Мы принимаем решение о проведении пилотного проекта в 125 учебных заведениях, который предполагает поэтапное повышение финансирования в соответствии с нормативами, изменение системы оплаты труда учителей, которая будет зависеть от количества и качества выполняемой работы, введение дополнительного контроля за качеством учебного процесса, в том числе и общественного контроля родительских попечительских советов. В результате мы должны получить качественное, добротное образование в этих школах. Если эксперимент закончится удачно, я в этом уверен, мы должны в течение 2012 года обеспечить распространение этого эксперимента на другие школы, обеспечив соответствующее финансирование.

Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:


- На недавнем заседании Правительства Москвы было принято решение о начале так называемого пилотного проекта по модернизации качества образования в 125 школах Москвы. Суть проекта в том, что запускается новый механизм, во-первых, финансирования образовательных учреждений, который основан на абсолютно точном, прозрачнейшем расчете того, какой школе и сколько положено средств. Во-вторых, для этих 125 школ приняты новые нормативы, как и обещал Сергей Собянин в ноябре на встрече в школе №1060 с Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным. Тогда Сергей Семенович сказал, что москвичам не очень понятно, почему одни школы финансируют из расчета 120 тысяч рублей, другие - из расчета 63 тысячи рублей на ученика, и это положение нужно изменять. Я помню, что комментарии к этому выступлению были такими: сейчас отберут у тех, у кого 120 тысяч рублей, и начнут финансировать из расчета 63 тысячи рублей на ученика. Такие были реакции на выступления мэра. Сегодня принято то решение, о котором говорил Сергей Собянин в ноябре, что нужно поэтапно начинать приравнивать финансирование тех школ, у которых норматив не 120 тысяч рублей, приближая их норматив к нормативу высокофинансируемых школ. Теперь в пилотном проекте утверждены нормативы, которые за базовый норматив берут те 120 тысяч рублей, финансирование учащихся 10-11-х классов, у которых учебный план 36 часов в неделю, составит 120 тысяч рублей. У всех остальных он рассчитывается тоже абсолютно прозрачно - как 120 тысяч разделить на 36 и умножить на то количество часов, которые есть по учебному плану и по нормам СанПиНов. Получается сумма в девятых классах порядка 110 тысяч рублей. Самая маленькая сумма - 73 тысячи в начальной школе. То есть каждый час, каждый урок стоит одинаково - что в одиннадцатом, что в первом классе. Дальше финансирование рассчитывается очень просто. Норматив финансирования одного ученика умножается на число учеников, и вот те деньги, которые школа получает на так называемый фонд оплаты труда, плюс учебные расходы. Сюда не входит то, что город финансирует централизованно: отопление, капитальный ремонт, благоустройство территорий, которое сейчас профинансировано в размере почти 8 миллиардов рублей, питание. Сюда входит зарплата всех работников школы плюс учебные расходы - расходы, связанные с проведением лабораторных работ (приобретением расходных материалов), подпиской и некоторыми другими необходимыми вещами. Но в первую очередь это, конечно, фонд оплаты труда. Поэтому сегодня ни одному человеку не составит труда посчитать, сколько же денег положено каждой из этих 125 школ. Естественно, что мы их предварительно просчитали. Оказалось, что очень разные ситуации. Есть школы, которым придется прибавить очень много, буквально 6-7 процентов финансирования, но таких школ в этом списке немного. Есть такие школы, у которых недофинансирование, могу так сказать, если посчитать по справедливости, до 40 процентов. В среднем по 125 школам Правительству Москвы придется добавить почти 30 процентов финансирования. Понятно, что школа, которую недофинансировали на 40 процентов по нормативу, не может нормально оплачивать труд своих педагогов. Поэтому у нас есть разница в оплате труда учителей одного и того же округа - есть школы, где средняя зарплата учителей 22 тысячи рублей, а есть школы, где средняя зарплата 67 тысяч рублей. Мы понимаем, что собрать высококвалифицированных учителей, платя им 22 тысячи рублей, намного сложнее, чем там, где их зарплата будет 67 тысяч рублей. Понятно, что, пока мы не дадим возможность школе, где 22 тысячи, поднять уровень зарплаты учителей до 67 тысяч рублей или хотя бы до средней по промышленности в Москве, ждать там позитивных изменений, ждать, что родителям будет все равно, в какую школу вести ребенка, и поэтому они побегут в ту, которая рядом с домом, потому что она удобнее, конечно, не приходится. Сегодня появляется механизм абсолютно прозрачного и справедливого финансирования школ. Более того, мэр принял решение, что это финансирование передается этим 125 школам не по статьям, которые чиновники расписали и отдали, а целиком. Не чиновники распределяют эту сумму, ее посчитали автоматически и единой суммой отправляют в школу. И вот дальше наступает самый сложный момент: а готова ли школа к определению единства директора, педколлектива, родителей, учеников правильно распределить эти средства, на наступит ли момент, о котором когда-то Высоцкий написал: «Дали вчера мне свободу, что я с ней делать буду». Я думаю, сегодня у нас главная задача (мы все вместе ею занимаемся) - учеба директоров, председателей профсоюзных комитетов тому, чтобы они могли эффективно распределить эти средства. Но я уверен, что администрация школы сделает огромную ошибку, если не привлечет к этой работе профессиональное сообщество родителей. Я говорю профессиональное, потому что среди родителей есть великолепные финансисты, экономисты, юристы, привлекая их к этой работе, можно получить очень грамотное решение всех задач. Более того, в связи с тем, что школа имеет право самостоятельно распределять эти средства с участием управляющего совета во главе школы, в том же постановлении Правительства Москвы прописано право школы устанавливать собственную систему оплаты труда. Это еще одно испытание для школы. Я уверен, что у многих директоров будет соблазн всем распределить поровну, чтобы внутри школы никто не жаловался. Тогда уважаемые родители никакого повышения качества обучения детей могут не ждать. Не зря в учебнике физики записано, что движение электронов в цепи, то есть вообще движение, появляется только при разности потенциалов. Без этого движение не начинается, и пока учитель не знает, что за более качественную работу он получит больше, чем, если он не будет добиваться этих результатов, вряд ли у него наступит момент мотивации. Но здесь есть другая опасность: когда сопротивление цепи не выдерживает разности потенциалов, бывает короткое замыкание. Здесь важно, какой уровень дифференциации разумен. Я думаю, что родители должны войти в управляющие советы, которые будут помогать директору школы принимать правильные решения. Такие советы будут созданы во всех 125 школах, так как здесь, наверное, очень важны аналитические функции и у многих родителей-профессионалов в этом плане есть хороший опыт. Я уверен, что никакими административными методами нельзя добиться этого, поэтому на основе механизмов нормативно-подушевого финансирования, предоставления самой школе права распределять получаемые средства мы сможем (если отнесемся к этому именно как к коллективному делу, а не отдадим это на откуп одному директору) сделать очень значительный рывок вперед качества образования тех школ, которые пока оставались недофинансированными, а значит, неукомплектованными высокопрофессиональными педагогическими кадрами, имели низкий уровень мотивации к качественной работе педколлектива. Такой механизм мы сегодня запускаем, а к каким последствиям он приведет, наверное, зависит от всех нас - от каждого управленца, от каждого учителя, от каждого родителя.

