействия. Пока мы участвуем в тех семинарах, которые готовят Новосибирский центр мониторинга, Областной центр информационных технологий, институт усовершенствования, внутри района такой вид взаимодействия еще не отрегулирован.
Современная школа требует новых учителей. Поэтому большое внимание уделяется повышению квалификации учителей. Проблема состоит и в том, что у нас отсутствуют специалисты узкого профиля - психологи, логопеды, дефектологи, детские неврологи, которые бы могли оказать существенную помощь не только детям, но и педагогам и родителям.
- В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что образовательная программа школы помимо обязательных занятий должна включать развитую систему дополнительного образования детей...
- Сейчас во Дворце детского творчества и на базе образовательных учреждений района в 129 объединениях занимаются 1110 детей по художественно-эстетическому, эколого-биологическому, туристско-краеведческому, социально-педагогическому, техническому и спортивно-оздоровительному направлениям. О результатах деятельности по программе «Дарование» по поддержке и развитию детских талантов и творчества свидетельствуют 42 награды воспитанников зонального, областного, регионального и всероссийского уровней, завоеванные в 2009-2010 годах. Использование проектных технологий в воспитательной и образовательной деятельности позволяет реализовать творческие идеи педагогов и детей.  Проект «Баган-Качиры - территория дружбы и культуры» получил грант Президента РФ - 180 тысяч рублей. С его помощью мы вышли на международный уровень сотрудничества с детьми и молодежью Республики Казахстан, организовали удивительный фестиваль культуры народов, проживающих в Баганском районе.
Создать  новый современный музей-кабинет по экологии и виртуальный музей природы, оснащенный мини-экспресс-лабораториями, интерактивной доской и другими техническими средствами обучения, позволили средства государственной поддержки. Проект «Люби и знай свой край» по внедрению инновационных технологий в экологическое образование сельских школьников в 2009 году получил грант Президента РФ. Проект «Необыкновенное в обыкновенном» стал районным, и в нем приняли участие 14 образовательных учреждений.
- Юрий Иванович, успехов в воспитательной деятельности невозможно достичь без тесного взаимодействия с родителями.
-  Второй год в районе реализуется программа духовно-нравственного воспитания «Семья и Родина едины». Особое внимание сосредоточено на создании условий для включения в образовательное пространство и успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Шестеро ребят уже начали обучение по проекту «Дистанционное обучение детей-инвалидов Новосибирской области». Школа в селе - больше, чем просто учебное заведение. У нас это центры досуга: музеи в школах Ивановки, Кузнецовки стали сельскими и ведут работу не только с детьми, но и со взрослыми. Школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия становятся привлекательным местом семейного досуга, общения. Реализуется программа родительского всеобуча.
- Советы школ как форма самоуправления в Новосибирской области действуют давно и успешно. В чем их секрет?
- С 2007 года мы пересмотрели роль общественных советов, расширили их полномочия. В районе создан общественный совет по образованию. В его состав входят представители общественных организаций, учредителя, родительской общественности.
Еще одним важным направлением государственно-общественного управления стало формирование институтов наблюдателей в организации итоговой аттестации учащихся 2-й и 3-й ступеней обучения. На ЕГЭ ежегодно аккредитуются в качестве наблюдателей представители районного женсовета, профсоюзной организации, совета по образованию. В процедуре аккредитации образовательных учреждений также принимают участие представители общественности. Во время проведения аккредитационной экспертизы выявляется уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг, дается оценка качества кадрового обеспечения и учебно-материальной базы.

Комментарий

Александр ЯНИН, начальник управления организационно-правового и ресурсного обеспечения Министерства образования и науки Новосибирской области:
          
- В результате системной и совместной работы, направленной на улучшение условий обучения детей, за последние три года увеличилась доля школьников, обучающихся в благоустроенных школах, с 65 до 84 процентов. Особенно эта работа важна на селе, где школы фактически являются социально-культурными центрами. В Баганском районе подобные меры позволили в целом улучшить муниципальную систему образования, сориентировав ее на сохранение здоровья детей и повышение качества образования. 
В ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» с 2006 по 2010 год в системе образования Новосибирской области значительно укрепилась учебно-материальная база образовательных учреждений. В школы области поставлено 1358 комплектов современного учебного оборудования. В 435 школах построены и реконструированы спортивные площадки, в 186 - сооружены новые хоккейные коробки. Оборудованы и оснащены медицинские кабинеты. Большая часть столовых оснащена новым технологическим оборудованием. Все школы имеют автоматические противопожарные системы оповещения о пожаре и получили 272 автобуса для подвоза детей к местам учебы.
Вместе с тем в области остро стоит проблема ветхости зданий образовательных учреждений. Реализуется областная строительная программа, в рамках которой в строй вводятся новые школы. За последние два года школьные здания построены в городах и поселках Коченево, Каргат, Болотное, Завьялово, Купино, Биаза. Ежегодно из бюджетов всех уровней на капремонт и обеспечение безопасности в школах области выделяется около
1 миллиарда рублей. Тем не менее требуются значительные капитальные вложения. С 2010 года по инициативе губернатора Новосибирской области в образовательных учреждениях региона реализуется проект «Школьное окно». В его рамках в прошлом году установлено 10711 пластиковых оконных блоков. Общая сумма затрат составила 256,6 миллиона, из них средства областного бюджета - 200 миллионов.  Теперь в помещениях школ, где заменены окна, даже в морозные дни отмечается повышение температуры на 3-6 градусов. В помещениях для начальных классов окна оснащены специальными замками, которые не позволяют детям открывать их самостоятельно.
На «Школьное окно» в 2011 году только областным бюджетом предусмотрено 150 миллионов рублей. С учетом муниципальных средств планируется заменить окна не менее чем в 135 школах. Этот проект долговременный, на его реализацию предусмотрены средства и в последующие годы. Эффективность совместной работы областных и муниципальных структур дает основания для последующей разработки аналогичных проектов, предусматривающих замену школьных кровель и обновление спортивных залов.

Новосибирская область