На чемпионат приехали школы из Ивантеевки, Королева, Жуковки, Люберец, Медвежьих озер, Белгорода, Санкт-Петербурга, Таганрога. Как обычно, профи и дебютанты. Хотя в этом году новички поделились на старших и младших. Потому что на сей раз участникам была предоставлена возможность изучить международный школьный формат самым доскональным образом.
Доцент Российского государственного педагогического университета имени Герцена Сергей Наумов проводил мастер-классы на чемпионате и в 2010-м. Тогда они в основном были посвящены перекрестным вопросам, знакомым телезрителям по сюжетам из залов суда, и формату, моделирующему парламентские дебаты. Сейчас он учил тому, что принято у спикеров всего мира: уметь говорить, уметь подать себя, а если внезапно оппонент собьет оратора с мысли - быстро сориентироваться и не растеряться. Сам Наумов увлекся дебатами еще в 1996-м. Случайно ознакомился тогдашний школьный учитель истории с технологией на региональном семинаре и оценил ее эффективность по достоинству. Сейчас он выступает в ранге международного тьютора, так как опыт рекомендаций для речей ораторов накоплен у него огромный.
- В современном обществе дебаты происходят в парламентах и на телеэкранах, в вузах и школах, а зачастую и в повседневной жизни, - говорит Наумов. - В данном случае под дебатами понимаются прения, обсуждение вопроса при наличии разных точек зрения, взглядов на него. Такие дебаты, как правило, имеют неформальный характер и ведутся без правил. Устранить этот недостаток призваны «формальные» дебаты, имеющие определенные правила, регламент - так называемый формат. В этом смысле дебаты представляют собой формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников - представителей двух противостоящих, соперничающих команд.
В настоящее время такие «формальные» дебаты широко распространены в школах и университетах всего мира - в Западной и Восточной Европе, США, Японии, Юго-Восточной Азии. В Международную ассоциацию парламентских (университетских) дебатов входят более 50 стран, в международную образовательную ассоциацию «Дебаты» (IDEA) - 27 стран, среди которых и Россия.
В России «Дебаты» получили широкое распространение с 1994 года. Сейчас в программу вовлечены школьники и студенты более 40 городов России. И для многих из них это неразрывно связано с интересной и познавательной игрой.
Да, это особая дискуссия, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте и опыте риторики.
Участие в дебатах призвано обогатить образование, поэтому первое предназначение игры - обучение. Оно имеет большее значение, чем победа. Желание учиться и совершенствоваться не позволяет игрокам использовать недозволенные приемы. А значит, они проявляют свой характер, что помогает приобрести уважение окружающих.
Честность - стержень дебатов. Задача участников дебатов - быть честным в своих аргументах, в использовании доказательств и поддержек и в ответах в раунде перекрестных вопросов. Иногда быть честным - значит признать то, что материала для обоснования своей позиции недостаточно. Иногда «я не знаю» помогает другим, которые тоже ищут истину.
Дебаты касаются идей и их столкновений, а не личности участников. В столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы. Другими словами, вы должны атаковать аргументы оппонентов, их рассуждения и свидетельства, но не самих оппонентов.
Дебаты бывают разных форматов: неполитические (формат Карла Поппера, дебаты Линкольна - Дугласа), политические (Policy Debate), парламентские.
Эти и другие форматы получили свое распространение в России в разное время. Раньше всего, с 1994 года, стал использоваться формат дебатов Карла Поппера, предназначенный прежде всего для старшеклассников. C 1998 года активно развиваются американский и британский форматы парламентских дебатов. Летом 2001 года участники VII Всероссийского летнего лагеря «Дебаты-2001», который проходил в Таганроге, ознакомились с форматом «Политические дебаты», который быстро завоевал популярность среди старшеклассников, студентов и преподавателей.
- Важно отметить, - подчеркивает главный судья игр в 2011-м, заместитель директора методического центра Ивантеевки Зоя Киргизбаева, - что появление новых видов дебатов отнюдь не означает забвения ранее освоенных форматов. Речь идет о расширении свободы участников программы «Дебаты», предоставлении новых возможностей для самореализации и творчества.
На современном этапе развития программы «Дебаты» в России используются практически все известные форматы дебатов, а также наблюдается тенденция их совершенствования и модификации. Эта тенденция имеет международный характер и связана прежде всего с привнесением элементов политических дебатов в формат дебатов Карла Поппера, что нашло свое отражение в резолюции VII и VIII международных летних форумов, которые проходили в 2001 и 2002 годах в Санкт-Петербурге и Словакии.
Дебаты не только учат говорить аргументированно, они развивают лидерские качества. Вот Александр Печунов играл-играл на чемпионатах в «Салюте», а сейчас он председатель территориального совета по молодежной политике при администрации Белгорода и уже в качестве тьютора привез команду в Подмосковье. Его старшие дебютанты вышли даже в финал... Да, как говорят ребята из Медвежьих озер: «Хлопая ушами, летать не научишься».
А обсуждали ребята на заключительных прениях в 2011-м: необходима ли Интернету цензура? «Да, - уверяла команда защиты, - только так можно обезопасить общество от экстремизма и порнографии». «Нет, - утверждает команда отрицания, - цензура - это символ тоталитарного строя, свободное общество можно воспитать, только опираясь на свободу слова. А для того, чтобы человек не поддавался влиянию извне, нужно больше обращать внимания на формирование его внутренней культуры, строящейся на принципах толерантности и нравственности».

пос. Костино, Пушкинский район