В ​контексте русской культуры, в частности русской литературы, слово «путешествие» имеет особую семантику: это путь, но не только физический, но и духовный, путь познания, путь поиска. Следовательно, путешествие можно считать способом познания действительности, окружающего мира. Путешествуя, человек приобретает колоссальный интеллектуальный и эмоциональный опыт, путешествие его не только учит, но и воспитывает.
Цель моего проекта - проведение полного многоаспектного анализа художественного произведения, осмысление идейного содержания, раскрытие авторского замысла, а также формирование личного впечатления и истолкования художественного произведения.
Для осуществления цели я поставила такие задачи:
- посещение мест и следование маршрутами литературных героев;
- подбор материала, включающего разнообразные сведения о посещаемых местах (историческая, географическая, искусствоведческая справки);
- применение материала в работе над толкованием художественного произведения;
- реализация полученных знаний, опыта в итоговой работе.
Совместные путешествия с учениками как один из видов учебной и воспитательной деятельности учителя традиционны, но путешествия по местам литературных героев в достаточной мере новый способ изучения художественного произведения на уроке литературы, который реализуется в рамках современной гуманизации образования, где основным направлением деятельности педагога становится развитие личности учащегося. Осуществление такого проекта способствует достижению многих воспитательных задач, стоящих перед педагогом, имеет общеразвивающее значение для каждого принимающего участие в работе ребенка.
Мой проект актуален и тем, что приемы, используемые в ходе его реализации, мотивируют ученика к самостоятельной деятельности, дают возможность выбрать ее форму и программу, самому определять цель, находить оптимальные пути ее достижения. Такие путешествия по литературным местам как способ аналитической работы над произведением побуждают учащихся обратиться к тексту с максимальным вниманием, мотивируют к чтению, более близкому знакомству с творчеством того или иного автора и, что особенно важно, повторному прочтению.
Ключевой этап в реализации проекта - работа во время прохождения маршрута литературного героя. Учащиеся находят, отбирают и далее используют материал, знакомящий их с историей места, его географическими характеристиками, художественными особенностями (стиль, культурная ценность, содержание и значение), анализируют воплощение визуального образа в словесном искусстве, то есть своеобразную интерпретацию. На этом этапе реализуются межпредметные связи литературы с такими учебными дисциплинами, как история, география, мировая художественная культура.
Работа во время следования по маршруту важна как момент приобщения, ощущения причастности к эпохе героя и автора, к национальному историческому развитию, культуре, самому процессу творчества. Поиск и подбор информационных источников, их сопоставление и анализ в совокупности с личным впечатлением обогащают интеллектуальный, культурный, эмоциональный опыт учащихся, расширяют кругозор, оказывают влияние на эстетический вкус, возможно, определяют их новые интересы, побуждая к самостоятельной учебной деятельности.
Но и в процессе работы учащемуся требуются разнообразные знания, умения и навыки, поэтому для большей эффективности проекта представляется целесообразным реализовывать предложенный комплекс приемов в старших классах. В 5-9-х классах возможно применять такой опыт при анализе лирических произведений или фрагментов эпических, при работе с отдельным, хорошо известным учащимся топонимом, при помощи виртуального путешествия (презентация, карта, фильм, фотоальбом), с использованием формы готовой экскурсии.
Следует также отметить, что русская литература, как литература в большей степени дворянская, определяет две важнейшие доминанты литературной географии - Петербург и Москву. Следовательно, основные тенденции развития данного проекта связаны именно с этими городами.

Этапы реализации проекта
    Прочтение художественного произведения (работа над текстами малого объема и эпизодами может проводиться совместно с учителем).
    Учащиеся выписывают топонимы, используемые в тексте, анализируют перечень: вспоминают уже известные им места, подбирают материал, содержащий основные сведения о расположении, истории, художественных особенностях данного места. Находят соответствующие описания или упоминания в тексте произведения.
    Учащиеся наносят топонимы на карту, прокладывают маршрут.
    Посещение отмеченных мест, следование по маршруту литературного героя.
    Работа на месте. Это один из ключевых моментов реализации проекта: учащиеся вновь обращаются к тексту, к заранее приготовленным эпизодам, проводят сопоставительный анализ современного вида и вида с фотографии, воплощенной в произведении эпохи (вид максимально приближен к тому, что мог наблюдать герой или сам автор), фотографируют, заполняют опросный листок.
    На основе собранного материала проводится многоаспектный анализ художественного произведения (его части): коллективно или в группах (индивидуально, когда способ будет в достаточной мере отработан с учащимися), определяется роль того или иного места в сюжете, в характеристике героя, формулируется (если есть основания) значение образа города (городского пейзажа) в произведении, в авторской концепции; практический материал может стать источником создания электронных презентаций, альбомов, которые будут использованы учащимися, не совершившими путешествия по местам героя(ев) произведения.
    Подготовка к итоговой работе. Анализ личных впечатлений учащихся, синтез разных уровней: эпох (автора, персонажа, читателя), точек зрения (автора, персонажа, читателя), действительности художественной и реальной для выявления замысла произведения, формирования собственного истолкования и оценки содержания.
Можно выделить несколько особенностей проекта:
- это проект в проекте, так как создание маршрута литературного героя и следование по нему с одновременной работой по достижению ряда задач - своего рода экспедиция, а весь комплекс выполненных в процессе работы над произведением заданий - коллективное, групповое или индивидуальное исследование;
- проект направлен на достижение именно практического результата, работа, проведенная на всех этапах, должна привести к овладению/закреплению навыков литературоведческого анализа и его итогу - постижению авторской идеи и формированию собственного мнения о содержании и художественных особенностях произведения;
- идею, лежащую в основе проекта, полученные в настоящее время практические результаты, методические разработки может использовать любой учитель.