- Финская система образования устроена так, что каждый ребенок оказывается в центре внимания и поэтому достигает результатов в учебе, - отмечает руководитель Отрадненского управления Министерства образования и науки Самарской области Владимир Гусаров. - Я, собственно, и захотел поехать посмотреть изнутри, как там добиваются того, что по исследованиям PISA качество образования страны оценивают как одно из лучших в мире. И увидел: да, там научились находить подход к каждому ребенку, там выстраивают такие индивидуальные маршруты обучения, при которых определенный государством образовательный стандарт осваивают даже те, кому учеба дается тяжело из-за физического или психологического состояния.
- А у нас другая сильная сторона, - подхватила тему руководитель Поволжского управления Министерства образования и науки Самарской области Светлана Сазонова. - Мне кажется, так, как в России занимаются с одаренными детьми, не работают больше нигде! Вот что мне действительно понравилось в Финляндии, так это отношение к наследию и природным ресурсам. Вот уж где высоко развита экологическая культура!
1529-я пример тому, как растят одаренных детей. Эта школа, в которой обучают искусству жить. Здесь царит пиршество разума, как обозначил увиденное-услышанное Гусаров. Директор гимназии Марина Соловьева любит цитировать своего знаменитого родственника Павла Флоренского: «Жизнь пролетает, как сновидение, и ничего не успеваешь сделать за мгновение жизни. Поэтому надо обучаться искусству жизни - самому трудному и самому важному: насыщать каждый час существенным содержанием и помнить, что он никогда не повторится».
В основу образовательной стратегии гимназии положены четыре приоритета. Это приобретение фундаментальных знаний в системе классического образования. Формирование навыков исследовательской, проектной, творческой деятельности. Формирование современной информационно-коммуникативной культуры. Воспитание способности и мотивации к непрерывному образованию.
В гимназии обеспечивается углубленное изучение русского языка! Но при преклонении перед великим и могучим свободное владение другими обязательно. После уроков сюда приходят преподаватели из МГИМО и помогают ребятам освоить китайский, или фарси, или какой-то иной будоражащий экзотикой восточный говор. А в обычное время ученики изучают английский по углубленной программе, немецкий, французский по выбору и латинский, так как в гимназии работают классы раннего медицинского профилирования, да и вообще разве может культурный человек обойтись без латыни?! При обучении иностранным языкам в гимназии используются как традиционные методы, так и современные технологии - мультимедийные и интернет-ресурсы, видеокурсы, компьютерные программы, проектная деятельность, конференции, дискуссии, ролевые игры.
- Китайская поговорка, - объясняет позицию гимназического сообщества заместитель директора Татьяна Ганина, - гласит: «Скажи мне - и я забуду, подскажи мне - и, может быть, я запомню, сделай меня соучастником - и я пойму». Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются этой деятельностью.
Возможностей стать соучастником в гимназии много. Например, урок под названием «Человек и история», на котором читают «Войну и мир» Толстого литератор Наталья Гаврилова, историк Дарья Львова и, конечно же, десятиклассники. Два предметника рассматривают роман каждая по-своему. Эту художественную летопись на интегрированном уроке-диспуте обсуждают, размышляя: что такое философия истории, отношение, взгляд со стороны, мотивы и обоснование? О чем эта книга? И какими приемами пользовался писатель, чтобы создать эффект отстранения, выразить свою позицию? То и дело выходят с докладами - зарисовками какого-либо исторического момента, который удалось ухватить в процессе глубоких исследований события, сами ребята. И, не страшась авторитета великого русского мыслителя, спорят, отстаивая свою точку зрения. «Что ж, с Толстым можно не соглашаться», - дарует им прерогативу на собственное мнение учитель.
Мастер-класс финалиста конкурса «Учитель года Москвы-2011» Ирины Вилковой стал наглядной иллюстрацией идеи гимназии: искусство - ключ к самому себе. Она тоже считает, что урок удался, когда ребенок выходит с него с вопросом, на который будет искать ответ. Ведь главное - не давать готовых рецептов, а научить учиться.
- Кстати, - спохватывается директор кинель-черкасской школы №2 Ольга Иванова, - в Финляндии тоже считают, что задача школы в первую очередь научить учиться. Мне понравилась эта страна с традициями, устоями, четкой государственной стратегией. Особенно отрадно было видеть, что у финнов настолько высок престиж учителя. И дело тут даже не в высокой зарплате, у педагогов есть возможность подходить к делу творчески. Я рада, что совершила это образовательное путешествие. Увидела, как дети доверяют своим учителям. Ведь они абсолютно уверены, что те дадут им необходимые знания, чтобы быть успешными в жизни. Почувствовала, как люди умеют быть счастливыми, вместе посещая музеи. Мне встретились увлеченно собирающие информацию о каком-то экспонате мальчишки, один из которых был на коляске. Просто с каким-то удовлетворением наблюдала, как внучка со своими бабушкой и дедушкой наслаждались разглядыванием кукольного домика - им было хорошо друг с другом!
Порой самые обычные вещи можно разглядеть только издалека, оторвавшись от привычной ситуации. Иногда один день, считал Анатоль Франс, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. А Альбер Камю утверждал: путешествие помогает нам вновь обрести себя. И приобрести друзей.

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото), Москва