Первое, что нужно признать и с чем придется смириться: информационная революция позади, на дворе - сетевая реальность. Потому что революция - это, когда, пусть силой, пусть хитростью, ситуацию еще можно вернуть на старые рельсы. Нас же окружает необратимая данность: выросло уже целое поколение детей, которые, по словам хозяйки ток-шоу, телеведущей и члена Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования Тины Канделаки, даже школьные уроки делают в социальных сетях. И чем быстрее учитель поймет это и направит интернет-энергию своих детей в «мирное русло», чем быстрее заговорит с ними на одном языке, тем больше дивидендов получат и он, и его ученики, а в конечном итоге и общество в целом. Потому что, как заявил директор исследовательского департамента Кембриджского университета Дэн Бакли, «нет никаких технологий - есть только достижения ваших детей». И если доступ к информации сегодня - единственный путь к знанию и успеху, особенно в такой большой стране, как Россия, то истинный учитель-профессионал лишь из этого и должен исходить. Да, поначалу страшно, да, не всегда все получается, но, как объяснила директор департамента стратегии и инноваций в образовании компании Microsoft Мэри Куллинейн, не стоит сразу хвататься за какие-то грандиозные, масштабные проекты, лучше начать с малого, например с включения элементов ИКТ в один конкретный урок. И когда педагог увидит результат, когда поймет, какие горизонты открываются перед ним, он сам уже не сможет повернуть назад.
Среди участников ток-шоу  не только высокопоставленные управленцы, но и учителя: Энеко Беречки преподает английский язык в Будапеште и выступила как жюри форума, а Дана Типеи - информатику и физику в румынском городе Лугожа. И Венгрию, и Румынию, так же как и Россию, сотрясают реформы образования, и здешним преподавателям информационные технологии в новинку. Но все сомнения отступают, когда приходит понимание, сколько новых контактов и профессиональных связей можно завести, всего лишь вступив в педагогическое сетевое сообщество, как расширяется круг общения, а с ним растет и уровень мастерства, и уважение детей и начальства.
По словам директора Федерального института развития образования при Минобрнауки РФ Александра Асмолова, в наше «сетевое» время исчезла извечная оппозиция между столицей и провинцией, возможности уравниваются, и этим грех не пользоваться. Дело за малым: чтобы у людей по всей стране был реальный доступ к этим самым возможностям. Поэтому и необходимо введение индикатора сетевой мощности как каждой отдельной школы, так и государства в целом.
Главный научный сотрудник Федерального института развития образования Александр Уваров напомнил, что в этом году исполняется ровно 25 лет со дня начала информатизации российской школы. И не стоит сгущать краски, утверждая, что отечественный педагог - эдакий закоренелый консерватор, бегущий от новых технологий как черт от ладана. 10 тысяч учителей зарегистрировались на сайте, где проходил российский финал конкурса на лучший учебный проект с использованием ИКТ. Полторы тысячи учителей представили свои работы. Около сотни экспертов провели сетевую оценку. Эти цифры не могут не вызывать уважения, если учесть, что проблемы со свободным доступом в Интернет пока еще решены не везде.
В ходе ток-шоу участники и гости трижды брались за электронные пульты, чтобы принять участие в интерактивном голосовании и выразить свое отношение к глобализации в сфере образования, решить, кто несет ответственность за изменения в школе - правительство, учителя, родители или дети, какие вообще изменения школе нужны. Несмотря на то что аудитория собралась самая что ни на есть «продвинутая» и прогрессивная, сторонники устоявшихся традиций нашлись и тут. Что и позволило подвести под дискуссией яркую и многозначительную черту: перемены - не в машинах и программах, а в наших головах.



Заключение

Все три дня форума проходили семинары, лекции, мастер-классы и дискуссии, посвященные вопросам современного образования. А еще гостей форума ждали интересные экскурсии. Например, в Музей московского образования. Здесь из современности можно было попасть в прошлое, пролистать, проходя по залам, учебники XIX века, рассмотреть старинные расписания и фотографии педагогов еще Российской империи.
На третий день форума были подведены итоги конкурсных мероприятий.
Шесть педагогов из самых разных стран Европы получили главные призы. Еще 18 учителей были отмечены жюри за старание и уникальные инновационные подходы к обучению, при этом в их число вошли два преподавателя из России. Все 24 лауреата европейского конкурса представят свои работы на Всемирном форуме Microsoft «Партнерство в образовании», который состоится в городе Вашингтон, США, в ноябре 2011 года. Однозначными победителями по решению жюри были названы Жасмин Жазик (Jasmin Jusic) из Боснии и Герцеговины в категории «Продолжение обучения вне класса» («Extending learning beyond the class»), Антонин Секырка (Antonin Sekyrka) из Чешской Республики в категории «Совместная работа» («Collaboration»), Стивен Ронсийн из Бельгии в категории «Наиболее передовое использование технологий Microsoft в обучении» («Cutting edge use of Microsof technology for learning»), Роджер Листер и Кара Баркер из Швеции в категории «Формирование знаний» («Knowledge building and critical building»), Нарине Багдасарян из Армении в категории «Инновации в ответ на внешние вызовы» («Innovation in challenging context») и Марина Васильева из Македонии в категории «Выбор преподавателей» («Educators’ choice»).