Приложение 1 к постановлению  Правительства Москвы

Перечень государственных образовательных учреждений, участвующих в реализации пилотного проекта по развитию общего образования в Москве

Восточный округ
1. Школа  №347
2. Школа №351
3. Школа  №377
4. Школа  №378
5. Школа  №386
6. Школа  №423
7. Школа  №690
8. Школа  №796
9. Школа  №810
10. Школа  №1021
11. Школа №1032
12. Школа  №1035
13. Школа  №1167
14. Школа  №1924
15. Школа  №1947
16. Школа №2035

Западный округ
17. Школа №37
18. Школа №63
19. Школа №81
20. Школа №99
21. Школа №807
22. Школа №814
23. Школа №914
24. Школа №1001
25. Школа №1002
26. Школа №1007
27. Школа №1018
28. Школа №1726
29. Школа №2025

Зеленоградский округ
30. Школа №854
31. Школа №853
32. Школа №617
33. Школа №718
34. Школа №1194

Северный
административный
округ
35. Школа №185
36. Школа №212
37. Школа №213
38. Школа №683
39. Школа №221
40. Школа №222
41. Школа №236
42. Школа №743
43. Школа №601
44. Школа №692
45. Школа №706
46. Школа №717
47. Школа №727
48. Школа №2020
49. Школа №2043
50. Школа №849

Северо-Восточный
округ
51. Школа №237
имени В.Ф.Орлова
52. Школа №258
53. Школа №277
54. Школа №283
55. Школа №285
имени В.А.Молодцова
56. Школа №296
57. Школа №305
58. Школа №352
59. Школа №529
60. Школа №655
61. Школа №752
62. Школа №758
63. Школа №762
64. Школа №962
65. Школа №963
66. Школа №1098
67. Школа №2044

Северо-Западный округ
68. Школа №114
69. Школа №593
70. Школа №680
71. Школа №882
72. Школа №1010
73. Школа №1155
74. Школа №1192
75. Школа с этнокультурным (русским) компонентом образования №1747

Центральный округ
76. Школа №232
77. Школа №330
78. Школа №613
79. Школа №1060
80. Школа №1323
81. Школа №83
82. Школа №480
имени В.В.Талалихина
83. Школа №498
84. Школа №1305
85. Школа №588

Юго-Восточный округ
86. Школа №430
87. Школа №481 имени
И.Х.Баграмяна
88. Школа №623
89. Школа №632
90. Школа №687
91. Школа №776
92. Школа №1041
93. Школа №1143
94. Школа №1738
имени А.Миля
95. Школа №1910
96. Школа №1967
97. Школа №2011

Юго-Западный округ
98. Школа №102
99. Школа №22
100. Школа №516
101. Школа №17
102. Школа №779
103. Школа №1995
104. Школа №626 имени Н.И.Сац
105. Школа №865
106. Школа №3
107. Школа №1174
108. Школа №1981
109. Школа №18

Южный округ
110. Школа №426
111. Школа №492
112. Школа №507
113. Школа №511
114. Школа №547
115. Школа №566
116. Школа №856
117. Школа №870
118. Школа №932
119. Школа №947
120. Школа №949
121. Школа №980
122. Школа №1034
123. Школа №1173
124. Школа №2001
125. Школа №2016