Согласно федеральной целевой программе «Русский язык», Закону РФ «О государственном языке РФ» в настоящее время необходимо продолжить работу по созданию предпосылок для бесконфликтного функционирования русского языка в условиях двуязычия, по обеспечению обучения русскому языку в школах на базе новейших образовательных технологий, внедрения нового поколения учебников, создания и освоения современных методов преподавания русского языка в школе.
На уровне практически каждого образовательного учреждения идет поиск условий и средств удовлетворения потребностей в образовании, адаптации, поддержке и защите различных этнических общностей и отдельных личностей учащихся-мигрантов на основе диалога, взаимообщения и взаимодействия культур.
В современных условиях миграции населения становится очевидным, что назрела необходимость в развитии познавательного интереса к русскому языку в процессе обучения в классах с многонациональным составом. Создание на уроках русского языка условий, благоприятных для выражения ребенком своей языковой индивидуальности, для реализации творческих способностей, является фактором, необходимым для развития познавательного интереса.
Не вызывает сомнения тот факт, что многонациональные классы становятся массовым явлением. В нашей школе обучаются 64 ученика-мигранта, что составляет 19 процентов, 12 национальностей: армяне, азербайджанцы, гагаузы, грузины, даргинцы, корейцы, лезгины, молдаване, таджики, татары, узбеки, украинцы.
В ходе нашего исследования было установлено, что большой процент учащихся-мигрантов (43 процента) негативно относятся к изучению предмета «Русский язык», считая его скучным, неинтересным. Главная причина такого отношения - в трудности самого предмета.
Поэтому методику обучения русскому языку в классах с многонациональным составом учителя строят на основе учета особенностей родного языка учащихся.
Сопоставительный метод дает возможность предсказать те трудности, с которыми встретятся учащиеся. Они обусловлены расхождениями в системах разных языков.  Например, типичными для азербайджанцев являются ошибки в написании слов, где есть буквы е, ё, ю, я, в употреблении мягкого знака после шипящих, в выборе гласных после шипящих и ц.
Результаты сопоставительного анализа, проводимого в системном порядке, позволяют учителю уменьшить количество ошибок в устной и письменной речи на основе принципов дифференциации и индивидуализации обучения. Следовательно, методическая система обучения русскому языку должна быть построена не только с учетом закономерности усвоения нового языкового материала, но и должна быть направлена на устранение причин, затрудняющих это усвоение. Учителю, обучающему нерусских детей, важно видеть все трудности в комплексе: фонетические, лексические, грамматические.
Важная проблема детей-мигрантов - проблема двуязычия. Язык - не только средство общения между человеческими группами, но и форма выражения различных культур. Знание русского  языка позволяет избежать недопонимания, недоразумений в общении и взаимодействии.
Нами были апробированы разнообразные формы и методы работы по русскому языку с детьми-мигрантами, основанные на  принципах народности, дифференциации, индивидуализации. Мы учитываем особенности языкового опыта учащихся, который целенаправленно воздействует на эмоционально-мотивационную сферу личности и способствует осознанию и выражению школьниками своей языковой индивидуальности.
Все это, безусловно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку и формированию механизмов адаптации детей-мигрантов к учебной деятельности в новом образовательном пространстве.
Проведя сравнительный анализ успеваемости детей-мигрантов и зависимости ее показателей от уровня владения русским языком в конце учебного года, можно сделать вывод, что успешное обучение в школе  детей-мигрантов напрямую зависит от владения русским языком обучения.
Сегодня можно с уверенностью говорить, что средний балл успеваемости по предмету «Русский язык» возрос, это свидетельствует об эффективности систематического применения (из класса в класс) принципов, методов, приемов и форм обучения, направленных на развитие познавательного интереса к изучению русского языка.
Итак, если ребенок-мигрант намерен обучаться в общеобразовательной школе в России, прежде всего он нуждается в помощи по изучению русского языка.
Педагогическая острота проблемы может быть смягчена с помощью дополнительного или компенсационного обучения.  В этом случае школьная программа должна включать в себя систематическое обучение учащегося русскому языку в рамках элективных курсов.
Организация интенсивного обучения русскому языку - наиболее оптимальный путь языковой адаптации детей-мигрантов.
Целью интенсивного обучения русскому языку нерусских учащихся является прежде всего обучение общению на изучаемом языке, обучение, направленное на овладение живой устной речью. Развитие речи предполагает совершенствование речевой деятельности - говорения, аудирования, чтения, овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной  и письменной речи.
Разумеется, для осуществления педагогической поддержки и защиты детей-мигрантов необходимы высокий уровень профессионально-личностной культуры педагога, его педагогическая компетентность, атмосфера сотрудничества в педагогическом коллективе, наличие реальной связи семьи, школы и социума.
Таким образом, образовательное пространство реализует  ценностное, бережное отношение к ребенку, гуманизацию отношений между людьми, поддержку и защиту, культурную идентификацию каждой личности.
Русский язык может и должен остаться средством для столь необходимого разным народам взаимопонимания.

Ираида КУЛЬКОВА, учитель русского языка и литературы
Клин